Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА ВЕЩНЫХ ПРАВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

Введение.

    Вещные права традиционно занимают одно из центральных мест в цивилистических исследованиях. Конкуренцию им в этом отношении составляют только обязательства, да, пожалуй, еще учение о субъектах гражданских прав. «Omne autem ius quo utimur, uel ad personas pertinet, uel ad res uel ad actiones» (Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам – лат.), - писал Гай почти два тысячелетия назад. Такое место вещных прав объясняется тем, что все мы живем в мире вещей. Вещи – это первое, что стремится подчинить себе человек в своей деятельности и, соответственно, первопричина споров между людьми. Там же, где возникает спор, в цивилизованном обществе на помощь приходит право, в нашем случае – вещное право, разделяющее внешний мир материальных предметов на сферы «своего» и «чужого». Поэтому вопросы вещных прав без всякой натяжки можно считать одной из вечных тем юридической науки и дальнейшее совершенствование правового регулирования в таких условиях представляется затруднительным. Первоочередная задача юридической науки заключается в определении основных положений современной теории вещных прав. Соответственно актуальность проведенного исследования не вызывает сомнений.

Основная часть.

   Вещным традиционно называют право на вещь, имущество, и вещные права составляют самостоятельную разновидность субъективных гражданских прав, которые предоставляют его обладателю определенные вид и меру возможного поведения - непосредственного воздействия на вещь (имущество). Лицо - обладатель вещного права - осуществляет его самостоятельно, и для осуществления, реализации этого своего права не нуждается в помощи третьих лиц. Установление прав конкретных лиц на вещи как основные, главные объекты экономической деятельности составляет важнейшее условие функционирования всякого хозяйства, основанного на началах свободного товарообмена (децентрализации). Поэтому субъективное вещное право, и, прежде всего, право собственности, как отмечал И.А. Покровский, "отнюдь не является для человечества исконным и, так сказать, прирожденным: оно созидалось с трудом путем медленного исторического процесса. Оно было одним из первых требований развивающейся личности, и создание его явилось в реальной исторической обстановке прошлого важнейшей победой для этой последней" [2, 192], обеспечив материальную основу для всей ее деятельности.

   Поскольку само понятие вещных прав является предметом дискуссии, продолжаются споры об их отличиях от других гражданских прав и особенностях вещно-правового режима. Существуют некоторые отличия вещных прав от обязательственных: вещные права является разновидностью абсолютного права, т. е. обладателю такого права противостоит неограниченный круг субъектов, обязанных не нарушать его право на вещь; вещными правами признаются только права, прямо предусмотренные нормами данной национальной системы гражданского права (замкнутый круг вещных прав); объектом вещных прав всегда является индивидуально определенная вещь. Данными признаками обычно в литературе исчерпывается характеристика вещных прав. В действительности все они обладают еще одним важным свойством, традиционно отмечаемым, прежде всего, в германской цивилистике, основанной на постулатах пандектного права. Из абсолютного характера вещных прав, проявляющегося в отношении всех третьих лиц, которые должны быть поэтому четко осведомлены о содержании и видах таких прав, вытекает необходимость исчерпывающего определения в законе как видов (перечня) вещных прав, так и их содержания. В связи с этим перечень (виды) и содержание вещных прав императивно, исчерпывающим образом определяются законом, исключающим какие- либо возможности появления новых, неизвестных ему видов вещных прав либо какого бы то ни было изменения их содержания ("Принудительная типизация прав" [4]. На наш взгляд, это объясняется тем, что для использования в практике любого  термина, необходимо  знать и понимать  определение самого понятия и его содержания.

    Если понятие вещного права является традиционным предметом исследования цивилистов, то ни одной монографии, посвященной собственно системе вещных прав создано не было. Поэтому системность в гражданско-правовой сфере все чаще становится предметом исследования [3, 17]. Л.В, Щенникова, отдельно выделяя право собственности, группирует ограниченные вещные права  следующим образом: вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника; права сервитутного  типа; вещные права по использованию земельных участков; правомочия залогодержателя; В данной классификации автор не показал никакой  видимой связи и   логики. Весьма    похожа  на    классификацию  Л.В.    Щенниковой систематизация, предложенная Е.А. Сухановым: вещные права некоторых юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника; ограниченные вещные права по использованию чужих земельных участков; права ограниченного пользования иным недвижимым имуществом (главным образом жилыми помещениями); обеспечивающие надлежащее исполнение обязательств права залога (залогодержателя) и удержания. Эта классификация страдает теми же недостатками: в ней отсутствует тот единственный критерий, по которому систематизируются вещные права. Критериями оказываются в одном случае субъект, во втором и третьем — предмет, в четвертом — цель существования права. По всей видимости, авторы данных классификаций не преследует цели её построения, а просто обобщает те группы прав, которые содержатся в ГК.

