Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАРОЖДЕНИЕ «ГРАЖДАНСКОГО ГУМАНИЗМА» В ТВОРЧЕСТВЕ КОЛЮЧЧО САЛЮТАТИ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
В конце XIV и начале XV в. гуманизм распространяется не столько вглубь, сколько вширь. В разных городах Италии гуманисты пишут трактаты, читают лекции, вступают в диспуты. Во время господства экономической и политической раздробленности страны, культура Возрождения, гуманизм, воспринятые в крупных и мелких городах, стали факторами, в определенном смысле объединяющими Италии. Ведущим центром гуманизма становится самый развитый город Италии – Флоренция, удержавшая это первенство на протяжении всего Кватроченто. С конца XIV в. здесь активно выступает целая плеяда гуманистов, тесно связанных друг с другом. Характерной чертой флорентийского гуманизма Кватроченто являлось его гражданское звучание. Расширяя круг проблем, касающихся человека, ренессансные мыслители обратились к вопросу о его месте в обществе. Гуманизм на этом этапе своего развития отмечался действенностью, практической направленностью, стремлением преобразовать общество в новом духе. Гражданское направление в гуманизме, питавшееся коммунальными традициями зародилось во Флоренции, ибо в то время из крупных городов Средней и Северной Италии (наиболее развитой части страны) лишь Флоренция (да еще олигархические Венеция и Генуя) сохраняла республиканский строй. Демократия, хотя и ограниченная властью узкого круга богатых пополанов, все же резко отличала Флоренцию от тираний, утвердившихся в других мелких государствах, что создавало особый психологический фон в городе, Громкому звучанию этого лейтмотива способствовала и политическая обстановка. Усилившаяся миланская тирания Висконти поглотила в 1387 - 1388 гг. две более слабые синьории – Верону и Падую. В 1402 г. почти вся Центральная Италия признала власть миланского герцога. Флоренция осталась единственной силой, сопротивлявшейся Милану и защищавшей коммунальные традиции итальянских городов-государств, Личностью, ставшей связующим звеном между ранним гуманизмом и гражданским гуманизмом, был Лино Колюччо Салютати (1331-1406). Он родился в небольшом тосканском городке Стиньяно, принадлежал к старинному рыцарскому роду. Детство и юность Салютати прошли в Болонье, где он окончил юридический факультет крупнейшего в Европе университета. В 1351-1367 гг. он служил судьей, позже – канцлером коммун Тоди, Лукки, Стиньяно. С 1374 г. Салютати во Флоренции. В следующем году он получает должность канцлера коммуны, которую занимал более 30 лет, вплоть до смерти. Флоренция высоко ценила заслуги своего канцлера – прекрасного оратора и искусного политика, славного по всей Италии – его роду навечно было даровано право гражданства. Канцлер-гуманист призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свобода воли у человека и отрицательно относился к. пассивности и покорности, что в корне противоречило феодально-церковному мировоззрению. Колюччо Салютати, блестяще сочетавший занятия наукой с политической деятельностью, выступил с широкой идейной платформой, в которой, пожалуй, главным было понимание гуманизма (studia humanitatis) как комплекса культуры, необходимого для формирования нового человека. Воскрешая тезис Аристотеля об активной жизни как важнейшем призвании человека. Салютати пришел к выводу, что царство добра и мира люди могут создать на земле лишь в упорной борьбе и труде. Основное оружие человека в борьбе с дьяволом – воля. В рассуждениях Колюччо бог выступает не как главный творец благ на земле, а лишь как гарантия создания этих благ усилиями самих людей. Созданное свободными людьми благо (а свободу Салютати воспевает как необходимое условие проявления воли человека) – благо общественное, и оно должно закрепляться справедливыми законами, которые направляли бы всю деятельность людей и тем самим объединяли бы их в общество. Этот тезис положен в основу всей гражданской, социальной этики Салютати. Вывод из этого тезиса у К. Салютати таков: поскольку законной властью является справедливость, то уважение к ней есть добродетель, а высшее ее проявление – любовь к Отечеству. Служение Отечеству, деятельное исполнение гражданского долга – таков смысл добродетельной жизни. Проблеме свободы и тирании посвящен трактат Колюччо Салютати «О тиране». Свобода и тирания для