01 февраля 2016г.
Важнейшей целью военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами помимо экономических интересов также является поддержание на должном уровне обороноспособности Российской Федерации. Так, в Исламабаде 20.11.2014 г. было подписано Соглашение о развитии военного сотрудничества между Российской Федерацией и республикой Пакистан. При этом Министр обороны Российской Федерации С. Шойгу по итогам двухсторонней встречи отметил, что «двустороннее военное сотрудничество должно содействовать повышению боеспособности наших вооруженных сил»80.
В этой связи С.Н. Максимов обоснованно обозначил в качестве одной из основных целей военно- технического сотрудничества достижение военного превосходства и стабильности на континенте или в регионе в целях обеспечения национальной безопасности81. Другой не менее важной целью военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в контексте выше приведенного высказывания Министра обороны Российской Федерации, по мнению автора, является поддержание обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации на должном уровне. Данные цели военно- технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, в основном, достигаются.
Тем не менее, по мнению автора, правовое регулирование деятельности субъектов военно-технического сотрудничества в контексте укрепления обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации с иностранными государствами нуждается в совершенствовании.
О необходимости совершенствования правового регулирования деятельности субъектов военно- технического сотрудничества в контексте укрепления обороноспособности государства, в частности, свидетельствует анализ проводимой странами США, Евросоюза, политики санкций. Также об этом свидетельствует фактическое прекращение военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной. Анализ обозначенных тенденций позволяет утверждать, что в вопросах правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами имеются ярко выраженные пробелы и противоречия. Названные пробелы и противоречия оказывают крайне негативное влияние на уровень обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации. Они, в частности, связаны с импортом продукции военного назначения, используемой для производства собственной продукции военного назначения. Речь идет о запрете поставок продукции военного и двойного назначения в Российскую Федерацию со стороны государств Запада.
Следует отметить, что введенные со стороны стран Запада санкции оказывают крайне негативное влияние, в первую очередь, на субъектов военно-технического сотрудничества. Как справедливо отмечает А.А. Моисеенков, субъекты военно-технического сотрудничества занимают одно из определяющих мест в системе названного вида сотрудничества82. Ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно- техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определяет субъектов военно-технического сотрудничества как российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения83.
Санкции со стороны стран США и Евросоюза были введены, в частности, в отношении следующих субъектов военно-технического сотрудничества: концерн ПВО Алмаз-Антей, концерн Калашников, НПО Базальт, Уралвагонзавод, Оборонпром84 и некоторых других организаций. Для указанных компаний запрещён импорт и экспорт оружия, а также поставки продукции «двойного назначения» и высоких технологий, которые могут быть использованы в оборонной промышленности. Перечисленные субъекты военно-технического сотрудничества находятся «у всех на слуху» и играют крайне важную роль в обеспечении боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Введение санкций именно в отношении названных предприятий, по мнению автора, является ударом со стороны стран США, Евросоюза и Украины по боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Снизить силу такого удара может совершенствование закрепленных в законодательстве принципов военно-технического сотрудничества.
80 http://actuallno.com/blog/43351661877/SHoygu-nerviruet (дата обращения 24.09.2015 г.).
81Максимов С.Н. Организация и правовое регулирование поставок вооружения и военной техники Российской Федерацией зарубежным странам: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.С. 9.
82Моисеенков А.А. Правовое регулирование деятельности субъектов военно-технического сотрудничества: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.С. 7.
83 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30,ст. 3610.
84. http://www.i-mash.ru/ (дата обращения 22.09.2015 г.).
О необходимости проведения политики независимости субъектов военно-технического сотрудничества от импорта продукции военного назначения все чаще говорится в официальных выступлениях высших должностных лиц нашего государства. Так, 4.12.2014 г. в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу «снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции»85. Он также вполне справедливо отметил, «что касается импорта, то за рубежом должно приобретаться действительно уникальное оборудование и технологии»86. О необходимости импортозамещения продукции военного назначения, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил 5.11.2014 г., проводя заседание Комиссии по военно-техническому сотрудничеству при Президенте Российской Федерации. Он, в частности, отметил, что преодолеть вводимые в отношении Российской Федерации санкции поможет уже намеченная программа импортозамещения в оборонно- промышленном комплексе87.
