В структуре профессиональных заболеваний России заболевания от воздействия производственных факторов физической природы (вибрация, шум, различные виды ионизирующих и неионизирующих излучений, неблагоприятный микроклимат и пр.) занимают ведущее место: 45,32% в 2010г; 46,25% в 2011г; 47,4% в 2012г. Основное место среди всех профессиональных заболеваний, вызванных физическими факторами производственной среды, профессиональной тугоу хости принадлежит основной удельный вес, показатели которого в течение последних лет имеют тенденцию к росту: в 2008г. -49,0%; в 2009 – 52,3%: в 2010 – 56,4%; в 2011 – 59,0%; в 2012 – 60,0%. Это связано с тем обстоятельством, что имеется значительное число рабочих мест, где шум превышает допустимые санитарно-гигиенические регламенты. Так, по данным Росстата за 2009-2012гг. число работников, подвергающихся воздействию повышенных уровней производственного шума, составляет более 3 млн. человек [2]. Показатель числа «шумоопасных» рабочих мест на различных видах транспорта также имеет тенденции к увеличению: в 2009г. -14%, в 2012г.-34,5%. Поскольку, производственный шум вызывает нарушения в слу ховом анализаторе, обусловливая развитие профессиональной тугоу хос ти, показательным является и увеличение числа этого заболевания среди работников различных видов транспорта: в 2009г. - 39,67%, в 2010 - 40,34%, в 2011 - 33,24%; в 2012 - 37,0%.
На железнодорожном транспорте России число рабочих мест, характеризующихся повышенными уровнями производственного шума достигает 48%. Наиболее «шумоопасными» участками на железнодорожном транспорте являются подвижной состав, территория стрелочного поста и района, путевой и вагонное хозяйство, вагоно- и локомотиворемонтные заводы и депо. Основными профессиями, работники которых подвергаются воздействию повышенных уровней шума, являются: работники локомотивных бригад, водители и помощники самоходной железнодорожной техники; дежурные парка железнодорожных станций, стрелочного поста, разъезда и переезда, составители поездов, осмотрщики вагонов, регулировщики скорости движения; мастера производственных участков; слесари на безотцепочном ремонте подвижного состава; кондукторы грузовых поездов; механики рефрижераторных секций; бригадиры по текущему ремонту пути, монтѐры и обходчики пути и искусственных сооружений; операторы и помощники операторов дефектоскопных тележек; электромеханики и электромонтѐры СЦБ; работники вагоно- и локомотиворемонтных заводов и депо (кузнецы, штамповщики, обрубщики, формовщики, слесари и пр.) [4].
Число профессиональной тугоу хости в структуре профессиональных заболеваний железнодорожников значительно и составило в 2008г. - 55%, в 2009 – 64%; в 2010г. – 61%, в 2011г. – 62,5%; в 2012г.- 72,9%. При этом, наиболее часто данное заболевание диагностируется среди представителей «элитной» железнодорожной профессии - работников локомотивных бригад (табл. 1) [1, 3].
Профессиональной тугоу хос ти подвержены представители «шумоопасных» профессий железнодорожного транспорта, проработавшие в профессии более 10- лет, при этом, являясь лицами далеко не пенсионного возраста
– 40-49 лет, что определяет не только медицинские, но и социально-экономические аспекты данной проблемы.
Следует особо отметить, что страдает качество диагностики начальных нарушений в слуховом анализаторе, которые, при своевременной реабилитации, могут продлить профессиональную трудоспособность работника. Рис. 1. иллюстрирует, что только около 30% первично диагностированных случаев профессиональной тугоухости у железнодорожников являются лѐгкими степенями нарушениями слу ха , в то время как около 70% - лица с умеренной и значительной степенью снижения слу ха, которые являются противопоказанием для продолжения работы, связанной с обеспечением движения поездов.
