Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   В Стратегии государственной национальной политики до 2025 года (далее - Стратегия) одним из приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации определяется объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа. Иначе говоря, Стратегия открывает новый этап государственной национальной политики, а именно этап строительства нации.

   Вместе с тем, «процесс строительства нации» является не до конца определенным феноменом, и точки зрения на его сущность варьируются от распада империй и их дальнейшего «территориального переопределения» [2, с. 54], до ассимиляции всех граждан в одну нацию путем господства или исключения граждан, которые не принадлежат к нации, рассматриваемой как историческое этническое сообщество[3, p. 4].

   С точки зрения Н.И. Новиковой: «Существенную роль в процессе складывания общероссийской нации может играть государственная система образования. Перед ней стоит сложная задача формирования молодого человека, осознающего свою принадлежность к гражданской нации и вместе с тем хорошо осведомленного об этнических культурах и традициях народов России» [1, с. 67]. Итак, образование как составляющая часть нациестроительства. Исходя из того тезиса, актуальным становится рассмотрение его правовых основ с точки зрения именно процесса строительства нации.

   Конституционно-правовые основы образования закреплены в ст. 43 Конституции России, устанавливающей, что каждый имеет право на образование (ч. 1), а также, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5).

   В соответствии со ст. 72 общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 114 уполномочивает Правительство Российской Федерации обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

   Дальнейшее развитие данные конституционные положения получают в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

    В частности в ст. 2 раскрываются необходимые определения, в соответствии с которыми под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение же есть целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

    Среди принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, установленных ст. 3, нас в первую очередь интересует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

   Если рассматривать данный принцип с точки зрения строительства нации, то он нуждается в редакции и формы, и содержания. В частности, представляется, что объединение в рамках одного принципа «единства образовательного пространства на территории Российской Федерации» и «защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» концептуально неверно.

   Если абстрагироваться от нациестроительства, то, все равно, разделение этого принципа на две части кажется более перспективным с точки зрения восприятия, толкования и дальнейшего развития в подзаконных нормативных актах, так как это повысит ценность каждой составной части, и исключит взаимное нивелирование их эффекта в рамках одного принципа.

   Для целей строительства единой гражданской нации редакция данного принципа представляется тем более неудовлетворительной. Итак, в первую очередь, следует выделить «единство образовательного пространства на территории Российской   Федерации» в самостоятельный   принцип,  дополнив его   следующими словами: «направленное на обеспечение развития культурного единства российской нации».

   Во-вторых, из образованного принципа «защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства», следует исключить «развитие», так как представляется неверным постулирование развития этнокультурных особенностей в рамках строительства нации. В соответствии с концепцией строительства нации «развитие» закрепляется за единой культурой российской нации, вбирающей в себя лучшие элементы национальных культур, так как «строительство нации» - это возникновение новой по отношению к абсолютно всем ее составляющим нациям нации, путем взаимопроникновения и переплетения их лучших качеств под воздействием сбалансированной государственной национальной политики. Как указывает В.А. Тишков «этническая идентичность - это не только постоянно меняющиеся представления о том, что есть группа, но это – всегда борьба за контроль над данным представлением, за дефиницию, за то, что составляет главные черты и ценности группы… Важнейшую и все возрастающую роль в этом процессе играет государство, что, кстати, было недооценено в ранних конструктивистских построениях»[4, с. 123].

  Сам же принцип следует изложить следующим образом: «защита культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации, составляющих историческую ценность».

   Подобное изложение принципов образования: во-первых защищает составляющие историческую ценность национальные культурные особенности от дискриминации; во-вторых обеспечивает правовую основу проведения единства культурной политики в образовании; в-третьих позволяет без кардинальных изменений закона совершенно по другому воспринять ряд его положений.

   В частности полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования (ст.6) по разработке и проведению единой государственной политики в сфере образования и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (ст. 8) по разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации.

   Статья 87  Закона об образовании регламентирует особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и особенности получения теологического и религиозного образования. Вместе с тем, исходя из сказанного, представляется, что данную статью, также как и соответствующие федеральные образовательные стандарты, следует дополнить «изучением основ культуры российского народа». Кроме того, более перспективно с точки зрения строительства единой гражданской нации содержание данной статьи привести в соответствие следующему названию «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры российской нации и народов ее составляющих.Особенности получения теологического и религиозного образования».

  Тем самым, первостепенная задача современного этапа образования в процессе строительства нации помимо внедрения в мировоззренческие установки культурного единства, заключается, в том числе, в искоренении подсознательного страха перед словом «российский» и словосочетанием «единая российская нация». Слово «российский» не является «новоделом» и использовалось еще Н.М. Карамзиным в своих трудах, а также было легитимизировано в законодательных актах Российской империи.

    Внесение указанных поправок в Закон об образовании в первую очередь должны изменить форму образования, которая в дальнейшем должна потянуть за собой изменение и соответствующего содержания, влияние которого можно будет увидеть в подрастающем поколении, воспитанном в духе признания единства культуры российской нации и уважения к культурным ценностям отдельных наций ее составляющих.

   Подводя итог, отметим, что образование, безусловно, является фактором, обеспечивающим строительство единой российской нации, но скорее не самостоятельно, а как составляющая часть более широкого явления, а именно культуры.

Список литературы

1.     Новикова Н.И. Законодательный ресурс этнокультурного развития / Российская нация. Становление и этнокультурное развитие / под общей редакцией В.А. Тишкова. М.: Наука, - С .62-74.

2.     Петухова Т.Н. Мультикультурализмкакоднаизконцепциймежэтническоговзаимодействия // Российский юридический журнал. - 2012. - № 2. - С. 52-61.

3.     Kellas, J.G. The Politics of Nationalism & Ethnicity. N.Y., 1998. – 258 p.

4.     Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.– 544 с.