Задачи по импортозамещению продукции военного назначения в настоящее время уже успешно применяется в практике военно-технического сотрудничества. Например, вертолеты Ми-8АМТШ-В, впервые выпущенные без украинских запчастей в Улан-Удэ холдингом «Вертолеты России». Вертолетам установили российские двигатели «Климов» взамен двигателей, произведенных запорожским предприятием «Мотор Сич». Также были заменены винтовые машины: вспомогательную силовую установку АИ-9В украинского производства сменила отечественная модель ТА-14, произведенная на Улан-Удэнском авиационном заводе88. Названный положительный пример импортозамещения продукции военного назначения свидетельствует о необходимости законодательного закрепления принципа запрета закупок иностранной продукции военного назначения без наличия заключения о возможности ее импортозамещения без ущерба боеготовности вооруженных сил. Автор полагает целесообразным обозначить данный принцип как принцип импортозамещения продукции военного назначения.
В сфере деятельности субъектов военно-технического сотрудничества, связанных с закупками продукции военного назначения у иностранных производителей, следует учитывать возможности внезапного прекращения поставок этой продукции, и связанную с ней возможность «импортозамещения» данной продукции с учетом необходимости поддержания должного уровня обороноспособности и военной безопасности.
Импортные закупки продукции военного назначения являются одним из основных направлений проводимого Российской Федерацией военно-технического сотрудничества с иностранными государствами89. Однако, именно данное направлении военно-технического сотрудничества, по мнению автора, сопряжено с определёнными рисками. Эти риски должны быть учтены в действующем законодательстве.
Кроме того, в контексте необходимости поддержания должного уровня военной безопасности при осуществлении военно-технического сотрудничества следует отметить, что, зачастую, предприятия- производители продукции военного назначения, использующие в своей деятельности продукцию военного назначения иностранного производства, испытывают крайне высокий уровень экономической зависимости от поставок данной продукции. Отсутствие в течение длительного времени поставок такой продукции может крайне негативно отразиться на экономическом положении данного предприятия, уровне социальной защищенности его работников. Эта ситуация приводит к мысли о необходимости создания каких-либо государственных гарантий деятельности этих предприятий. В противном случае, по мнению автора, такая ситуация влечет подрыв обороноспособности Российской Федерации.
По мнению автора, при наличии более совершенного законодательства в области военно-технического сотрудничества негативные последствия прекращения военно-технического сотрудничества с рядом государств можно было бы избежать. Так, еще в 2006 г. А.В. Пугачев отметил в своем исследовании Украину как страну, с которой интеграционные процессы в военно-технической сфере находятся на низком уровне развития по сравнению с иными государствами на пространстве бывшего СССР90. При наличии законодательно установленного порядка прогнозирования возможного полного или частичного прекращения военно- технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также получением предприятиями-производителями продукции военного назначения заключения о возможности «импортозамещения» поставляемой им продукции военного назначения, были бы своевременно найдены иные поставщики продукции военного назначения. Негативные последствия прекращения военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией либо были бы полностью «сведены к нулю», либо максимально уменьшены.
85 http://kremlin.ru/ (дата обращения 27.09.2015 г.).
86 http://kremlin.ru/ (дата обращения 29.09.2015 г.).
87 http://kremlin.ru/ (дата обращения 20.09.2015 г.).
88 http://tvzvezda.ru/№ ews/vstra№ e_i_mire/co№ te№ t/201411051924-oqxo.htm (дата обращения 28.09.2015 г.).
89 http://vpk.№ ame/ (дата обращения 20.09.2015 г.).
90 Пугачев А.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации со странами-участниками содружества независимых государств
Автор полагает необходимым законодательно определить, что ввоз продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения организациями-производителями и разработчиками такой продукции возможен только при наличии заключения о возможности импортозамещения указанной продукции при сохранении должного уровня обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, при планировании военно-технического сотрудничества следует, во-первых, своевременно прогнозировать возможность прекращения поставок продукции военного назначения иностранного производства, а, во-вторых, – произвести своевременную замену продукции военного назначения иностранного производства в случае прекращения ее поставок аналогичной продукцией военного назначения другого производителя.