Таблица 1
Показатели заболеваемости профессиональной тугоу хостью у работников железнодорожного транспорта за 2002 – 2012 гг. (%)
|
Год |
Всего среди работников ж.д.т. |
Среди работников локомотивных бригад |
|
2002 |
32,94 |
75,00 |
|
2003 |
38,50 |
66,07 |
|
2004 |
42,00 |
72,86 |
|
2005 |
61,0 |
66,7 |
|
2006 |
53,0 |
64,8 |
|
2007 |
56,0 |
78,0 |
|
2008 |
55,0 |
67,0 |
|
2009 |
64,0 |
48,0 |
|
2010 |
61,0 |
60,7 |
|
2011 |
62,5 |
48,2 |
|
2012 |
72,9 |
51,0 |
Рис.1. Процентное распределение случаев профессиональной тугоухости среди работников железнодорожных профессий по степени тяжести снижения слуха.
Таким образом, работодатель теряет огромное количество высокооплачиваемых квалифициро ванных кадров и вынужден готовить новых представителей этих профессий, неся при этом большие экономические потери. В свою очередь, признание профессиональной непригодности обусловливает потерю любимой профессии, а размеры материальной компенсации потери здоровья от профессионального заболевания далеко не всегда удовлетворяют запросам работника. Возникают спорные, конфликтные ситуации, значительно уху дшающие качество жизни пациента и врача.
Кроме того, как следует из Табл.2, нарушения слу ха выявляются у работников локомотивных бригад, работающих в условиях нормативных уровней шума, что подчеркивает усугубляющее влияние наряду с шумом производственной вибрации, вынужденной рабочей позы и психо -эмоционального напряжения.
Таблица 2
Показатели слу хо вых порогов у водителей локомотивов, работающих в условиях воздействия нормативныхуровней шума.
|
№ пп |
Состояние слу ха |
Стаж работы |
ИТОГО |
|||||
|
до 10 лет |
более 10 лет |
|||||||
|
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|||
|
1 |
Признаки воздействия шума на орган слу ха («А») |
17 |
6,3 |
32 |
24,6 |
49 |
12,3 |
|
|
2 |
Нейросенсорная тугоу хость с лѐгкой степенью снижения слу ха («В») |
- |
- |
11 |
8,5 |
11 |
2,7 |
|
|
Итого: |
17 |
6,4 |
43 |
33,1 |
60 |
15 |
||
|
3 |
Кондуктивная тугоу хость I, II степени |
Правосторонняя |
- |
- |
2 |
1,5 |
2 |
0,5 |
|
Левосторонняя |
1 |
0,3 |
10 |
7,7 |
11 |
2,8 |
||
|
Дву хсторонняя |
- |
- |
3 |
2,3 |
3 |
0,7 |
||
|
Итого: |
1 |
0,3 |
15 |
11,5 |
16 |
4 |
||
|
Всего с нарушениями слу ха |
18 |
6,7 |
58 |
44,6 |
76 |
19 |
||
|
4 |
Нормальный слух |
252 |
93,3 |
72 |
55,4 |
324 |
81 |
|
|
ВСЕГО ОБСЛЕДОВАНО |
270 |
100 |
130 |
100 |
400 |
100 |
||
Таким образом, имеются актуальные аспекты снижения частоты нарушений слу ха у работников железнодорожных профессий, связанные с учѐтом и нивелированием вредных производственных факторов, влияющих на слу хо вой анализатор, а также необ хо димостью как можно более раннего выявления первичных и лѐгких нарушений слуха у работников «шумоопасных» профессий с целью пролонгирования их профессионального долголетия.
Список литературы
1. Булацкая Т.В., Меркулова Е.П., Панкова В.Б. Экспертиза состояния здоровья работников локомотивных бригад с профессиональной сенсоневральной тугоухос тью в динамике. Вестник оторинола¬рингологии. 2013. № 4. С. 31-34.
2. Информационный сборник статистических и аналитических материалов «О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2012году». М: ФБУЗ « Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы Роспротребнадзора; 2011; 76с.
3. Панкова В.Б., Капцов В.А., Каськов Ю.Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональной тугоу хости у работников локомотивных бригад. Бюллетень Восточно -Сиб.научного центра РАМН, Материалы Всерос. научно-практ. конф. « Воздействие физических факторов на организм работающих: проблемы и пути их решения». Иркутск, 24-26 мая 2006г. С.38-41.
4. Панкова В.Б., О.Н. Родионов, Ю.Н. Каськов. Патология внутреннего уха от воздействия производственного шума у работников транспорта Материалы 1-го междисциплинарного конгресса по заболеваниям органов головы и шеи. Москва, 27-29 мая 2013г. С.92-93.