Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2017г.

В настоящей работе исследуется управление качеством транспортного образования как залог эффективного развития транспортной отрасли. Предложены методы эффективного управления качеством отечественного транспортного образования, направленные на повышение конкурентоспособности российских специалистов транспортной отрасли. Указанные методы могут быть внедрены в образовательный процесс отечественных транспортных вузов с целью получения положительных результатов в организации российского транспортного образования.

Ключевые слова: управление качеством, транспортное образование, развитие транспортной отрасли, повышение конкурентоспособности специалистов.

Ввиду необъятных просторов России, транспортная отрасль в ней всегда занимала ведущее, стратегическое значение. Ввиду того, что наша страна изобилует большими и малыми реками, текущими, преимущественно, в меридиональном направлении, а основные сухопутные торговые пути на нашей территории располагались в направлениях Север-Юг (как, например, «Великий шелковый путь»), прокладывание отечественных транспортных артерий всегда было сопряжено со множеством естественных препятствий. Тем самым, люди, ответственные за строительство дорог в нашей стране, изначально должны были обладать достаточной квалификацией (или, как сейчас принято говорить, иметь необходимый набор профессиональных компетенций), чтобы в суровых климатических условиях строить прочные дороги, которые бы удовлетворяли нужды как экономического (перевозка товаров, перегон скота), так политического (проезд князей, гонцов и глашатаев) и военного (перемещение войск и военных грузов, эвакуация раненых) назначения. Умение строить дороги передавалось из поколение в поколение, от отца – к сыну, от деда – к внуку. Специальных образовательных учреждений, в которых учили бы строить прочные и долгосрочные дороги, в России до недавнего времени не существовало. Не случайно, в начале XIX в. Известный классик русской литературы проблему отечественных дорог выводил на второй по значимости уровень, препятствующий устойчивому развитию страны.

Учитывая все вышеизложенное, становится ясно, что передовые умы нашего  государства направляли свои усилия на решение транспортной проблемы в России. Для решения указанной проблемы был предложен, по-видимому, самый эффективный на тот момент способ – создание системного транспортного образования в стране. Особую актуальность транспортное образование получило в начале XVIII в., когда наша страна активно стала расширяться на Запад (выход на побережье Балтийского моря) и на Юг (выход к Черному и Азовскому морям) и на Восток (освоение Сибири). Поэтому первыми отечественными учебными заведениями, готовящими специалистов в транспортной отрасли, стали основанная    в    Москве    в    1701 г.    Школа    математических    и    навигацких    наук     и Морская академия, основанная в Санкт-Петербурге в 1715 г. [1]. Затем, в 1781 г. мореходная школа открылась в Холмогорах, а в 1782 г. открывается Корпус гидравликов для обеспечения потребности страны в специалистах по содержанию и эксплуатации искусственных сооружений на водных и сухопутных путях, что привело к основанию в 1809 г. в Санкт-Петербурге Управления водяными и сухопутными сообщениями с учреждением института корпуса инженеров путей сообщения. В целях подготовки техников-строителей в указанном институте в 1820 г. была основана Военно-строительная школа путей сообщения. К концу века отечественных инженеров путей сообщения уже готовило более десятка российских учебных заведений. Именно качественной подготовкой отечественных инженеров путей сообщения и достаточным их количеством обусловлены рекордно короткие сроки строительства в России Транссибирской железной дороги, на которой и возник наш город Ново-Николаевск, переименованный впоследствии в Новосибирск.

В настоящее время подготовка отечественных специалистов в транспортной сфере осуществляется более, чем в 100 высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных в различных городах России [2]. Наши специалисты востребованы не только в России, но и в Монгольской Народной Республике, Китайской Народной Республике, Корейской Народной Демократической Республике, Республике Корея, Республике Казахстан и других странах, что говорит о высоком качестве профессиональной подготовки отечественных инженеров путей сообщения. В то же время, российское транспортное образование, так же как и российское образование в целом, в современный период не смогло избежать ряда проблем. Более подробно указанные проблемы исследованы в работах [3–8]. В настоящей работе предложены пути решения проблем транспортного образования, в основе которых лежит управление качеством отечественного транспортного образования.