   В частности, А.Б. Бабаев предлагает при построении системы вещных прав отталкиваться от содержания права собственности как наиболее полного вещного права, "поскольку при таком подходе сама система: окажется замкнутой - она ограничивается пределами содержания права собственности, а точнее, рамками двух правомочий, входящих в состав "триады"; будет отделена от смежных институтов и явлений - каждое из двух правомочий в "триаде" является вещным, т.е. существует по поводу вещи и ему соответствует вещный иск, и по этому признаку может быть отделено от всех обязательственных, исключительных и иных прав; позволит раскрыть все многообразие вещных прав внутри системы - насколько многообразны возможности, заключаемые в праве собственности, настолько различны и отдельные вещные права" [1, 302]. По мнению автора, система вещных прав должна включать в себя такие элементы, как право собственности, право на владение, право пользования,    право   на   владение    и     право   пользования,   и     далее может иметь разветвленную систему с учетом момента возникновения вещного права. В российском законодательстве для определения понятия, места и системы вещных прав был разработан Проект Концепции развития законодательства о вещном праве, в которой прежде всего разработчики Концепции предлагают совершенно новую систематику законодательства о вещном  праве: предлагается  выделить  в   законодательстве   о   вещном   праве общую и особенную части; совершенствование норм законодательства должно быть произведено с учетом сложившейся судебной практики, потребностей гражданского оборота, а также последних тенденций развития науки гражданского права; существенное внимание уделено совершенствованию правового регулирования отдельных видов ограниченных вещных прав, поскольку действующее законодательство, содержащее относительно развернутые правила о праве собственности, необоснованно отводит таким правам второстепенную роль. Основная цель предлагаемых изменений - предоставление участникам гражданского оборота, прежде всего гражданам, широких возможностей по выбору вещного права, на котором приобретается имущество или которым собственник обременяет свое имущество, с учетом истинных потребностей данных лиц. Это лишь основные стержневые идеи Концепции, с которыми сможет ознакомиться читатель. Тем не менее они дают представление о том, насколько существенной переработке  предлагается подвергнуть законодательство о вещном праве. Без сомнения    доводы    авторов    концепции должны быть убедительны для восприятия юридическим сообществом и общественностью.

Заключение.

    В ходе проведенных исследований, было выявлено, что актуальность института вещных прав обусловлена прежде всего той важной ролью, которую он играет в гражданском обороте, экономических и правовых отношениях в стране с развитой рыночной экономикой. Также было выявлено, что необходимость определения понятия, системы, содержания и видов вещных прав имеет важное значение для рационального развития современного белорусского законодательства. В основу определения и развития института вещных прав можно взять Концепцию, разработанную в Российской Федерации, которая позволит решить проблемы определения вещных прав, их толкования в ходе правоприменительной практики. Институт вещных прав по-прежнему остается одним из самых сложных и в наименьшей степени разработанных институтов гражданского права. Вместе с тем систематизация существующих в современном гражданском праве вещных прав является объективной потребностью развитого гражданского оборота.

 

Список литературы
1.     Бабаев А.Б. Указ. соч. С. 617

2.     Покровский И.А. «Основные проблемы гражданского права» (Серия "Классика российской цивилистики"). М., 1998. С. 380.

3.     Челышев М.Ю. Концепция оптимизации межотраслевых связей гражданского права: постановка проблемы. Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. С. 32;

4.     Baur F., Baur J.F., Stuerner R. Lehrbuch des Sachenrechts. 16. Aufl. Munchen, 1992. S. 3 - 4; Wolf M. Sachenrecht. 16. Aufl. Munchen, 2000. S.  11;  Westermann  H.P.  BGB-Sachenrecht.  10.  Aufl. Heidelberg, 2002. S. 4; u.a.)