Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЙ ЗАКОН О ВЫБОРАХ В ИТАЛИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

    4 мая 2015 года Италия проголосовала за новый избирательный закон. Законом о выборах 2015 г. (l’Italicum), вступающим в силу с 1 июля 2016 г., внесены значительные нововведения в процедуру национальных выборов в Парламент Италии, призванные стабилизировать политическую систему Италии и снизить риск правительственных кризисов. Важно отметить, что указанный закон регулирует национальную систему выборов в Италии. Следовательно, формально данный закон не затрагивает выборы в Сенат, поскольку в соответствии со ст. 57 Конституции Италии выборы в Сенат являются региональными (всего в Италии 20 областей).

   Инициатором реформы избирательной системы стал премьер-министр Италии Маттео Ренци. Проведение избирательной реформы обусловлено также признанием 4 декабря 2013 г. Конституционным судом ряда положений закона Кальдероли (Закон №270 от 21 декабря 2005 г.) «о бонусе большинства» неконституционными. В течение двух лет в Италии существовал правовой вакуум в юридических основаниях проведения выборов. С одной стороны, выборы будут только в 2018 году и торопиться не стоит, с другой стороны, национальный уровень проведения выборов требует четкого регулирования.

    В соответствии с новым законом избирательный список, получивший на выборах сорок процентов голосов, автоматически получает в Палате депутатов большинство – 340 мандатов (это составляет 54% всего состава Палаты депутатов). В случае, если ни один список не набирает указанного 40% голосов, назначается второй тур голосования, в котором принимают участие два списка, получившие наилучшие результаты. Следовательно, уже в день выборов будет известно, какая партия одержала победу на выборах. При обсуждении и голосовании по данному вопросу депутаты всех оппозиционных партий покинули зал заседаний в знак протеста. Однако такой шаг не повлиял на результаты голосования, и Закон о выборах был принят.

   В соответствии с Законом о выборах избирательный барьер снижается до 3% полученных голосов избирателей для прохождения в Палату депутатов. Заградительный барьер при прохождении в Сенат остается высоким: 20% для коалиции и 8% для партий, не объединенных в коалицию.

   Интересен также частичный переход к преференциальной гендерной системе выборов: в Италии учреждается 100 избирательных коллегий (за исключением области Валь д’Аоста и Трентино – Алто-Адидже), в которые каждая партия представляет свой список. Одно и то же лицо может стоять первым в списке не более чем в 10 избирательных коллегиях. Таким образом, первое лицо по списку избирается самими партиями. Начиная со второго кандидата по списку у избирателей появляется возможность самостоятельно выбирать два имени разного пола из списка. Не более 60% лиц, возглавляющих список, могут быть одного и того же пола. Впервые на законодательном уровне такое пристальное внимание уделено сексуальному равенству. Это тем более удивительно, что Италия является мачистской страной, где никакого полового равенства исторически не существовало. Если даже обратиться к Скандинавским государствам, то при количественном преобладании женщин во властных структурах законодательное регулирование обходит данный вопрос стороной.

    В Конституции сформулированы лишь самые общие принципы формирования палат (ст. 56— 59).Парламент Италии состоит из двух палат: Палата депутатов и Сенат. Палата депутатов – нижняя палата итальянского парламента состоит из 630 депутатов, которые избираются прямым и всеобщим голосованием. 12 депутатов представляют итальянцев, проживающих за рубежом. Избиратели имеют право принимать участие в голосовании в Палату депутатов по достижении 18-летнего возраста (активный избирательный ценз). Пассивный избирательный ценз (возможность баллотироваться в Палату депутатов) составляет 25 лет. Последние выборы в Палату депутатов прошли 24-25 февраля 2013 г. Председателем Палаты депутатов является Лаура Болдрини (партия Левые. Экология. Свобода). Политические партии имеют следующее представительство в Палате депутатов: 29,5% - Демократическая партия, 29,1% - Народ свободы, 25,5% - Движения пяти звезд, 10,5% - С Монти за Италию. За исключением Движения пяти звезд, остальные партии проходили в парламент в составе коалиции.

