Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Понимание развития массовой культуры невозможно без исследования сущности информационных процессов. В рамках современной массовой культуры коммуникация, являясь информационно-коммуникативной системой, рассматривается с точки зрения ее онтологического значения. В исследовании функционирования информационных потоков наибольшее значение имеет макросоциальный уровень, когда именно общественная масса выступает в качестве субъекта коммуникации, а не отдельные группы. С точки зрения концепции социокультурной динамики, умножение информации как основного параметра эпохи и внутреннего свойства культуры «создает основу и условия для выбора новой программы развития общества», выделяя культуру в качестве «базового параметра порядка развивающейся социальной системы»[2]. Коммуникация, как взаимодействие по поводу осуществленного смыслового выбора является формой движения информации, поэтому в данном контексте можно подчеркнуть, что для информационного множества обмен смыслами является обязательным, а, следовательно, необходим и выбор, адекватный целевым установкам субъекта. Коммуникация в историческом измерении ‒ это трансляция, это воспроизводство и обновление долгоживущих параметров порядка информационно-коммуникационной системы культуры. Именно трансляция поддерживает традиции, долгоживущие параметры порядка, является стабилизирующим регулятором устройства общества в контексте бесконечного множества случайных взаимодействий. Трансляция включает в себя исторически устойчивые особенности культуры, долгоживущие параметры порядка, которые в период социальных изменений испытывают воздействие вновь образующихся культурных смыслов. Для определения особенностей новой массовой культуры необходимо выделить меняющиеся культурные смыслы современного общества ‒ это национально-культурный менталитет, традиции и тезаурус. Указанные социокультурные особенности подвергаются воздействию факторов, связанных с «виртуализацией» и сетевой логикой современного общества. Информация и технические средства, обеспечивающие интеграцию и межсетевое взаимодействие, появление и развитие коллективного интеллекта на базе диалога культур, отдельных личностей, меняют соотношение между новациями и традициями. Важнейшим условием сохранения и развития любой общности является наличие сильных культурных традиций. Особенности развития массовой культуры формируются на основе происходящего диалога интеллекта, культурных традиций и самого индивида, являющегося моделью для возникновения и развития новой массовой культуры, а также способствуют исследованию принятых обществом ограничений в способах передачи информации и моделирования внешнего мира, что и будет способствовать формированию будущего. Исследуемые нами социокультурные особенности развиваются и изменяются в едином информационном поле, т.е. в движении информации, которое осуществляется через коммуникацию и воспроизводство. То есть коммуникация не просто акт отправки сообщения и тем более не его содержание как таковое. Коммуникация есть триединство информации (содержания), сообщения (передачи содержания) и понимания.[3] Социокультурная коммуникация как внутренняя характеристика качества социокультурной системы реализуется в диалогическом отношении субъектов (как диалог субъектов мысли, так и диалог субъектов действия), обеспечивающем единство и гармонизацию социальных структур, обуславливающем целостность системы массовой культуры. Таким образом, можно предположить, что суть коммуникации в диалоговой комплексности, в признании и понимании, в кооперативном эффекте духовной интеграции в конкретной информационной среде. Как информационно-коммуникативная система культура реализуется в процессе коммуникаций, взаимодействие структурных компонентов ведет к появлению нового интегративного качества. Вне внутренних и внешних коммуникационных взаимодействий, культура теряет свои системные характеристики. Системообразующая роль коммуникации раскрывается через ее функциональное назначение, ибо основным, консолидирующим фактором любой системы является функция как смысл ее существования, назначение, необходимость. Исходя из принятого определения коммуникации как консенсуального взаимодействия (обмен смыслами) самоорганизующихся систем выделим необходимые условия ее осуществления и структурные компоненты: 1. Взаимное понимание смысловых единиц требует знания общего языка у субъектов коммуникации. Речевые действия служат операциональными единицами для реализации коммуникативных актов и намерений. Поэтому «реальный статус, предпочтительность и популярность конкретного языка определяются его инструментальностью, способностью обеспечивать социальных агентов возможностями социальной мобильности и эффективного достижения своих целей в различных социальных практиках». 2. Взаимодействие, обмен смыслами и ролями (отправитель-получатель, обратная связь) возможны при наличии информационных каналов, которые «обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений, которое выражает смысловое содержание. Причем движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени» [4]. 