06 ноября 2017г.
В современном мире большое внимание уделяется не только внутренней деятельности компании, но и ее внешней оболочке. Данное утверждение справедливо и для современной системы высшего образования. В XXI веке абитуриенты и их родители очень часто проявляют к внешним атрибутам высшего учебного заведения больший интерес, чем к образовательной составляющей. Именно по этой причине многие ВУЗы решаются на изменение маркетинговой стратегии, то есть ребрендинг. Но в современных условиях ребрендинг – это не только изменение логотипа, данное понятие также включает в себя комплекс мероприятий по изменению бренда (как компании, так и производимого ею товара), и всех его составляющих: названия, логотипа, слогана и визуального оформления.
Российский университет дружбы народов является самым крупным в Российской Федерации интернациональным вузом, и ярким тому примером являются обучающиеся из 150 стран студенты. Также университет является многопрофильным вузом, так как предлагает своим студентам множество образовательных контентов. Бренд университета в связи с высокой конкурентоспособностью должен удовлетворять изменениям внешней среды и потребностям студентов. Поэтому логично, что девизом университета стал слоган: «Открой мир в одном университете!». Это значит, что студенты имеют право получить новые возможности, выбрать профессию, познакомиться с культурами разных стран и т.д. Чтобы заинтересовать и привлечь талантливых студентов, получить признание мирового академического сообщества, международных работодателей возникла необходимость серьезных и коренных преобразований в стратегии развития университета. Также непростые экономические условия, жесткая конкуренция на рынке образовательных услуг диктует необходимость реструктуризации университета. Российский университет дружбы народов понимает необходимость конкурентных преимуществ, и для этого было принято решение использовать новое направление менеджмента -ребрендинг.[4] Ребрендинг включает в себя: во-первых, перепозиционирование, во-вторых, обновление философии бренда, способов его подачи, в- третьих, фирменного стиля (что мы и увидели в новом девизе университета), в-четвертых, введение новых услуг.
Рассмотрим ниже, какие образовательные стратегии развивает университет.
РУДН участвует в проекте «5-100». Эта государственная программа была запущена Министерством образования и науки России.[6] Целью данного проекта является максимизация конкурентных позиций ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ [2] и повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Еще одной важнейшей новацией университета является реализация образовательной стратегии from teaching to learning [1].Суть концепции состоит в том, чтобы акцент с глагола «Учить» сместился на парадигму «Учиться самому». Цель этой стратегии направлена на подготовку креативных и самостоятельно принимающих решение специалистов. Реализация стратегии направлена на самоподготовку и самоконтроль студентов во внеаудиторное время. Это требует новых подходов к формированию учебных материалов. Для этого был создан новый телекоммуникационный учебно-информационный сервис – ТУИС.[3] Сервис базируется на платформе Moodle (Modular Obgect-Oriented Dynamic Learning Environment) – модульная объективно-ориентированная динамическая обучающая среда. Это система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL – универсальная общедоступная лицензия) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Популярность платформы Moodle очевидна, так как она переведена на десятки языков, в том числе русский, используется почти в 50 тысячах организаций, из более чем, 200 стран мира и в РФ зарегистрировано более 1000 инсталляций. Платформой пользуются более 200 университетов в России и за рубежом. Система ориентирована на эффективные сотруднические технологии обучения, реализует среду обучения, в которой студенты могут взаимодействовать с учебными материалами, с преподавателями и друг с другом, подходит как для поддержки очного, так и дистантного обучения, направлена на создание электронных курсов. Дидактические возможности Moodle позволяют создать гибкую структуру курса, организовать учебное взаимодействие между участниками в онлайн/оффлайн режимах, формировать необходимый объем учебного материала в мультимедийной форме (графика, видео, аудио, презентации и т.д.), обеспечить условия индивидуального и группового обучения (проектная деятельность), создать задания различных форматов (тесты, упражнения, веб-задания и т.д.). Актуальность Moodle очевидна: во- первых, это платформа для создания электронных ресурсов, которые поддерживают аудиторные занятия, во- вторых, активизация самостоятельной работы без привязки к компьютерным классам, обратная связь с преподавателем, организация проектной деятельности. В рамках балльно-рейтинговой системы – возможность получить дополнительные баллы за успешное прохождение курса, а также это возможность обмена отдельными ресурсами с университетами по всему миру.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что целью сервиса ТУИС является организация условий для обеспечения учебной и исследовательской работы в высшем учебном заведении на базе электронных курсов. Задачами являются, во-первых, создание структурированных курсов для поддержки очного обучения (тексты лекций, видео- и аудиолекции, презентации, коллекции ссылок, интеграция с ЭБС), во-вторых, обеспечение самостоятельной работы студентов (обратная связь, контроль работы студентов, в том числе и автоматизированный для больших потоков), в-третьих, создание и хранение электронного портфолио студентов, в-четвертых, обмен опытом (преподавания в ЭС и электронными курсами) между преподавателями различных вузов.
Для помощи в работе профессорско-преподавательского состава в университете введена система тьюторства [5] и более 600 аспирантов были привлечены к этой работе.
В заключении статьи хотелось бы сказать о том, что Российский университет дружбы народов использует как комплексный, так и интегрированный ребрендинг. Это значит, что он направлен не только на улучшение качества образовательной политики, привлечение дополнительных источников дохода (комплексный ребрендинг), но и формирует новые подходы как внутренней деятельности университета, так и внешней (интегрированный ребрендинг). Таким образом ребрендинг является важнейшей платформой в развитии корпоративной стратегии университета.
Список литературы
1. From teaching to learning (Учение через обучение) - методика обучения, суть которой заключается в том, чтобы научить студентов учиться и передавать свои знания своим одногруппникам. Педагог является в данном случае лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся. URL: http://oaji.net/articles/2014/457-1392222415.pdf
2. http://5top100.ru
3. Приказ Ректора от 16 декабря 2015 г. № 961/р «О вводе в эксплуатацию Телекоммуникационной учебно-информационной системы (ТУИС) и назначении ответственных лиц за реализацию проекта». Приказ ректора РУДН от 10.06.2015 г. № 379 «О комплексе мер по повышению доли и роли самостоятельной работы студентов».
4. Ребрендинг (eng. rebranding) — комплекс маркетинговых мероприятий, коммуникационного характера. URL: http://www.marketch.ru
5. Тьютор в системе дистанционного образования – преподаватель-консультант. См. толковый словарь русского языка XXI века. https://how-to-all.com
6. Указ Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»