Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы:
Город:
Мелитополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Анализ проблем спорта в условиях современного трансформационного общества свидетельствует, что место спорта не отвечает той действительной роли, которую он играет в современном мире, которая была бы направлена на достижение высокого уровня культуры и целостного развития личности в спорте, который способствует гармонии тела и души, биологической и социальной природы человека. Семантическое поле термина «философия спорта» в современной образовательной политике имеет несколько векторов своего становления и развития: 1) личностный (человек, который занимается спортом, является объектом и субъектом спортивной организации); 2) институционный (спортивная деятельность субъектов хозяйственной деятельности); 3) организация спортивных мероприятий, которая направлена на развитие досуга, свободного времени и спортивного зрелища как культурной программы. В контексте всей системы философии спорта разворачивается принцип соревновательной деятельности, которая моделирует ситуацию человекомерного самоопределения и свидетельствует о высокой и гуманной роли спорта как аксиологической ценности. Спорт как реализация человеческой экзистенции связан с самоутверждением собственного «Я» личности-спортсмена как неповторного спортивного духа, который разворачивается на грани физических возможностей человека и требует моделирования творческих потенций и возможностей спортсмена в достижении самых высоких целей. Поэтому образовательная политика в высших учебных заведениях в современных трансформационных условиях, где есть место для развития спорта и спортивных достижений, должна быть направлена на формирование личности, способной достигать самых высоких результатов и формирования здорового образа жизни. Человекомерная сущность философии спорта реализуется благодаря таким функциям, как социокультурная, оценочно-нормативная, символическая, гуманистическая, аксиологическая, интегративная, коммуникативная, гедонистическая, социоэмоциональная, функция социализации, защиты, социальной мобильности и адаптации. Функции спорта направлены на развитие не только культуры движений, строительства телосложения, физического и морального здоровья людей, но и на усовершенствование душевной и моральной сферы, развитие универсальной чувственности и духовности. По нашему мнению, образовательная политика спорта развивается в контексте, с одной стороны, социальной педагогикой, а с другой, социальной философией, которая аккумулирует социально-коммуникативные и экзистенциально-личностные измерения спортивной деятельности. Основная сущность философии спорта как образовательной политики – это социально-философское осмысление спорта как самого важного условия формирования спортивной культуры, нацеленной на преодоление деструктивных явлений спорта, культивирования моральных оснований спорта, укрепления физического здоровья человека и противодействия различного рода психологическим отклонениям, в частности депрессиям и неврозам. Последние влияют на расстройство психики человека, связанные с базисными конфликтами человека, не способствуют становлению целостного человека, а сопровождаются конфликтами природного и социального.
Проблема деструктивных явлений, разработанная американской исследовательницей К.Хорни, впервые в мировой определила причины невротических разладов психики, которые применимы и к спортсменам. Основную мотивацию она видит в возникновении чувства обеспеченности, «коренной или базисной тревоги», которая возникает в человеке в результате изолированности, беспомощности, блокирования устремлений человека к самореализации внешними социальными влияниями. Все это влияет на то, что возникают невротические конфликты или депрессивные состояния, в результате чего усугубляются деструктивные отклонения. В связи с этим К. Хорни разработала защитные механизмы, которые могут повлиять на лечение деструктивных расстройств психики: 1) «движение к людям»; 2) «движение от людей»; 3) «движение против людей», которые в той или иной мере могут повлиять и на спортсменов, которые находятся в состоянии депрессии или расстройств психики [1]. Образовательная политика в сфере спорта в современном трансформационном обществе направлена на культивирование таких видов спорта, которые вырастают с духа состязательности, направленного на преодоление различного рода деструкций и возможных ситуаций формирования целостного «Я». Спорт - это один из наиболее действенных и эффективных способов и методов физического воспитания, один из основных способов подготовке человека к физическому труду и различным видам общественно необходимой человеческой деятельности. Таким образом, спорт – это один из самых важных способов, общественное значение которого начинает возрастать и вызвано тем, что спорт является способом этического и эстетического воспитания; осуществления духовных потребностей общества и личности; целый мир эмоций, переживаний, рожденных успехами и неудачами в соревнованиях; сложный комплекс межчеловеческих отношений, которые рождают конфликты, противоречия, накал борьбы. Образовательная политика в сфере философии спорта в современном трансформационном обществе имеет гуманистическую направленность только в том случае, если в спорте реализуются творческие потенции личности, если спорт остается фактом культуры и обогащает духовную жизнь человека в плане насыщенности разными спортивным и событиями, которые формируют целостную личность. Спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система владеет способностью к самоорганизации. Социально-коммуникативные и духовно-экзистенциальные измерения спорта позволяют глубоко осознать ценностный характер спортивной деятельности как такой, которая формирует личность, и выражается в гармонизации телесного, духовного и душевного начал. Само общество должно стать другим, чтобы в нем реализовался идеал спорта высших достижений как гармония человека и общества, чтобы преодолевалось отношение к спорту как виду только коммерциализации [1]. Образовательная политика в сфере философии спорта в современном трансформационном обществе должна быть направлена на формирование интерперсональной концепции спорта как субстанциональной ценности личности; на преодоление деструктивных явлений в сфере спорта – коммерциализации, его политизации и монополизации, рыночного характера спортивных соревнований, недостаточной финансовой поддержки со стороны государства. Современная политика государственного регулирования спорта должна выработать действенный механизм взаимодействия государственных, коммерциаллизационных и гражданских структур в спорте, чтобы решить проблемы спорта, связанные с дальнейшим усовершенствованием детского, юношеского, массового, олимпийского спорта, что в целом будет способствовать развитию спортивной науки вообще. Сделаем вывод, что образовательная политика в сфере спорта в условиях трансформации современного общества должна эффективно способствовать становлению и формированию ценностей культуры глобального общества, а для этого необходима не только информационная, но и социально-педагогическая, философская и просветительская деятельность в этом направлении: 1) использования системы международных спортивных встреч и связей для укрепления мира, дружбы, реализации интегративной функции спорта как модели гуманных отношений взаимоотношений между людьми; 2) использования образцов спортивного поведения в контексте развития принципов «честной игры», а не подкупа судей, развития символических ценностей спорта; 3) использования спорта для решения воспитательных задач педагогики; 4) активизация и разворачивание в рамках педагогической деятельности отношения к спорту как важному направлению формирования и развития культуры мира, гуманистической культурной ценности современного спорта и олимпийского движения, как отмечает великий русский философ В.И.Столяров [2]. В современных условиях особенное значение приобретает ценность физического здоровья и спорта, формирования ценностных ориентаций личности и общества, духовно-эстетического измерения спорта. Принцип состязательности моделирует ситуацию человеческого самоопределения и свидетельствует о жизнеспособности субъектов спортивного направления. Спорт как реализация человеческой экзистенции связан с идеей самоутверждения «Я» личности-спортсмена как неповторимого творческого духа, выхода человека за пределы своих творческих возможностей, что требует разработки философии спорта, основанной на ценностно-деятельном подходе. Сам процесс гуманитаризации спорта направлен на формирование личности, способной достичь высоких спортивных результатов и формирование здорового образа жизни людей.

 Список литературы
1. Scott Kretchma R. Practical philosophy of sport and physical activity. Champaign, IL : Human Kinetics, 2005.
2. Столяров В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй. Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 141–314.