3. Консенсуальность формируется на базе общих правил (семиотических, этических, технологических) осуществления коммуникации в социальном времени и пространстве. 4. Субъект-субъектное отношение: диалог равноправных, равноценных личностей, что обуславливает креативный характер взаимодействия на основе взаимопонимания и общности интересов, мотиваций, ценностных установок. 5. Субъект-объектные отношения: коммуникационная деятельность в форме управления. Реципиент ‒ объект воздействия, средство достижения целей коммуниканта. Действенным механизмом реализации (наряду с приказом и обучением) является внушение, которое активно используется в практике манипулирования сознанием массовых аудиторий. 6. Объект-субъектное отношение: коммуникационная деятельность в форме подражания. Реципиент целенаправленно выбирает коммуниканта в качестве образца. В соответствии с данной классификацией, первый вид является коммуникацией «понимания», а два последующих ‒ преимущественно «целевые» коммуникации. При этом, целевую коммуникацию не следует рассматривать как исключительно манипулятивную, ибо манипуляцию порождает ситуация наличия внешней цели при отсутствии ее открытого объяснения-предложения, т.е. ситуация, в которой не выполняется условие достижения согласия. Системообразующая роль социального феномена предполагает его динамичность, адаптируемость, подвижность институциональной, организационно-технологической структуры. Отсюда ‒ актуальность не столько наличия высокотехнологичных средств, но их обновление и освоение, иначе говоря, более развитым в информационном обществе будет не тот, у которого лучше «устройства», а тот, у которого они лучше взаимодействуют, у кого интенсивнее и богаче информационный обмен. Основные элементы «обменного» процесса: отправитель (создатель сообщений) ‒ кодирование (превращение сообщения в символическую форму) ‒ сообщение (идея, ради которой осуществляется коммуникация) ‒ канал (путь физической «передачи» сообщения, средство) ‒ декодирование (расшифровка сообщения) ‒ получатель (объект) ‒ обратная связь (реакция получателя на принятое сообщение). В процессе коммуникации создаются «шумы», информационные барьеры, препятствующие эффективной коммуникации, что еще раз доказывает оптимальность определения информации как случайного, запомненного выбора, а коммуникации не как технической передачи, а смыслообразования, обмена, понимания на основе консенсуса самоорганизующихся субъектов действия. Негативные факторы, влияющие на становление и развитие информационной культуры общества, способствуют концентрации внимания на средствах массовой информации, как институциональной форме социокультурной коммуникации, так как от эффективного осуществления информационной, образовательной, социализирующой и социально-интеграционной функций средств массовой информации зависит возникновение и развитие будущей массовой культуры.
Информационно-образовательные информационные потоки воспроизводят социальные нормы, образцы социальных ролей, при этом, не только манипулируя мнением, но и провоцируя социальные трансформации. Необходимо отметить, что в формировании и развитии современной массовой культуры главную системообразующую роль играет консолидирующая функциональная направленность социокультурных коммуникаций (потоков): Во-первых, это диалектическое единство массового и индивидуального уровня коммуникаций как методологическая основа для характеристики современной аудитории институтов средств массовых коммуникаций, сохраняющее информационное разнообразие (а, следовательно, жизнедеятельность системы) в унифицирующей масс-медийной среде. Выделенные признаки современных масс-медиа и их сущности изменяют смыслосодержательные характеристики информационной культуры в период постмодерна. Во-вторых, это интегрирующая роль социокультурной коммуникации как трансляции, т.е. информационное единство в аспекте исторической преемственности (через феномены менталитета, традиции, тезауруса). [1] Таким образом, тенденции развития современных массовых коммуникаций в рамках трансляции традиционного как различные информационные аспекты единого коммуникационного процесса определяют, на наш взгляд, сингрессивность современной массовой культуры, ее системную целостность.

Список литературы
1. Болокова М.А., Информационные потоки в системе массовой культуры. Автореферат диссертации кандидата философских наук: 24.00.01 / Болокова Мариэтта Аскарбиевна; [Место защиты: Ростовском государственном университете].- Ростов-на-Дону, 2006.- 23 с.
2. Василенко Л.А., Рыбакова И.Н. Информационная культура в контексте глобальных изменений // Глобализация: синергетический подход. - М.: РАГС, 2002. http://spkurdyumov.narod.ru/Rags 10.htm.
3. Луман Н.Реальность масс-медиа. Отечественные записки. 2003.- №4. bttp://magazines.rass.ru/oz/2003/4/2003_4_46.html.
4. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. - Спб: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - С 138.