Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОХРАНЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Набережные Челны
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Устанавливая в ст. 47 Конституции право граждан на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь, законодатель предусмотрел определенный механизм реализации указанного права.

   В российском законодательстве сложилась определенная система для обеспечения реализации прав граждан на медицинскую помощь (услугу), ее элементы выстраиваются в логическую цепочку: право на охрану здоровья – гарантии осуществления права на охрану здоровья – право на медицинскую помощь (услуги) – гарантии реализации права на медицинские услуги – права и обязанности сторон правоотношений по оказанию медицинских услуг.

   Действие механизма реализации прав пациентов начинается с провозглашения государством принципа ценности здоровья человека [1] и его охраны на конституционном уровне; установления системы органов, в компетенцию которых входит организация и предоставление медико-социальных услуг и обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия, контроль за качеством их выполнения; определения источников финансирования и предоставления гарантий реализации данного права [3]. Помимо прочих мер на охрану здоровья направлена специальная деятельность – оказание медицинской помощи. Соответственно закреплено право граждан на доступную медицинскую помощь. Доступность рассматривается в двух аспектах: безвозмездность медицинской помощи для населения и недопустимость отказа в медицинской услуге.

   Безвозмездность медицинской помощи обеспечивается институтом обязательного медицинского страхования [2]. Что же касается недопустимости отказа в предоставлении медицинской помощи, то в этом отношении гарантийными являются ст. 124 Уголовного кодекса, ст. 11 Закона об основах охраны здоровья граждан, ст. 426 Гражданского кодекса.

   С момента обращения гражданина за медицинской помощью возникает правоотношение по оказанию медицинских услуг, в котором пациент и исполнитель наделяются широким кругом прав и обязанностей. В целом можно выделить три ключевых права пациента: право на информацию, добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство (или отказ от него), качество и безопасность медицинской услуги.

   Право на информацию предусматривает предоставление информации об исполнителе, об услуге и о состоянии здоровья гражданина. Кроме того, данное право включает в себя требование пациента о сохранении информации о состоянии его здоровья и факте обращения за медицинской помощью в тайне. Указанное право закреплено в ст. 8-11, 36 Закона о защите прав потребителей, ст. 732 ГК, ст. 13, 22, 23 Закона об основах охраны здоровья граждан, разделе 3 Правил предоставления платных медицинских услуг.

   Надо отметить, что механизм реализации данного права потребителей медицинских услуг в законодательстве надлежащим образом не обеспечен. В нормативных актах закреплена корреспондирующая этому праву обязанность исполнителя, однако сроки исполнения данной обязанности и юридические последствия нарушения прав потребителей медицинских услуг не установлены, в том числе нет и публично-правовых гарантий осуществления права  на информацию.  Исключением  является ст.  12 Закона о защите  прав потребителей, устанавливающая имущественную ответственность исполнителя за непредставление информации.

   Следующее право потребителя – добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья). Здесь инициатива принадлежит потребителю, так как данное право предусматривает активные действия пациента – выражение его согласия или отказа. Анализ законодательства показывает, что механизма реализации указанного права нет, как нет и ответственности исполнителя за его нарушение. Ответственность может наступить лишь, если гражданину при нарушении этого права будет причинен вред – материальный или моральный.

  Качество и безопасность оказываемой медицинской услуги (ст. 4, 7 Закона о защите прав потребителей, ст. 309, 721 ГК) обеспечивается целым рядом средств.

  Во-первых, устанавливаются правила о допуске лиц к занятию медицинской деятельности, в число которых входят и требования об условиях оказания медицинских услуг.

   Во-вторых, согласно п. 5 ч. 1 ст. 79 Закона об основах охраны здоровья на территории РФ используются лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания, медицинские изделия, дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные средства, разрешенные к применению в Российской Федерации.

   В-третьих, имеются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, по которым можно проконтролировать объем оказываемых медицинских услуг.

