Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕГАТЕНДЕНЦИЙ И МЕГАТРЕНДОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Запорожье
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Актуальность исследования мегатенденций, которые формируются в условиях глобализации, связаны с появление на политической авансцене истории мегатрендов, призванных оправдывать происходящие события. 1. Базовые мегатенденции культурной глобализации. Базовые мегатенденции нашли свое отображение в социокультурной сфере, которые сводятся к: 1) «культурной поляризации»; 2) «культурной ассимиляции»; 3) «культурной гибридизации»; 4) «культурной изоляции». Рассмотрим каждую мегатенденцию отдельно. 1. «Культурная поляризация». Именно под знаком этой мегатенденции прошла значительная часть ХХ столетия: речь идет о противоборстве двух лагерей – капиталистического и социалистического. Основной механизм реализации этой мегатенденции – поляризация и сегментация политической и геоэкономической картины мира, которые сопровождаются формированием военно-политических и экономических региональных союзов. 2. «Культурная ассимиляция» базируется на выводе, что альтернативы «вестернизации» не существует. Все большего значения приобретает процесс восстановления универсальных (всечеловеческих) норм и правил в международных отношениях. 3. «Культурная гибридизация» дополняется процессами трансскультурной конвергенции и формирования транслокальных культуры – культур диаспоры в противовес традиционным культурам, которые характеризуются локализацией и стремятся к национально-государственной идентичности. Мир представляет собой мозаику транслокальных культур, которые проникают друг в друга и создают новые культурные ареалы, сетевую структуру. Интенсификация коммуникаций и межкультурных взаимовлияний, развитие информационных технологий способствуют дальнейшей дифференциации расколотого мира человеческих культур, противостоят поглощению их какой-то универсальной «глобальной культурой». 4. «Культурная изоляция». ХХ столетие дало много примеров изоляции и самоизоляции отдельных стран, регионов, политических блоков («санитарные границы» или «железный занавес») [1]. Источниками изоляционистских тенденций в ХХІ столетии являются культурный и религиозный изоляционизм: экологические, националистические и расистские движения; приход к власти авторитарных и тоталитарных режимов, которые, возможно, будут стремиться к усилению таких направлений деятельности, как социокультурная автаркия, ограниченность информационных и гуманитарных контактов, ограниченность свободы передвижения, внедрение жесткой цензуры. Поэтому сегодня человечество вступило в новый век в состоянии тревоги, вызываемой непрекращающимися конфликтами, причина которых может быть выражена словами «не сумели договориться», не смогли найти общий язык в этнических междуусобицах, не пришли к общему решению в межгосударственных переговорах.
2. Метакультуры как мегатренд культурной глобализации. Другим трендом современной цивилизации ХХІ века являются социокультурные миры, которые С.Хантингтон назвал метакультурами как разновидностью социокультурных миров высшего уровня. Метакультуры – это цивилизации в хантингтоновском понимании слова, то есть культурные общности высшего порядка. Отличия между метакультурами есть самыми глубокими расхождениями между обществами. Если абстрагирваться от расхождений между метакульутарми, то в «остатке» останется лишь то, что есть общим для всего человечества. Метакультурное взаимопонимание есть, таким образом, недостижимым. Метакультуры определяются такими особенностями: 1) имеют надличностный характер; 2) объединяют разные, но похожие по некоторым параметрам культуры; 3) в основе тождества культур, которые входят к единой метакультуре, может быть языковая общность, которая обусловливает многие стороны культурной жизни людей; 4) общность природных условий; 5) религиозная общность. История свидетельствует, что религии играют наиболее существенную роль в создании меткультур, выступая как соединительное звено, которое объединяет культуры. Согласно С.Ханитингтона, именно от восьми культур – западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская, африканская – будет зависеть протекание истории в ближайшем будущем [2]. Он считает, что основным источником конфликтов на мировой арене есть уже не идеология, не экономика, а культура, которая определяет границы, которые разделяют человечество. Поэтому важно сгруппировать страны на основе культурных и цивилизационных критериев, а не политических или экономических. Поэтому глубокие конфликты станут основой «столкновения цивилизаций», в результате чего возникнут «линии разломов», которые станут доминирующим фактором мировой политики. В результате «линий разломов» возникают конфликты двух видов: 1) на микроуровне – борьба за землю и власть, часто вооруженная; 2) на макроуровне - соперничество стран за влияние в вооруженной и экономической сферах, за контроль над рынками. По мнению С.