В качестве первого пути решения проблем транспортного образования может быть предложено создание в транспортных вузах отделов по управлению качеством образования, укомплектованных передовыми специалистами в области управления качеством образования. Необходимо отметить, что в современных транспортных вузах управление качеством осуществляется несколькими подразделениями, что не всегда эффективно сказывается на управлении качеством, в силу возникновения дублирования полномочий и возникновения «белых пятен» (областей, которые не охватывает ни одна служба вуза) в управлении качеством образования. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно создание отдельного подразделения по управлению качеством образования, подчиняющегося непосредственно ректору вуза. В задачи отдела качества образования необходимо включить не только текущее управление качеством образования, но и разработку стратегий управления качеством для каждого образовательного направления вуза, исходя из потребностей работодателей и общества в соответствующих специалистах и их компетенциях. Для этого сотрудниками отдела качества необходимо проводить постоянный мониторинг потребностей специалистов транспортной и сопутствующих отраслей в целях выявления необходимых потребностей. Подчинение указанного отдела непосредственно ректору вуза позволит избежать дублирования полномочий и возможных бюрократических проволочек при внедрении результатов работы отдела в учебный процесс вуза.

Вторым путем решения проблем транспортного образования является разработка доктрины качества российского транспортного образования, где сформулировать концепт качества транспортного образования и наметить основные направления реализации указанной доктрины. Разработка доктрины качества российского транспортного образования необходима потому, что в нашей стране до сих пор нет единой доктрины качества образования, а транспортное образование, к тому же, имеет свою специфику. Между тем, без четкого понимания на разных социальных уровнях того, что понимается под качеством транспортного образования невозможно сформулировать четкие и эффективные направления его совершенствования и разработать действенные механизмы его реализации. Ведь недаром китайская поговорка гласит: «Трудно искать черную кошку в темной комнате, тем более когда ее там нет». Ошибки отечественных реформаторов, в том числе в области транспортного образования, обусловлены, в значительной степени, отсутствием четкого понимания сущности качества транспортного образования, и, как следствие, нечеткого представления о направлениях его реформирования. Предлагаемая доктрина качества транспортного образования будет являться, своего рода, планом развития и совершенствования его качества и будет способствовать последовательному его усовершенствованию.

Третьим путем решения проблем транспортного образования является увеличение его финансирования путем поиска дополнительных источников. Традиционной формой финансирования образовательного процесса в транспортных вузах является три источника – государственное финансирование, целевое финансирование (за счет организаций, заинтересованных в специалистах определенной квалификации и осуществляющих финансирование их образования) и финансирование за счет студентов, самостоятельно оплачивающих свое образование (так называемое «полное возмещение затрат»). В ряде случаев применяется финансирование транспортного образования за счет хоздоговорных тем. Так, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения хоздоговорные темы активно используются для финансирования образовательного процесса, что положительно сказывается на качестве образования и востребованности его выпускников. Поэтому, учитывая широкую перспективу развития данного вида финансирования и положительный опыт его применения, необходимо расширять хоздоговорное финансирование транспортного образования за счет заключения большего количества хозяйственных договоров с заинтересованными организациями. Еще одним источником финансирования, который крайне не развит в отечественных транспортных вузах, можно считать привлечение пожертвования или спонсорской помощи выпускников. Между тем, указанный источник чрезвычайно активно применяется для финансирования образования в большинстве вузов, имеющих мировую известность (например, Гарвардский, Оксфордский, Стэнфордский, Токийский и другие университеты). С этой целью при университете создается клуб выпускников, участники которого на добровольных началах привлекаются к управлению университетом и финансированию образовательного процесса. При этом у студентов, которые со временем оканчивают университет и становятся выпускниками, воспитывается командный дух, вследствие чего у них возникает чувство благодарности к университету, принявшему их в свою команду и позволившему в дальнейшем избрать правильную профессиональную траекторию, что способствует в дальнейшем их успешному карьерному росту и повышению материального благосостояния. В свою очередь выпускники, которые не выходят из университетской команды, когда и оканчивают университет, из чувства благодарности считают своим долгом помогать воспитавшему их университету и оказывать ему поддержку на всех уровнях, в том числе материальную поддержку. Необходимо отметить, что в менталитете русского народа очень сильным является чувство благодарности за добрые дела и при грамотной организации привлечение пожертвований от выпускников является перспективным источником российского транспортного образования. Широкое распространение в настоящее время принимает такой источник финансирования образовательного процесса, как грантовая поддержка от государственных и негосударственных фондов. Несомненно, указанный источник финансирования является довольно нестабильным и трудоемким, поскольку требует оформления огромного количества конкурсной и отчетной документации, но при правильной его организации он также способен приносить ощутимый результат (так, например, Новосибирский государственный университет за последние несколько лет выполнил строительство нового корпуса и техническое перевооружение учебных аудиторий за счет средств федерального гранта).