Говоря о совершенствами правового регулирования деятельности субъектов военно-технического сотрудничества Российской Федерации в контексте укрепления обороноспособности Российской Федерации, следует обратиться к закрепленным в действующем законодательстве принципам военно-технического сотрудничества, которые имеют непосредственное отношение к деятельности субъектов названного вида сотрудничества. В соответствии со ст. 4 п. 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» от 19.07.1998 г.91 одним из принципов военно-технического сотрудничества является защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения. Другим принципом военно-технического сотрудничества является приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества. Как показывает анализ военно-технического сотрудничества, проведенный нами в статье, при прекращении поставок продукции военного назначения от иностранного заказчика соблюдение обоих принципов становится под угрозу. Такой ситуации можно избежать или максимально уменьшить ее негативные последствия в случае законодательного закрепления следующих принципов военно-технического сотрудничества: сохранение возможности «импортозамещения» продукции военного назначения без ущерба обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации при ввозе продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения; осуществление постоянного прогнозирования полного или частичного прекращения военно-технического сотрудничества с государствами – поставщиками продукции военного назначения в Российскую Федерацию.
При невозможности импортозамещения продукции военного назначения под угрозу становится одни из основных принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества – приоритетность интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества, закрепленных в п. 1 ст. 4 Федерального закона «О военно- техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»92.
Справедливости ради следует отметить, что без участия зарубежных производителей вооружения и военной техники дальнейшее наращивание темпов военно-технического сотрудничества представляется невозможным. Как вполне обоснованно отмечает Ю.В. Хозяинов, «в целях создания более конкурентоспособной продукции военного назначения важно предпринимать шаги по развитию интеграции и кооперации с заинтересованными зарубежными производителями вооружения и военной техники, продвигая на оружейные рынки все новые совместные проекты в сфере военно-технического сотрудничества при должном соблюдении наших интересов»93. Однако, как показывает практика военно-технического сотрудничества в режиме введенных санкций в отношении российских субъектов военно-технического сотрудничества, отказ иностранных поставщиков продукции военного назначения в выполнении контрактных обязательств нередко может повлечь подрыв боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации.
91 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30,ст. 3610.
92 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30. Ст. 3610.
93 Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы // Экспорт Вооружений. 2004. № 4. С. 19.
Таким образом, автор полагает целесообразным на теоретическом и на законодательном уровне закрепить следующие принципы военно-технического сотрудничества:
- сохранение возможности импортозамещения продукции военного назначения без ущерба обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации при ввозе продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения;
- осуществление постоянного прогнозирования полного или частичного прекращения военно-технического сотрудничества с государствами – поставщиками продукции военного назначения в Российскую Федерацию.
В этой связи автор полагает целесообразным дополнить ст. 4 Федерального закона от 19.07.1998 г. № 114- ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» следующими принципами военно-технического сотрудничества: сохранение возможности импортозамещения продукции военного назначения без ущерба обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации при ввозе продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения, а также осуществления постоянного прогнозирования полного или частичного прекращения военно- технического сотрудничества с государствами – поставщиками продукции военного назначения.
Автор полагает, что данные изменения законодательства в области деятельности субъектов военно- технического сотрудничества, будут способствовать укреплению обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации, и позволит снять критическую зависимость предприятий - производителей и разработчиков продукции военного назначения от импорта названного вида продукции.
Список литературы
1. Максимов С.Н. Организация и правовое регулирование поставок вооружения и военной техники Российской Федерацией зарубежным странам: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
2. Моисеенков А.А. Правовое регулирование деятельности субъектов военно-технического сотрудничества: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
3. Пугачев А.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации со странами-участниками содружества независимых государств как фактор политической интеграции: Дис. … канд. полит.наук. М., 2006.
4. Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы // Экспорт Вооружений. 2004. № 4. С. 15-24.