Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

   Гражданское общество – одна из форм общности людей в их неполитической жизни. Гражданское общество, в свою очередь, тесно взаимодействует государством, так как силой, формирующая основы гражданского общества, такие как: личность, коллектив – является государство. Таким образом, государство и гражданское общество – два взаимосвязанных компонента: без развития и существования одного – невозможно существование другого[4].Главная идея гражданского общества – преобразование коллективности, которая организованна по законам природы. Следовательно, гражданское – это цивилизационное и гуманистическое общество, оно способно сформировать личность, которая в свою очередь способствует развитию гражданского общества.

   Гражданское общество, как правило, система самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, которая функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее при наличии благоприятных условий. Инициатива в формировании гражданского общества на протяжении всей истории России принадлежала государству. Основой формирования гражданского общества в России является коллектив. Таким образом, можно говорить о своеобразном понимании гражданского общества отличного от западноевропейских представлений. Особенностью является культурная составляющая и политическое сознание российской нации. Национальные региональные общества, также как и различные формы общественных организаций, являются структурными подразделениями гражданского общества, т.е. его институтами.

   Национальные региональные общества – это объединения, которые создаются в столицах краев, областей, республик, а также в больших городах для развития культуры, языка, традиций, обычаев и народных промыслов различных национальностей. Национальные региональные общества также называют национальными культурными центрами; появление их обусловлено проведением национальной культурной политики. В частях 4-5 статьи 13 Конституция РФ регламентирует такие положения как: создание, упразднение и деятельность общественных объединений, кроме того вопросы, касающиеся национальных региональных обществ, частично регулирует Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Но полноценного закона или главы в законе, которые регулировали бы процесс создания, упразднения, деятельность и направленность национальных региональных обществ нет, что создает определенные сложности. Исходя из определения национального регионального общества, можно сделать вывод, что к национальному региональному обществу предъявляются такие же требования к созданию, его учредителям и членам, как и в общественной организации (ст. 18,19, 20 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях»).

   Членами и участниками национального регионального общества могут быть физические лица: граждане, которые достигли 18-летнего возраста, а также юридические лица. Иностранные граждане, а также лица без гражданства, которые законно находятся на территории Российской Федерации, также могут являться и членами, и учредителями национальных и региональных обществ [10]. Согласно статьи 19 «Об общественных объединениях» членами и участниками молодежных общественных объединений граждане могут стать с 14 лет, а детских общественных объединений – с 8 лет.

   Инициаторами создания национальных региональных центров и обществ являются лица, которые принадлежат к определенному народу и заинтересованы в развитии, популяризации обычаев, традиций и языка. Согласно ст.6 Закона от 9 октября 1992 г № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» в России признается равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей. Поэтому на территории одного субъекта Российской Федерации могут существовать несколько национальных региональных обществ, так как каждое из них должно удовлетворять специфические интересы каждой национальности и национальной группы, а  также  прививать в общении межнационального характера уважение и толерантность.

   На территории Краснодарского края проживает множество народов, и большая часть из них имеет свои национальные центры. Деятельность подобных общественных организаций должна не только сплотить и объединить людей одной национальности, но и помочь адаптироваться им к современным реалиям. Иначе говоря, каждое общественное объединение, имеющее национальную направленность должно удовлетворять специфические интересы каждой национальности и национальной группы, а также прививать в общении межнационального характера уважение и толерантность [13]. А также одной из важных задач таких центров является поддержание и установление связей с подобными национально – государственными образованиями, как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах. В отдельных случаях национальные региональные общества принимают участие в формировании органов местного самоуправления [11], могут инициировать такие формы прямого волеизъявления, как опрос [5], [6], референдум [7], участвовать в осуществлении общественного контроля [2], организовывать краудсорсинговые проекты[8] и использовать возможности электронной демократии [12]. Деятельность национальных региональных обществ не должна наносить ущерб правам и законным интересам тех национальных групп, которые проживают на территории, где действует национальное региональное общество[13].

   На данный момент точкой объединения национальных образований является Краснодарский краевой Центр национальных культур. Существует он с 1992 года по инициативе восьми национально-культурных общественных объединений. В настоящее время в состав Центра национальных культур входят 32 общественно национально- культурные организации [14].