Четвертым путем решения проблем транспортного образования является повышение качества профессорско-преподавательского состава транспортных вузов, направленное на адаптацию педагогических работников к новым вызовам, которые бросает экономика современной транспортной отрасли. Для этого необходимо проводить регулярное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, осуществление в необходимых случаях профессиональной переподготовки педагогических работников.

В этой связи необходимо отметить, что под действием активно внедряемых в наше общество извне псевдоценностей общества потребления и общего снижения уровня нравственности в современный период преподавательский труд стал восприниматься многими современными преподавателями не как ответственное общественное служение, а как грубое ремесло, способствующее обогащению и приобретению успеха в обществе. В настоящей работе не рассматриваются крайне негативные социальные явления в среде профессорско-преподавательского состава, к числу которых относится коррупция и аморальное поведение, а только указывается на общее снижения требований к качеству преподавания в среде современных преподавателей. Поскольку автор настоящей работы сам уже на протяжении многих лет является преподавателем вуза, он хорошо успел изучить среду современных преподавателей высшей школы на личном опыте. В последнее время в преподавательской среде все чаще бытует мнение о том, что преподаватель должен заниматься только качественным преподаванием тех учебных дисциплин, что ему поручены кафедрой, причем только в том объеме, что предусмотрен учебным планом, без всякой эмоциональной окраски, «не тратя нервов» на преподавание. Воспитание студентов, согласно указанному мнению, вообще не входит в компетенцию рядового преподавателя, а является задачей семьи и, в крайнем случае, воспитательного отдела вуза. В этой связи необходимо отметить, что было бы неправильным сводить формирование того или иного качества студента только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но недостаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействие на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента. Например, нельзя не считаться с тем, что первокурснику присуще обостренное чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности нравственных требований, оценок, фактов, событий, своего поведения. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает излишнее недоверие к старшим, в том числе к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм как своеобразная форма утверждения требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умение помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам.

Таким образом, одним из направлений модернизации отечественного транспортного образования является повышение требований к профессиональному отбору профессорско-преподавательского состава транспортных вузов. При этом необходимо обращать внимание не только на профессиональную компоненту будущего преподавателя вуза, но, прежде всего, на его нравственную составляющую. Безнравственный преподаватель не способен профессионально подготовить нравственных студентов. Преподаватель вуза должен воспринимать свой труд, как служение на благо общества, а не как средство для стяжания выгоды и достижения успеха.

Предложенные пути решения проблем транспортного образования могут быть внедрены в образовательный процесс, что будет способствовать развитию инновационного транспортного образования и поднимет его на качественно новый уровень.

 

Список литературы

 

1. Транспортное               образование   это:               [Электронный ресурс].               URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/140797/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D 0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5.

2. Министерство транспорта Российской Федерации. Перечень образовательных учреждений транспортного комплекса России [Электронный ресурс]. URL: https://www.mintrans.ru/ministry/transport-education/perechen_obrazovatelnyh_ ucherezhdenii/.

3. Шматков, Р. Н. Аксиологические аспекты проблем качества высшего профессионального образования в условиях рынка / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Вып. 24. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. С. 68– 81.

4. Шматков, Р. Н. Значение методологической функции философии образования при  анализе

реформ отечественного высшего образования / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. Вып. 25. С. 67–75.

5. Шматков, Р. Н. Антикризисное управление экономикой путем формирования интеллектуального капитала работников / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012. Вып. 27. С. 127–131.

6. Шматков, Р. Н. Диалектика качества общего и профессионального образования / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2013. Вып. 29. С. 158–164.

7. Шматков, Р. Н. Инновационные методы подготовки школьников к итоговым государственным  экзаменам, направленные на повышение качества образования / Р.Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. Вып. 31. С. 226–229.

8. Шматков, Р.Н. Основная причина кризиса российской экономики – кризис качества воспитательной функции образования / Р.Н. Шматков // Новые тенденции развития общественных наук / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2015. № 2. С. 45–48.