    Сенат – верхняя палата итальянского парламента, включает 315 сенаторов, избираемых по пропорциональной системе. 6 сенаторов представляют итальянцев, проживающих за рубежом. Активный избирательный ценз на выборах в Сенат составляет 25 лет, пассивный – 40 лет. Особенностью Сената является то, что бывшие президенты Италии являются пожизненными членами Сената. На сегодняшний день ими являются Джорджо Наполитано (Президент Италии 2006 – 2015гг.), Карло Адзельо Чампи (Президент Италии 1999 – 2006 гг.). Кроме того Президент может назначить сенатором пять граждан, которые прославили Родину выдающимися достижениями в научной, художественной или литературной сферах: Ренцо Пиано (архитектор, создатель Центра Пампиду в Париже), Марио Монти (пожизненный сенатор с 2011 г.; Председатель Совета министров Италии 2011 – 2013 гг.), Карло Руббиа (лауреат Нобелевской премии по физике в 1984 г.), Элена Каттанео (биолог, академик). Всего шесть пожизненных сенаторов и сенаторов по Президентской квоте представлено в Сенате. Президент Сената – Пьетро Грассо (Демократическая партия). Похожее на Палату депутатов распределение мест и в Сенате Италии: 31,6% - Демократическая партия, 30,7% - Народ свободы, 23,8% - Движения пяти звезд, 9,1% - С Монти за Италию.

   В Конституции Италии не содержится сколько-нибудь существенных указаний на собственно избирательную систему, действующую при выборах Палат. Выборы в Палату депутатов и Сенат проходят по пропорциональной системе:  по партийным спискам с избирательными порогами. Срок полномочий Палат Парламента – 5 лет. Выборы в Палату депутатов проводятся по многомандатным округам. Голосование осуществляется по спискам (обычно партийным) с указанием основных преференций. Места распределяются пропорционально поданным за списки голосам. Для распределения неучтенных голосов (остатков) образуется единый общенациональный избирательный округ, суммирующий их по спискам уже в масштабе всей страны.

   Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и как правило “связан” обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии). Эта “связь” не имеет значения, если кто-либо из кандидатов получает 65% голосов, — он автоматически становится сенатором. В случае же неполучения никем из кандидатов квалифицированного большинства областная избирательная комиссия рассматривает “связанных” кандидатов как список в рамках всей области и распределяет сенаторские места пропорционально полученным этими списками голосам.

   Полномочия обеих палат длятся пять лет и могут быть продлены только в случае войны. Новый состав палат избирается не позднее 70 дней по истечении полномочий прежней легислатуры, а первое заседание палат нового созыва должно быть проведено не позднее, чем на 20-й день после выборов (ст. 60—61 Конституции).

    Каждая из Палат избирает из своего состава председателя и бюро, формируемое на основе пропорционального представительства парламентских групп. В состав бюро входят председатель палаты, три вице-председателя, три квестора (следящие за соблюдением установленного порядка в зале заседаний, контролирующие расходы палаты и деятельность ее вспомогательных служб) и восемь секретарей. Бюро утверждает проект бюджета палаты, решает вопросы, связанные с формированием парламентских групп и комиссий, устанавливает правила внутреннего распорядка палаты, функционирования ее различных служб, применяет дисциплинарные санкции.

   Для создания в той или иной палате парламентской группы (т. е. партийной фракции) в ее состав обычно должны входить как минимум 20 членов в Палате представителей и 10 - в Сенате. При выполнении некоторых требований возможно образование парламентской группы и в меньшем составе. Избрание парламентария по списку определенной партии само по себе не влечет его автоматическое зачисление в ту или иную группу. В течение двух дней после первого заседания палаты ее члены сообщают в бюро о вхождении в состав конкретной группы в соответствии со своей партийной принадлежностью. Не сделавшие такого сообщения образуют смешанную группу, которая пользуется теми же правами, что и другие парламентские группы. Группы на первых заседаниях образуют свои органы: председателя, его заместителей, секретарей. Для выполнения своих функций группам предоставляются помещение и необходимое техническое оборудование. Из бюджета палаты группам выделяются определенные дотации, а регламент палаты предоставляет им особые процедурные права. Председатели парламентских групп входят в состав специального органа под руководством председателей палат - конференции председателей, определяющего повестку дня заседаний соответствующей палаты.

    В палатах действуют постоянные комиссии, специализированные по отраслевому признаку. Каждая такая комиссия рассматривает законопроекты и иные вопросы, касающиеся профильной для нее отрасли управления (оборона, иностранные дела, промышленность и торговля, финансы и казначейство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и др.). Могут формироваться и объединенные комиссии палат (следственные, по делам секретных служб и др.). Партийный состав комиссий комплектуется по принципу пропорционального представительства парламентских групп.

   Следующие выборы в парламент Италии в 2018 году будут проходить на основании Закона о выборах 2015 г.