   Основной тенденцией национальных региональных обществ является поддержание политики, которую проводит регион[1]. Так, в Краснодарском крае действует региональное движение «За веру, Кубань и Отечество». Создание регионального движения было ответной реакцией политической элиты региона на оскорбление святыни в Храме Христа Спасителя панковской группой в 2012 году. Основными задачами движения «За веру, Кубань и Отечество» являются: укрепление межрегиональных и межконфессиональных связей, защита национальных интересов как региона, так и России в целом, сохранение и передача последующим поколениям традиций, обычаев и культурного наследия, повышение духовно-нравственного воспитания молодежи Кубани.

   Согласно Закону Краснодарского края от 20.06.2007 № 1264-КЗ «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» приоритетным направлением развития национальной народной культуры Кубани является сохранение и развития казачьих традиций и уклада. В октябре 1990 года в столице Краснодарского края прошел Учредительный всекубанский казачий съезд, в рамках которого были утверждены символы Кубанского казачьего войска. В 1991-1992 гг. прошёл целый ряд регистраций: в 1991 г. регистрация Краевой Общественной организации «Кубанский Казачий Круг «Круглик», затем в 1991 г. регистрация Кубанской казачьей ассоциации «Россия», а после в 1992 г. было зарегистрировано Кубанское казачье войско, объединяющее реестровых казаков всей Кубани под руководством атамана Николая Долуды [15]. Кубанское казачье войско принимает активное участие в жизни края: несет казачью службу, участвует в формировании казачьих учебных заведений и специальных классов общеобразовательных учреждениях, охране общественного порядка, патриотическом воспитании, поисковой и военно-исторической работе, организации и деятельности секций казачьей направленности для подрастающего поколения, а также проведение мероприятий культурно-массовой направленности. С ранней весны и до поздней осени каждое воскресенье проходит «Час славы Кубани», когда пеший и  конный расчеты Почетного караула Кубанского казачьего войска в сопровождении оркестра торжественным маршем от храма Александра Невского проходят по центральной улице краевой столицы – улице Красной города Краснодара – и встают в карауле у памятников, обозначающих основные исторические вехи развития Кубани.

   В заключении хотелось бы отметить, что национальные региональные общества это относительно новый вид института гражданского общества. Специфика и разнообразие национальных региональных обществ зависит от некоторых факторов: политики, которую проводит субъект РФ; уровня развития общества и его инфраструктуры; степени контроля, который проявляют органы государственной власти; насколько гражданские ценности прослеживаются в уставных документах национальных общественных организаций, их структуре, функциях и текущей деятельности [3].

Список литературы

1.     Громыко С.В. Региональные национально-культурные объединения в структуре гражданского общества // Теоретические и практические аспекты развития юридической науки: Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2015. С. 30-34.

2.     Громыко С.В., Курячая М.М. Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. № 3.

3.     Зигерт Й. Гражданское общество в России: перевод снем. А. Ярина // Отечественные записки. 2005. № 6.

4.     Кривцов А.О. Проблема взаимодействия гражданского общества и политической элиты в современной России // Сборник материалов V Южно-российского политологического конвента г.Ростов-на-Дону С. 204- 206.

5.     Курячая М.М. Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 39- 46.

6.     Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

7.     Курячая М.М. Право на референдум в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 23-26.

8.     Курячая М.М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 31-38.

9.     Курячая М.М., Воробьева Е.И. Национальные региональные общества как средства выражения интересов граждан в субъектах Российской Федерации / Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. № 2. Челябинск, 2015. с. 9-12.

10. Курячая М.М., Воробьева Е.И. Основы конституционно-правового статуса общественных организаций  в России // Проблемы и перспективы развития современной юриспруденции. Воронеж, 2014. С. 32-34.

11. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-41.

12. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 41-44.

13. Курячая М.М., Воробьева Е.И. Национальные региональные общества как средства выражения интересов граждан в субъектах Российской Федерации // О некоторых вопросах и проблемах современной юриспруденции: Сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск, 2015. С. 9-12.

14. Портал исполнительных органов Краснодарского края «Краснодарский краевой центр национальных культур» [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.krasnodar.ru/content/339/show /31842/.

15. Кубанское казачье войско [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.slavakubani.ru/.