Одной из приоритетных задач здравоохранения является сохранение здоровья детей и подростков. Большое количество авторов занимаются анализом состояния здоровья у детей школьного возраста с оценкой групп здоровья и спектров заболеваемости. Одним из важных критериев состояния здоровья является оценка физического развития [4]. В процессе обучения число подростков с дисгармоничным развитие уменьшается [9] в тоже время увеличивается количество детей с ожирением и метаболическим синдромом [2, 12]. Дети первых классов школ с отягощенным анамнезом имеют тенденцию к увеличению числа дисгармоничного типа развития [11].
К не менее важным компонентам здоровья отнесена общая заболеваемость, в ее структуре у детей и подростков максимальное количество приходится на болезни органов дыхания [1], которые занимают [7, 6] II место в структуре заболеваемости у младших школьников и III место – у детей 6-14 лет. На протяжении последних лет отмечено снижение темпов смертности от заболеваний органов дыхания [3]. У 49% детей первых классов школ в структуре болезней органов дыхания были отмечены гипертрофия небных миндалин и аденоидов [5], что является предвестником хронической ЛОР-патологии. К концу обучения в образовательных учреждениях увеличивается процент детей с хроническими тонзиллитами [10].
Нам не встретилось работ, которые были бы направлены на изучение параметров здоровья у детей после внебольничных пневмоний. Период диспансеризации детей, перенесших внебольничную пневмонию составляет в настоящее время 1 год. Все чаще возникает вопрос о необходимости столь длительного периода наблюдения. С целью аргументированного сокращения сроков периода диспансеризации проведена оценка состояния детей, перенесших внебольничные пневмонии. В своей работе мы использовали хорошо зарекомендовавший себя автоматизированный комплекс диспансерных осмотров (АКДО) [8]. Через 5,9±3,4 года после внебольничных пневмоний проведена оценка физического развития, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и заболеваемости органов дыхания. Целью исследования было оценить состояние здоровья детей, перенесших внебольничные пневмонии (ВП) и сравнить его с детьми без ВП в анамнезе.
Всего обследовано 444 ребенка, из них 222 ребенка перенесли внебольничную пневмонию (ВП), а 222 ребенка не болели пневмонией на протяжении катамнеза (группа сравнения), они сопоставимы по году рождения и полу (таблица 1).
Таблица 1. Возрастная характеристика детей, перенесших ВП и группы сравнения
|
Возраст |
ВП |
Группа
сравнения |
всего |
|
Медиана
(процентили) |
Медиана
(процентили) |
Медиана (процентили) |
|
|
Заболевания ВП, лет |
4,5 (2,5; 9) |
- |
4,5 (2,5; 9) |
|
Прохождения АКДО, лет |
12 (11; 13) |
11 (11; 12) |
11 (11; 13) |
ВП у детей протекала в разных формах, поэтому для удобства сравнительной оценки параметров, выделены следующие группы (таблица 2):
Таблица 2. Формы внебольничной пневмонии
|
Формы внебольничной пневмонии |
Всего, человек |
|
Тяжелые внебольничные пневмонии |
22 |
|
Нетяжелые внебольничные пневмонии |
200 |
|
Одна внебольничная пневмония |
191 |
|
Повторные внебольничные пневмонии |
31 |
|
ВП, пролеченные в поликлинике |
140 |
|
ВП, пролеченные в больнице |
82 |
|
ВП с сопутствующей патологией |
106 |
|
ВП без сопутствующей патологии |
116 |
|
Острые внебольничные пневмонии |
197 |
|
Затяжные внебольничные пневмонии |
25 |
|
I возрастная группа |
92 |
|
II возрастная группа |
57 |
|
III возрастная группа |
55 |
Диспансеризация проведена с использование автоматизированного комплекса диспансерных осмотров (АКДО), благодаря чему получены данные об уровне физического развития, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), ЛОР-патологии. После дообследования у ЛОР-врача и аллерголога получены данные о заболеваниях дыхательной системы.
