Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Многонациональный народ Российской Федерации осуществляет реализует народовластие через специальные формы – законодательную, исполнительную и судебную. Развитая демократия предполагает не только наличие этих форм и механизмов их взаимодействия, включая сдержки и противовесы [3], но и требует наличия действенных механизмов участия граждан в ее осуществлении (в том числе – механизмов гражданского контроля) [6], совершенствования институтов публично-правовой ответственности представительных органов и должностных лиц [4], развития инноваций [5].

   Полномочие народа на осуществление контроля деятельности  любого из органов власти вытекает из сущности народовластия, то есть реализации власти по воле народа, в интересах народа и при активном участии самого носителя власти. Осуществление власти в отрыве от воли народа и в отсутствие общественного контроля с неизбежностью влечет прожектерство, коррупцию, низкую эффективность деятельности и чрезмерное увлечение инструментами принуждения. Любая неэффективная власть пытается спрятать свою неэффективность за бюрократией и закрытостью, выдавая их за порядок и нацеленность на работу.

   В Российской Федерации общественным контролем является деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

   Современная реальность такова, что в нашем обществе под влиянием глубоких изменений в моделях социальной организации и сотрудничества произошла замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, повышением роли самоорганизации граждан для решения конкретной проблемы, ростом авторитета личности. Информация и знания в современном обществе стали не только важным фактором производства, движущей силой экономики, но и приобрели иное социально-политическое значение[7]. Общественный контроль – это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть на всех этапах инициирования какого-либо решения, его принятия, реализации и оценки полученного результата.

   Право гражданского общества на контроль обеспечивается принятием специальных нормативных актов о раскрытии информации, контроле со стороны граждан, некоммерческих организаций, советов, комитетов при государственных органах и органах местного самоуправления. В России принят ряд Федеральных законов, содержащих общие положения об общественном контроле: «Об Общественной палате РФ»[9], «О противодействии коррупции»[10], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[11], «Об основах общественного контроля в РФ»[12].

    Специфические виды общественного контроля регламентируются специальными нормативно-правовыми актами, относящимися к соответствующей сфере. Так, Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»[13] регулируются инструменты общественного контроля в сфере деятельности органов, осуществляющих принудительное содержание граждан под стражей; Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации»[14], Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[15] – в сфере деятельности избирательных комиссий, организации и проведении выборов и референдумов.

   Общественный контроль осуществляется в целях: реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений, связанных с реализацией публичных полномочий; общественной оценки деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия.

   Общественный контроль призван решать задачи: формирования и развития гражданского правосознания; повышения уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечения тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; содействия предупреждению и разрешению социальных конфликтов; реализации гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия; формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; повышения эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия.

   Институты общественного контроля предусмотрены и законодательством субъектов Российской Федерации, в основном, в тех же сферах, что и в федеральном законодательстве. Так, указания на общественный контроль содержат Устав и 16 законов Ульяновской области, 16 законов города Москвы, 9 законов Краснодарского края, 4 областных закона Ленинградской области, 3 закона Республики Адыгея (исключая законы о выборах и референдумах).

   Общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», так и в иных формах, предусмотренных другими законами. Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предусмотрены следующие формы его осуществления: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, реализуемые независимо от органов государственной власти и местного самоуправления. Во взаимодействии институтов гражданского общества и органов государственной власти и местного самоуправления проводятся общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания. И хотя согласно Закону этот список не является исчерпывающим, очевидно, что законодателем упущена такая важная форма как общественная инициатива. Правовое регулирование форм осуществления общественного контроля во многом реализует закономерности  развития аналогичных  или сходных институтов  в   российском законодательстве [1], [2].

   Невысокая степень востребованности механизмов общественного контроля, по нашему мнению, лежит не столько в правовой, сколько в политической сфере. Согласно  данным Левада-центра,  в течение последних десятилетий наиболее важными для россиян являются социальные права [8]:

 

1994

1999

2003

2005

2007

2009

2011

2013

Право на жизнь

63

57

50

61

46

60

67

69

Право на бесплатное образование, медицинскую помощь, на обеспечение в старости, при болезни

64

68

66

76

67

65

70

65

Право на хорошо оплачиваемую работу по специальности

49

53

49

57

51

54

46

53

Неприкосновенность личной жизни, жилища

55

46

45

52

38

52

53

52

Свобода слова

18

14

19

28

21

29

38

39

Право на гарантированный государством прожиточный минимум

33

33

38

45

24

36

36

37

Право владеть собственностью

29

23

28

35

28

34

41

37

Право на получение информации

8

9

15

19

13

20

25

27

Свобода вероисповедания

14

8

12

16

11

19

21

27

Право избирать своих представителей в органы власти

9

8

10

16

10

17

18

21

Право уехать в другую страну и вернуться

11

8

11

15

11

15

19

20

Затруднились ответить

6

3

3

1

2

2

1

4

     Думается, что законодательство и правоприменительная практика должны развиваться в направлении предоставления гражданам и институтам гражданского общества возможностей более эффективно реализовать свои полномочия по контролю над органами государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

1.     Курячая М.М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39-46.

2.     Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

3.     Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-41.

4.     Курячая М.М. Публично-правовая ответственность представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная власть. 2005. № 5. С. 15-18.

5.     Курячая М.М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 31-37.

6.     Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.

7.     Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 52-54.

8.     Россияне о своих правах // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: URL: http://www.levada.ru/print/27-01- 2014/rossiyane-o-svoikh-pravakh.

9.     Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

10. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

11. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

12. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4213.

13. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

14. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме  Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

15. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.