Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации. Кроме того, в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности участвуют граждане и общественные объединения. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации. В пределах своих полномочий он утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности; формирует и возглавляет Совет Безопасности; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности.
В своей деятельности по осуществлению политики безопасности Президент опирается на Совет Безопасности – конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. В соответствии со своими задачами и функциями Совет Безопасности образует рабочие органы – межведомственные комиссии и Научный совет при Совете Безопасности, которые осуществляют подготовку предложений и рекомендаций по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и исполнения решений Совета Безопасности. Постоянные и временные межведомственные комиссии в своей работе взаимодействуют с аппаратом Совета Безопасности, который является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации включает, помимо органов государственной власти, принимающих важнейшие решения с сфере безопасности, также и негосударственные структуры. Так, научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и его рабочих органов осуществляет Научный совет при Совете Безопасности. В состав Научного совета входят представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты. Состав Научного совета позволяет подключать к проведению исследований по вопросам внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности крупные высококвалифицированные научные коллективы, что позволяет осуществлять анализ широкого круга проблем безопасности, имеющих жизненно важное значение для государства. Научный совет должен решать задачи не только по научно-методологическому обеспечению деятельности Совета безопасности, но и по проработке актуальных вопросов стратегии развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, прогнозировать угрозы безопасности страны, а также давать экспертную оценку эффективности государственной политики по парированию этих угроз. Члены Научного совета могут привлекаться для научной экспертизы документов по вопросам национальной безопасности, участвовать в подготовке аналитических материалов к заседаниям Совета безопасности, осуществлять сравнительный анализ теории и практики обеспечения национальной безопасности в других странах. Решения Научного совета носят рекомендательный характер. Они могут учитываться в деятельности Совета безопасности, но окончательное решение всегда принадлежит Президенту Российской Федерации. При Совете безопасности также функционирует Экспертный совет – научно-консультативный орган, выполняющий научные, экспертные исследования с целью выработки рекомендаций в сфере обеспечения национальной безопасности. Членами совета являются ведущие ученые, аналитики, представители научно-исследовательских центров и неправительственных организаций. Участие негосударственных институтов, образований, органов и организаций в принятии решений в области национальной безопасности является важным свидетельством формирования общественной системы обеспечения национальной безопасности. Это позволяет говорить о наличии и одновременном функционировании общественной и государственной систем обеспечения национальной безопасности. По замечанию С. А. Бабуркина, развитие негосударственных структур, действующих в сфере безопасности, важно и необходимо для формирования гражданского контроля над органами безопасности, силовыми структурами и политикой государства в области безопасности. Их деятельность способствует независимой экспертной оценке положения дел в области национальной безопасности России, государственной политики в этой сфере, выработке альтернативных концепций и программ. Коллектив исследователей РАГС также высоко оценивает роль общественной системы обеспечения национальной безопасности (ОСОНБ), которая «..является неотъемлемой составной частью целостной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Исходной посылкой ее права на существование и развитие является та истина, что гражданское общество не идентично государству. Гражданское общество выше государства. Государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и потому имеет все основания направлять и контролировать их деятельность, исходя из ценностных представлений и закона».
Другим важным аргументом в пользу общественной системы обеспечения национальной безопасности является признание национальных интересов приоритетными над всеми остальными (групповыми, классовыми, этническими, корпоративными и др.), а также примата безопасности личности и общества над безопасностью государства. А это означает, что в обеспечении безопасности граждан, страны нельзя полагаться только на государство, его структуры. В связи с этим формулируется ряд задач политики обеспечения национальной безопасности в различных сферах: обеспечение широкого участия гражданского общества в разработке и осуществлении решений, определяющих функционирование и благосостояние личности и семьи; разработка широкомасштабных моделей устойчивого экономического роста и устойчивого развития. Поощрение интеграции демографического аспекта в экономические стратегии и стратегии развития, способствующей ускорению темпов устойчивого развития и искоренению нищеты и повышению качества жизни населения; внедрение справедливого и недискриминационного распределения выгод, обусловленных ростом, среди социальных групп и регионов; обеспечить взаимодействие рыночных сил, способствующих эффективности и социальному развитию; создание благоприятной и стабильной политической и правовой структуры, способствующей взаимному укреплению связи между демократией, развитием и правами человека и основными свободами; активизация политических и социальных процессов, характеризующихся недопущением изоляции и соблюдением принципа плюрализма и многообразия, включая национально-этнические, культурные и религиозные многообразия; укрепление роли семьи в соответствии с принципами, целями социального развития; расширение доступа к знаниям, технологии, образованию, медицинскому обслуживанию и информации; укрепление солидарности, партнерства и сотрудничества на всех уровнях; разработка и реализация государственной политики, создающей возможности здоровой и продуктивной жизни людей; охрана и сохранение окружающей природной среды в контексте сориентированного на людей устойчивого развития. По мнению авторов, в России еще не сложился единый общефедеральный механизм выработки, принятия и осуществления решений в области национальной безопасности. Пока можно говорить лишь о наличии возможностей для полноценного функционирования системы обеспечения национальной безопасности и формирования зрелого гражданского общества. Процесс включения гражданского общества в систему обеспечения национальной безопасности невысоко оценивается и другими исследователями. Так, С. Н. Соколова отмечает, что низкая эффективность отечественной власти обусловлена отсутствием цели, больше теоретической, а не практической направленностью в действиях российских властных структур, озабоченных зачастую решением личных вопросов, чем социальных и общественных проблем российских граждан. Это означает, что действия власти и достигаемые ею практические результаты, в том числе и в сфере безопасности, должны контролироваться общественностью. В противном случае власть не отвечает перед обществом за принимаемые, реализуемые политические решения и действия. Проникновение общественного контроля в «коридоры власти» часто в России приобретает тенденциозный характер, специфический оттенок прогнозируемого социального заказа, не отражающего реальное содержание общественных отношений, потребностей российских граждан. Непротиводействие коррупции вызывает отторжение и неприятие политики государства со стороны большинства граждан, неуверенность в проводимых политических реформах. А это в свою очередь вряд ли может способствовать мобилизации граждан и общественности на поддержку действий власти в сфере безопасности. Авторы Доклада по актуальным проблемам участия гражданского общества в обеспечении национальной безопасности РФ отмечают, что наибольшая активность организаций гражданского общества проявляется только в вопросах обеспечения социальной безопасности при относительном равнодушии к политической и военной безопасности. Для того чтобы гражданское общество эффективно функционировало, отстаивало свои интересы, способствовало поступательному и динамичному развитию системы национальной безопасности необходим ряд условий: должны быть созданы благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций, а граждане – активно участвовать в их работе; взаимоотношения гражданского общества с политической властью должны быть взаимно уважительными, учитывающими обоюдные интересы. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна представлять собой организационное построение единой государственной и негосударственной системы обеспечения национальной безопасности. 

 Список литературы
1. Бабуркин С. А. Гражданское общество и национальная безопасность России [Электрон. ресурс ] // Профессионалы за сотрудничество. – Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/book3/bab.htm
2. Буркин А. И. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. – М.: РАГС, 2008.
3. Общественная Палата РФ. Доклад по актуальным проблемам участия гражданского общества в обеспечении национальной безопасности РФ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.oprf.ru/documents/1151/1897/
4. Соколова С. Н. Государственное регулирование сферы безопасности // Власть. 2007. №11. С. 81
5. Соловьев В. Академиков призвали в большую политику // Независимое военное обозрение. 2009. 4 марта.
6. Указ Президента РФ от 6 мая 2011г. №590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071261/