Оценка физического развития состояла из измерения роста, веса, окружности грудной клетки. Данные вносились в заданную программу, в формализованном заключении получены данные об уровне физического развития. Гармоничное развитие представлено тремя соматотипами: макросоматическое, мезосоматическое, микросоматическое. При наличии дисгармоничного развития, ребенок проконсультирован эндокринологом для уточнения диагноза. В структуре дисгармоничного развития у исследованных детей выделена следующая патология: конституциональные низкорослость и высокорослость, ожирение.
Согласно полученным данным, после перенесенной ВП, у 179 (81%) детей наблюдалось гармоничное развитие (среди них мальчиков – 41%, девочек – 59%), у 43 (19%) выявлено дисгармоничное развитие (среди них мальчиков – 51%, девочек – 49%).
В структуре гармоничного развития у 115 (52%) детей после ВП выявлен мезосоматический тип, 93 (42%) ребенка имели макросоматический и у 13 (6%) детей наблюдался микросоматический типом развития.
В структуре дисгармоничного развития преобладали дети с ожирением, на их долю 30 (70%) человек, в 3 раза меньше, а именно 10 (23%) детей имело узкую грудную клетку и у 3 (7%) ребенка диагностирована конституциональная высокорослость (рисунок 1). У девочек преобладала высокорослость, у мальчиков – узкая грудная клетка, количество детей с ожирение у детей разного пола было одинаковое количество. Не выявлено детей с белковоэнергетической недостаточностью и низкорослостью.
Рисунок 1. Структура дисгармоничного физического развития у мальчиков и девочек после внебольничной пневмонии
Для того, чтобы понимать, способствовала ли ВП формированию дисгармоничного развития или это общая тенденция детей данного возраста, для этого было сопоставлено физическое развитие у детей с ВП и групп сравнения и проанализировано развитие детей на протяжении катамнеза.
При сравнении количества детей с гармоничным развитием между разными формы ВП и группами сравнения, достоверные различия не найдено (рисунок 2).
Однако среди детей, перенесших тяжелую ВП достоверно больше детей с макросоматическим типом развития, по сравнению с детьми группы сравнения (р=0,02). У детей с ВП, пролеченных в поликлинике достоверно чаще отмечался макросоматический тип развития (р=0,005) и выявлялась высокорослость (р=0,03), чем у детей группы сравнения. У этих же детей достоверно меньше наблюдалось микросоматическое развитие (р=0,03), по сравнению с детьми без ВП в анамнезе.
Достоверных различий в уровнях дисгармоничного развития у детей с ВП и групп сравнения не найдено (рисунок 3).
Тем не менее, надо отметить, что максимальное количество детей с дисгармоничным развитием наблюдалось в группах детей с тяжелыми (41%), повторными (29%) и затяжными (32%) ВП. Достоверно больше детей после тяжелой ВП имели дисгармоничное развитие, по сравнению с детьми после нетяжелой ВП.
Для того чтобы понимать, связаны ли подобные изменения у детей с перенесенными ВП или они закономерны и эти изменения сопровождают ребенка на протяжении жизни, проведен анализ дисгармоничного развития на протяжении катамнеза. Проведен сравнительный анализ уровня физического развития в возрастах 1год, 1-3 года, 4-7 лет и 8-11 лет. Отмечено неуклонное уменьшение числа детей с гармоничным и увеличение детей с дисгармоничным развитием во всех исследованных группах, кроме групп детей без сопутствующей патологии, II и III возрастных групп. Наблюдается общая тенденция увеличения количества детей с ожирением на протяжении катамнеза. Данные изменения дают право утверждать, что пневмония не влияет на тип физического развития.
Оценка жизненной емкости легких (ЖЕЛ) проведена с использованием спиротеста Rister. Так как этот метод исследования имеет свои достоинства и недостатки, поэтому ЖЕЛ оценена между группами детей, перенесших внебольничные пневмонии и группами сравнения. Среднее значение ЖЕЛ у детей с ВП по данным составило 1958 ±694 мл, а у детей без ВП - 1881±559 мл (р=0,59). При сравнении данных ЖЕЛ между детьми после разных форм ВП и группами сравнения, достоверных различий получено не было (р>0,05).