Возрождения – два взаимоисключаемых понятия. «Внутренней целью трактата является защита политико-исторической философии Данте при помощи интеллектуального оружия, заимствованного из гуманизма Петрарки» [2; 37]. Тиран, по мнению Салютати тот, кто захватывает власть, не обладая на это правом (действительным тиран), одновременно тиран и тот, кто имея законные основания власти, правит сурово, либо прав и законов не соблюдает (скрытый тиран). Полномочия правителя на власть передаются ему народом, и это должно быть не формальной процедурой, а актом молчаливого согласия. Если власть правителя узаконивается таким образом, а сам он служит справедливости и соблюдает законы, – то он является законным. Установив признаки тирании, гуманист решает вопрос о правомерности убийства тирана. Что касается действительного тирана, то народ не только вправе, но и обязан его убить. Сложнее с законным правителем, деградировавшим в тирана, здесь вопрос решается большинством народа. «Законно будет то, что сделает большинство» [5; 38], - пишет Салютати. Рассматривая концепцию свободы, он приводит следующие соображения: во-первых, свобода – политический режим, который в любом случае не должен быть тираническим: каждое государство, если оно управляется законным и справедливым государем – свободно. Во-вторых, свобода – независимость государства (его внешний суверенитет) и его право на отражение внешней агрессии. Здесь, в этих рассуждениях вновь просматривается приверженность гуманиста к монархии. Все это находится в кажущихся непримиримых противоречиях с республиканским образом правления, демократи-ческими институтами в «Инвективе против винчетинца Антонио Лоски». Однако, если попытаться уяснить систему категорий, которыми Салютати оперирует, то эта пропасть становится, на наш взгляд, не такой уж непроходимой. Салютати систематизирует формы государства на различиях уровнях политической общности: королевство относит к уровню республики; политическое государство – провинции или города; деспотию – дома. Видимо, для гуманизма до Макиавелли, республика – это любое государство, государство как таковое, основывающееся на законах. Монархия, аристократия и демократия не столько формы правления, сколько организации власти. В монархии ее представляет один, в аристократии – малое число граждан, в демократии – все. Именно в смысле способа организации власти и отдает Салютати (как мы полагаем) предпочтение правлению одного. Только сильная единоличная власть способна защитить государство от внешней агрессии, только она может обеспечить свободу.
Однако Салютати – гуманист, при несомненных его симпатиях к универсальный категориям (свойственным средневековью), больше интересует реальное. В многочисленных своих письмах и «Инвективе…», будучи выразителем интересов локального, гуманист выступает в защиту республиканского режима в целом и флорентийского в особенности, расценивая с этой точки зрения правление одного как эквивалент тирании. Ему принадлежит заслуга основателя республиканской идеологии, развернутое обоснование которой даст следующее поколение флорентийских гуманистов. Итак, можно сказать, что политические воззрения Салютати свидетельствует о борьбе средневекового и ренессансного взглядов на государство, христианского универсализма и рождающегося городского регионализма. Заслуга Колюччо Салютати и в том, что он намечает новый подход к государству как исторически конкретному феномену с собственными закономерностями функционирования. Его творчество – свидетельство постепенного отхода от средневековой идеи статической империи и осознания естественноисторических изменений в государственной и политической сфере.

Список литературы
1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV— XV веков. М, 1977.
2. Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения: Гуманизм конца XIV-XV веков. Л., 1984.
3. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под редакцией Л.М. Братиной. М., 1985.
4. Сопов А.В. Социально-политические взгляды итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Краснодар, 1988.
5. Epistolario di Coluccio Salutati./A cura di P. Novati, v. I—IV. Roma, 1891—1911; v. III. 1896; v. IV, p. I, 1905.
6. Ullman B. L. The humanism of Coluccio Salutati. Padova: Antenore, 1963.
7. Will R. C. Colluccio Salutati and his public letters. Geneve: Droz, 1976.