Хантигтона, «расколотые страны» обречены на раскол. Он считает различия между цивилизациями – относительно истории, традиций, языка, религии – более фундаментальными, нежели отличия между государствами. Место рождения и гражданство в современных условиях не так существенно влияет на жизнь людей, нежели их культурная и религиозная идентичность, то есть принадлежность к метакультурной общности, которая выходит за пределы национальных границ. Мир сегодня стал другим, взаимодействие цивилизаций усилилось, в результате возросло цивилизационное сознание [3]. 3. «Культурное гражданство» как мегатренд культурной глобализации. Не случайно в последнее время западные ученые предлагают использовать понятие «культурного гражданства», которое, в отличие от национального гражданства, поддерживается благодаря системе массовых коммуникаций в национальном масштабе. Эта поддержка определяется: 1) отношением к культурному космополитизму 2) спецификой регулирования в теле-и киноиндустрии; 3) особенностями гражданского общества. Культурное гражданство сегодня формируется на стыке таких явлений, как: 1) глобализация, которая рождает все более космополитические культуры; 2) космополитическая культура может сформироваться только при условии реформирования национальных культур; 3) в современную эпоху не должен прекращаться поиск составляющих коллективной и индивидуальной идентичности; 4) зрелая идентичность может возникнуть только на основе осмысленного отношения субъекта к истории, природе, событиям. «Культурное гражданство» должно стать своего рода «образованной демократией участия». Гражданство по своей сути имеет четыре измерения: 1) гражданские права (правособственность); 2) политические права (право брать участите в демократических выборах, свобода ассоциаций и объединений); 3) социальные права (в форме помощи бедным, гарантии безработным, защита здоровья); 4) культурные права и обязательства и связанное с ним понятие культурного гражданства (право на информацию, образование, коммуникацию, критику). В сфере культуры функции государства сузились благодаря новым информационно-коммуникационным технологиям. Международные масс-медиа создают условия для возникновения космополитических культур – элитарных, народных, научных, художественных.
Анализ свидетельствует, что культура сегодня перестает быть привязанной к определенному месту и в каждом отдельном месте она перестает представлять собой целостность, стала фрагментарной, распавшись на культуры отдельных общностей, своего рода культурные диаспоры, которые отличаются согласно вкусов, обычаев, верований и не связанные с национальным контекстом. Вместо расширения доступа к элитарной культуре, происходит расширение коммерциализации, иронии и игры. Главным вопросом целостности плюралистического общественного сознания есть поиск путей поддержки плюралистической общественной сферы как на глобальном, так и локальном уровнях. К формированию основных мегатрендов привели мегатенденции; 1) расцвет мировой экономики; 2) ренессанс искусств; 3) возникновение обществ со свободными рыночными отношениями; 4) глобальные стили жизни и культурно-языковой национализм; 5) приватизация государства благосостояния; 6) увеличение влияния государств Азиатско-Тихоокеанского региона; 7) широкое привлечение женщин на руководящие должности; 8) расцвет биологии; 9) религиозное возрождение; 10) возрастание роли личности. Делается вывод, что что прорыв прогресса в будущем будет связан не с научно-техническим прогрессом, а теми изменениями, которые произойдут в человеческой психике и сознании. Таким образом, возникновение в будущем таких мегатрендов, как метаидеология, метасознание и метакультура произойдет в результате конвергенции и дивергенции как единого комплекса развития общечеловеческих норм и ценностей [4].

Список литературы
1. Воронкова В.Г. Філософія глобалізації: соціоантропологічні, соціоекономічні та соціокультурні виміри [Монографія] / В.Г.Воронкова. – Запоріжжя: Видавництво РВВ ЗДІА, 2010. – 272 с.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; [пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова]. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603, [5] с. – (Philosophy).
3. Там же.
4. Нейсбит Джонг. Мегатренды / Джон Нейсбит; [пер. с англ. М.Б.Левина]. – М.: АСТ, 2003. – 384 с.