У детей после тяжелых, затяжных, повторных ВП, а также после ВП, пролеченных в больнице и с сопутствующей патологией при сопоставлении с группой сравнения достоверно чаще наблюдалась патология ЛОР-органов (таблица 3). В ее структуре основная доля приходится на гипертрофию миндалин и аденоидов.
Таблица 3. Сравнительная характеристика детей с ЛОР-патологией по данным АКДО между разными формами ВП и группами сравнений
|
Формы внебольничной пневмонии |
ВП |
Группа сравнения |
Р= |
||
|
абс |
% |
абс |
% |
|
|
|
Тяжелые ВП, n=22 |
11 |
50 |
3 |
14 |
0,009 |
|
Затяжные ВП, n=25 |
9 |
36 |
3 |
12 |
0,037 |
|
С сопутствующей патологией, 106 |
37 |
35 |
19 |
18 |
0,005 |
|
Пролеченные в больнице, n=82 |
30 |
37 |
11 |
13 |
0,0006 |
|
Повторные, n=31 |
11 |
35 |
3 |
10 |
0,015 |
Выводы:
1.Достоверных различий в уровнях физического развития у детей с ВП и без них не получено. Во всех изученных группах преобладали дети с гармоничным развитием. Максимальное количество детей с дисгармоничным развитием отмечено в группах тяжелых, повторных и затяжных ВП.
2. По мере взросления наблюдалось достоверное уменьшение числа гармоничных и увеличение количества дисгармонично развитых детей. С возрастом у детей всех групп, кроме группы без сопутствующей патологии, II и III возрастных групп отмечено увеличение числа детей с ожирением.
3.Величина ЖЕЛ у детей с ВП и групп сравнения идентичны
4. Дети с тяжелыми, затяжными, повторными ВП, а также ВП с сопутствующей патологией и пролеченные в больнице достоверно чаще болеют ЛОР-патологией, в отличии от детей групп сравнения. Соответственно эти дети нуждаются в динамическом наблюдении педиатра после ВП.
1. Авсаджанишвили В.Н., Полунина В.В. Особенности состояния здоровья детей, страдающие заболеваниями органов дыхания // Вестник Росздравнадзора. 2012. (5) 35-38.
2. Алешина Е.И., Воронцова Л.В., Кликунова К.А., Шик О.В. Региональные особенности антропометрических показателей у детей Санкт-Петербурга // Детские болезни. 2014 (2) 17-21.
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации //Российский педиатрический журнал. 2012. (6) 4-9.
4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков – залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) // Вестник РАМН. 2014 (5-6) 65-70.
5. Галеева Р.Т., Струков В.И., Алленова Ю.Е., Долгушкина Г.В., Астафьева А.Н. Комплексная оценка состояния здоровья детей, поступающих в 1-й класс многопрофильной гимназии // Педиатрия. 2015 Том 94 (5) 161-164.
6. Земляной Д.А., Львов С.Н. О региональных особенностях состояния здоровья школьников Санкт-Петербурга // Педиатр. 2013. Том 4 (4) 65-68.
7. Калмыкова А.С., Федько Н.А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010. (2) 30-33.
8. Руденко Н.Н., Мельникова И.Ю. Возможности автоматизированного комплекса диспансерного обследования в оценке состояния здоровья детей // Вестник Санкт- Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2011. Том 3 (3) 46-51.
9. Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2013 (8) 9–12.
10. Теннер Е.А., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. Динамическая оценка состояния здоровья детей, начавших обучение в школе в разном возрасте // Педиатрия. 2013. Том 92 (1) 149-157.
11. Тулякова О.В., Авдеева М.С. Влияние факторов перинатального анамнеза на физическое развитие первоклассников // Педиатрия. 2015. Том 94 (2) 199-201.
12. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конъ И.Я., Мартинчик А.Н., Углицких А.К., Коростелева М.М., Тоболева М.А., Алешина И.В. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Спиранского. 2014. Том 93 (5) 28-31.