Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНАЯ УСЛУГА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

  В современном мире услуги имеют важное значение. В цивилистике известно, что понятие «услуга» входило в качестве неотъемлемой части в состав древнеримского частного права и называлось договором найма102. Сегодня существует большое количество разнообразных услуг. Например, когда у физического лица возникает потребность в посещении театра, музея, библиотеки, кинотеатра, циркового представления и прочих видов культурно-зрелищных услуг, он покупает билет для удовлетворения своих нематериальных потребностей. Спрос на посещение зрелищных мероприятий является  достаточно высоким, существует многообразие культурно-зрелищных организаций, как государственных, так и частных103.

  Интерес вызывают театрально-зрелищные услуги, поскольку они, на наш взгляд, еще недостаточно исследованы, и почти у каждого физического лица возникает потребность в посещении театральных организаций для удовлетворения своих нематериальных потребностей. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)104 не закрепляет основные положения данного договора.

  Предметом договора возмездного оказания театрально-зрелищных услуг является совершение исполнителем определенной деятельности. Для театральной деятельности характерна реализация услуги по проведению публичных представлений, шоу с живым восприятием.

  Приобретение билета на театрально-зрелищное мероприятие является заключением договора на возмездное оказание театрально-зрелищных услуг. В билете должны быть указаны название и адрес театрально- зрелищной организации; наименование услуги; место (подъезд, трибуна, ряд, место) оказания услуги; дата; время; цена; сведения о возврате билета; возрастные ограничения для зрителей; серия и номер билета, а также иная дополнительная информация организации.

   Стороны договора именуются как исполнитель и заказчик. Исполнителем по договору возмездного оказания театрально-зрелищных услуг является организация (юридическое лицо), которые осуществляют услуги в культурно-зрелищной сфере для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Заказчиком по договору возмездного оказания театрально-зрелищных услуг является гражданин как потребитель  (зритель, посетитель) культурно-зрелищных услуг.

  

102      Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. – М.: Издательская группа «Юрист», 2008. С. 16.

103  Халудорова С.В. История развития и современное состояние возмездного оказания услуг // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 3 (125). С. 54-57.

104   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.


   Содержание сторон по  оказанию театрально-зрелищной услуги на основании Постановления Правительства Российской Федерации  «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»105 видится следующим: театр имеет право: использовать результаты интеллектуальной деятельности; самостоятельно определять порядок реализации билетов, услуг и продукции, устанавливать на них цены; нанимать и увольнять работников в соответствии с трудовым законодательством и пр. Театр обязан предоставить потребителю (зрителю) предусмотренное в билете место в зале, отвечающим различным требованиям и правилам. Зритель обязан соблюдать правила работы театральной организации и общественный порядок. Зритель вправе соблюдать театральный этикет, вправе потребовать возврата денег за предварительно приобретенные билеты в случае замены (отмены) предварительно заявленного спектакля.

   В «Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года» даются понятия «театральное дело» (организационно-экономическая система, которая обеспечивает осуществление театральной деятельности) и «театральная деятельность» (деятельность, которая направлена на создание и (или) показ спектаклей)106. Но понятие «театральная услуга», «театрально-зрелищная услуга» законодатель не раскрывает.

   Также, законодатель практически не говорит об ответственности сторон в договоре возмездного оказания услуг в главе 39 ГК РФ, в том числе и об ответственности по театрально-зрелищным услугам. Но в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей»107 предусматривается ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге; ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги.

    Например, в одном судебном деле истица считала, после посещения театрально-зрелищного представления, что сюжет оперы противоречит принципам нравственности, что является некачественным оказанием услуги108. Так, суд установил, что в программе театрального сезона была указана информация об опере, о том, что постановка является новой, которая представит современный взгляд. Ответчиком была размещена полная и достоверная информация относительно премьеры оперы, указан режиссер-постановщик, дирижер, лица, задействованные в постановке, также указано, что данная постановка является новой, сведений об идентификации премьеры классической  постановке ответчиком  не сообщалось, в связи с чем у истицы не имелось оснований полагать, что новая постановка оперы будет соответствовать классической. То обстоятельство, что сюжет новой постановки оперы отличается от классического не свидетельствует о наличии недостатков в предоставленной услуге, а являются субъективным мнением истицы.

   Указанная услуга оказана истице ответчиком в установленный срок и предоставленной услугой истица воспользовалась. Достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав истицы на получение полной и достоверной информации о предоставляемой услуге, а также предоставления услуг ненадлежащего качества, истицей суду не представлено.

   Таким образом, вопрос о качестве театрально-зрелищной услуги является спорным. Если сюжет новой постановки театрально-зрелищного представления отличается от классического, это не свидетельствует о наличии недостатков в предоставленной услуге, а является субъективным мнением потребителя услуги.

   На основании вышеизложенного и в целях формирования понятийного аппарата гражданского законодательства, мы попытались внести свои уточнения в понятие «театрально-зрелищная услуга»: театрально- зрелищная услуга – это разновидность культурно-зрелищных услуг, осуществляемая культурно-зрелищными организациями по организации и проведению театрально-зрелищного представления для удовлетворения нематериальных потребностей граждан (зрителей, потребителей).


105      Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 (в ред. от 23.12.2002 г.) // «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1615.

106     Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р «О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2011. № 25. Ст. 3650.

107    Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. от 13.07.2015 г.) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.

108   См.: Определение Московского городского суда от 17 декабря 2012 г. по делу № 4г/8-11710 // Консультант плюс. Судебная практика.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

2.     Закон РФ от 7  февраля 1992  г. № 2300-I (в ред. от 13.07.2015 г.)  «О защите  прав потребителей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.

3.     Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 (в ред. от 23.12.2002 г.) // «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1615.

4.     Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р «О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2011. № 25. Ст. 3650.

5.     Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. – М.: Издательская группа «Юрист», 2008.

6.     Халудорова С.В. История развития и современное состояние возмездного оказания услуг // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 3 (125). С. 54-57.