Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АУДИТОРИЯ ИЗ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

Студенты представляют собой особую группу населения с повышенными факторами риска, влияющими на успешность обучения в условиях образовательного учреждения. К факторам, изменяющим внутреннюю среду учебных аудиторий, оказывающим неблагоприятное влияние на работоспособность, самочувствие и здоровье студентов, следует отнести микроклимат (температура, влажность, скорость движения возду ха, температура ограждающих поверхностей), аэроионный состав возду ха (легкие отрицательные и положительные аэроионы), содержание в нем химических веществ (антропотоксинов) и аэрозолей [1]. Одним из направлений деятельности образовательных учреждений является поиск оптимальных условий для интеллектуальной активности высокой продуктивности, сохранения физического и психического здоровья студентов. Гигиеническим методом, позволяющим стабилизировать параметры внутренней среды учебных помещений, является использование природных калийных солей [3,4]. Цель исследования – изучить гигиенические условия обучения студентов в сильвинитовой аудитории. Материалы и методы. Объекты исследования: - аудитория (площадь - 23,6 м2, объем – 69,85 м3), оборудованная двумя соляными экранами (общей площадью 7,9 м2), выполненными из плиток минерала сильвинита Верхнекамского месторождения калийных солей (Пермский край), возду хово дами для подачи атмосферного возду ха; соляными фильтрами; - обычная учебная аудитория, аналогичная соляной по площади и объему. Гигиенические исследования физических параметров внутренней среды аудиторий проводили трижды в течение занятия со студентами. Измерения параметров микроклимата осуществляли с помощью прибора TESTO 454. Радиационный фон определяли прибором РД-1503, количество аэроионов - малогабаритным счетчиком аэроионов - МАС – 01, концентрацию соляных аэрозольных частиц измеряли «Аэроконом-П». Производился расчет коэффициента униполярности, характеризующий отношение легких положительных к легким отрицательным аэроионам. Для статистической обработки данных применяли стандартный пакет программ Microsoft Office Excel 2007 и Statistica 6.0. Статистически достоверными считали результаты при значениях p <0,05.
Результаты и выводы
Проведенные гигиенические исследования микроклимата обычной аудитории показали, что температура воздуха при обучении студентов в начале занятий составляла 22,9±0,20 С, а в конце - 25,6±0,30 С, относительная влажность – 30,5±0,6% и 37,3±0,5%, скорость движения не превышала 0,2±0,001 м/с при всех измерениях.
В аудитории, оборудованной соляными экранами, температура воздуха достоверно возрастала с 21,7±0, 20 С (начало занятия) до 23,9±0,30 С (конец занятия), относительная влажность воздуха находилась в пределах 36,9±0,91%, скорость движения была на уровне 0,15±0,01 м/с. Все показатели были в пределах оптимальных величин. Температура поверхнос ти соляных экранов (21,1±0,230С→21,3±0,25→22,4±0,250С), при всех измерениях, была ниже, чем температура стен комнаты, которая соответствовала параметрам температуры воздуха . Фоновые показатели температуры обычной аудитории, в отличие от сильвинитовой, не были оптимальными, но и не выходили за пределы допустимых значений микроклимата [2]. Данное обстоятельство обусловлено физическими свойствами минерала сильвинита обладающего высокой теплоемкостью и теплопроводностью [5].
В аудитории без соляных экранов уровень радиационного фона в динамике занятий составлял 0,09±0,01 мкЗв/час. Содержание легких отрицательных аэроионов в течение занятий не превышало 84,5±7,5 ион/см3. Легкие положительные аэроионы увеличивались к концу занятия с 95±5 ион/см3 до 350,9±12,2 ион/см3.
Коэффициент униполярности превышал единицу, свидетельствуя о неблагоприятном состоянии внутренней среды в обычной учебной комнате.
В сильвинитовой аудитории средние значения радиационного фона в начале занятия были достоверно выше (0,18±0,002 мкЗв/час), чем в середине (0,17±0,0017 мкЗв/час) и в конце (0,14±0,004 мкЗв/час). Полученные данные соответствовали его естественным суточным колебаниям. Несколько повышенный радиационный фон, по сравнению с естественным, не вы хо дил за пределы допустимых санитарных норм и активизировал процессы аэроионизации возду ха. Так, в начале занятия средняя концентрация легких отрицательных аэроионов в возду хе соляной аудитории составляла 529,1±33,6 ион/см3 и была выше их содержания в середине и в конце (412,7±11,6 ион/см3 и 304,1±10,4 ион/см3 соответственно) (р<0,05). Количество легких положительных аэроионов достоверно
снижалось с 427,7±29,3 ион/см3 (начало) до 266,1±17,3 ион/см3 (середина), увеличиваясь к окончанию занятий до
320,9±19,8 ион/см3. Расчетный уровень коэффициента униполярности изменялся от 0,8 до 1,0, свидетельствуя о благоприятном состоянии аэроионизационной среды. Максимальная концентрация соляного аэрозоля в воздухе сильвинитовой комнаты была 0,16±0,02 мг/м3 с размером частиц 0,4-0,5 мкм.
Оптимальные аэроионизационные и микроклиматические условия в этой аудитории обеспечивала вентиляционная система производительностью– 103,4 м3/ч, обеспечивающая скорость воздушного потока в воздуховодах 2,16 м/с и трехкратный воздухообмен по притоку.
Таким образом, проведенные гигиенические исследования показали, что в сильвинитовой учебной аудитории за счет физико-химических характеристик минерала сильвинита, формируется специфическая внутренняя среда, которая может способствовать улучшению условий обучения, оптимизации работоспособности и психоэмоционального состояния студентов.

Список литературы

1. Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья студентов Дальневосточного федерального университета/ О.Б. Са харова, П.Ф. Кику, А.В. Гришанов, Т.В. Горборукова // Здравоохранение Российской Федерации. – 2012. - №2. – С. 38-41.
2. ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.
3. Соляное устройство для оздоровления учащихся: пат. 2011115339 РФ / Л.B. Кириченко, В.Г. Баранников, Е.А. Русанова, С.В. Дементьев №2462218; заявл. 18.04.11; опубл. 27.09.12. Бюл. №27 – С.5.
4. Психоэмоциональное и физиолого-гигиеническое состояние студентов при обучении в аудитории из природных калийных солей/ Д.А. Сидорова, Л.В. Кириченко, В.Г. Баранников, С.В. Дементьев // Пермский медицинский журнал. – 2014. - №2, том 34. – С.132-135.
5. Физиолого-гигиеническая концепция спелео- и солелечения / Черешнев В.А., Баранников В.Г., Кириченко Л.B., Дементьев C.B.- Екатеринбург: РИО УроРАН, 2013.- 184с.