   В-четвертых, установлены различные виды контроля за безопасностью и качеством медицинских услуг. В систему контроля качества медицинской услуги входят самоконтроль в медицинских организациях; ведомственный контроль; вневедомственный государственный контроль; вневедомственный негосударственный контроль – страховыми медицинскими  организациями и Фондом ОМС;  судебная экспертиза качества медицинской помощи (ст. 64 Закона об основах охраны здоровья).

   Проблема реализации права на качество медицинских услуг состоит в том, что потребитель не может определить самостоятельно, оказывается медицинская помощь качественно или нет. Обычно на практике пациент обращается с претензией или иском к исполнителю в связи с оказанием медицинской услуги ненадлежащего качества при наличии вреда жизни или здоровью либо субъективного мнения о некачественности помощи.

   В случае нарушения права на качество потребитель наделяется широким кругом прав по защите своего права. Помимо установления уголовной ответственности применяются нормы главы 59 Гражданского кодекса, статей 13, 14, 15, 29 Закона о защите прав потребителей.

  При таком количестве и разнообразии гарантий права на качество и безопасность медицинской услуги, в том числе видов и уровней контроля, указанное право не является наиболее защищенным от нарушений со стороны исполнителя.

   Что же касается остальных прав потребителей медицинских услуг (ст. 19 Закона об основах охраны здоровья, ст. 27 Закона о защите прав потребителей), то осуществление этих прав представляет собой весьма большие затруднения. Кроме механизма реализации права оказания услуги в срок, закрепленного в Законе о защите прав потребителей, в остальных случаях осуществление потребителем своего права во многом зависит от усмотрения исполнителя (или его работников).

   Таким образом, приходим к выводу о том, что система нормативно-правовых средств охраны прав потребителей медицинских услуг складывается из трех основных элементов:

1)   установление прав пациентов и обязанностей исполнителей;

2)   установление требований к отдельным объектам, субъектам, процессам для обеспечения осуществления прав пациентов;

3)   установление мер защиты и ответственности за нарушение прав пациента - потребителя.

  Но в этой системе выявляется ряд пробелов. Во-первых, в законодательстве не учтена специфика оказываемых услуг.

   Во-вторых, за нарушение многих прав не установлена ответственность, либо имеющиеся меры ответственности не могут должным образом защитить нарушенное право пациента.

   В-третьих, пациент в рассматриваемых отношениях является «слабой» стороной, не обладающей специальными познаниями, а, кроме того, во многом зависящей от исполнителя (сам пациент, например, не может определить в какой услуге нуждается, это делает исполнитель). Законодатель не предусматривает помимо общих специальных, учитывающих специфику медицинских услуг, механизмов «нейтрализации», выравнивания сторон правоотношения по оказанию медицинских услуг. Общие же меры, в основном, способствуют лишь защите уже нарушенного права, в то время как важно не допустить нарушения (то есть нужны меры на уровне охраны – регулирования), так как вред причиняется наиболее ценным благам – жизни и здоровью.

   Таким образом, будучи наделенным широким кругом прав, потребитель медицинских услуг зачастую не может их реализовать либо защитить уже нарушенное право, так как в законодательстве и на практике отсутствуют реальные механизмы осуществления прав пациентов.

   Те же средства, предусмотренные в ГК и Законе о защите прав потребителей, являются общими для всех нарушений прав без учета особенностей правоотношений по оказанию медицинских услуг. Поэтому логичным является вывод о том, что в российском законодательстве отсутствует система специальных средств охраны прав потребителей медицинских услуг. Общие же средства охраны (в том числе защиты) позволяют реализовывать только право на медицинскую помощь и право на возмещение вреда, причиненного при оказании медицинской услуги.

Список литературы

1.     Колоцей И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: автореферат дисс. …к.ю.н. / И.А. Колоцей. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 10.

2.     Липин Н.Н. Страхование как конституционно-правовой способ защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь / Н.Н. Липин // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 4. - С. 16 - 18.

3.     Ращупкина Е.И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: конституционно-правовой аспект: автореферат дисс. …к.ю.н. / Е.И. Ращупкина – Челябинск, 2012. – С. 17.