Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В КОНТЕКСТЕ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
23 января 2016г.

     Классификация юридических лиц во всем мире про исходит по нескольким основаниям: учреждения и общества; юридические лица частного и публичного права и т.д. Критериями последнего деления можно назвать наделение юридического лица властными полномочиями, основания и порядок возникновения юридического лица и другие. По мнению Л. Эннекцеруса, « …критерием деления является порядок возникновения юридического лица»[1]. Д ля более тща те льного рассмотрения правового ста туса юридических лиц публичного права, необ ходимо обратиться к основам римского права.

    В настоящее время частное право противопоставляется публичному, все правоотношения делятся на частноправовые и публичные и регулируются соответствующими нормативно -правовыми актами. Древние же римляне рассматривали правовую систему в синкретичном единстве, выделяя различные аспекты юридических институтов в зависимости от той социальной роли, в которой выступали субъекты правоотношений, и от того, какой общественный авторитет обеспечивал нормативный характер типичных связей между людьми[2]. Если речь шла об отношениях между отдельными лицами, отставившими свои индивидуальные или семейные интересы, то такие отношения трактовались ка к частные . И соо тве тственно формализованная воля субъектов, определявша я режим их связей, считалась частным за коном. Если же о тношение затрагивало интересы римского народа, то  оно  рассматривалось с точки зрения публичны х интересов, а его нормативной основой выс тупала формализованная во ля всего народа – публичный закон[3]. Так, Германское гражданс кое положение (ГГУ) дает лишь  косвенное определение  правового по ложения юридических лиц публичного права, упоминая о них только в §89, предусматривающем одина ковую гражданско -правовую отве тс твеннос ть юридических лиц как публичного, та к и частно го права. Такой пробел устраняе тся рядом спе циальны х законов ФРГ[4]. Примером может служить § 48 Закона о бюдже тны х права х союза и земель от 19 августа 1969 г., пре дусматривающий равное положение юридических лиц публичного права, основанны х на союзном или земельном имуществе, с другими лицами с точки зрения их мес та в бюдже тном процессе. Статья 298 Г К Квебека проводит различие между юридическими лицами частного  и публичного права. Одна ко указано  лишь, что юридические лица публичного права создаются непосредс твенно за коном или в силу закона. Более дета льной регламентации юридических лиц публичного права ГК Квебека не содержит.

     Французский гражданский кодекс напротив относит все государственные учреждения к субъектам гражданских правоотношений, приравнивая их к частным лицам. Например, в ст. 1712 Ф ГК говорится о государстве, коммунах и государс твенны х учреждениях как наймода телях по договору имущественного найма, в ст. 2227 – о подчинении ука занны х лиц та кой же давности, ка к и частные лица . В английс ком праве отсутствует четкое деление на юридические лица публичного права и юридические лица частного права. Французский юрист Ж. ле ла Модандьер, называет юридическими лицами публичного права государство в целом, департаменты, общины, государственные учреждения. В числе государственны х учреждений он у казывает такие центральные государственные учреждения, как ака демии, университе ты; учреждения департаментов; учреждения общин – больницы, приюты и т.д. [5]. Ис ходя из сказанного, не т смысла отрицать существование юридических лиц публичного права. Тем не менее, их точного лега льного опреде ления, ка к и качес твенны х характеристик, не т ни в одном, из указанны х за конода тельс тва х. Российская Фе дерация, к сожаленью, в этом случае не исключение. Причин такому положению неско льку.

   Во-первых,  постсоветское  гражданское  законодательство  во  многом  следует  традициям  и  нормам, выработанным еще социалистическим советским правом, которое, как известно, полностью отрицало частное право.

Во-вторых, многие ученые полагают, что даже юридические лица публичного права, т.е. государственные учреждения должны быть созданы по правилам гражданского права, являются равными участниками частноправовых отношений, поэтому нет необходимости введения специального понятия юридических лиц публичного права[6].

     Продолжением вышеуказанному мнению и то, что категория «юридическое лицо» характерно только для гражданского права, поэтому словосочетание «публичное юридическое  лицо» само по себе  несет противоречие [7].

     В этой связи полезным может показаться опыт грузинского законодателя, дающего точное определение интересующему нас институту. Согласно Закону о юридических лицах публичного права – это созданная на основе соответствующего закона, указа президента страны, либо административного акта органа государственного управления организация, которая под контролем государства независимо осуществляет политическую,  государственную,  социальную,  просветительную, культурную   и  иную публичную деятельность[8]. В современной юридической литера туре все чаще встречаются ученые, исследующие правовой статус юридических лиц публичного права, сравнивая их с юридическими лицами частного права[9].

    Так, наглядно доказано, что в государственном и административном праве существует большое количество юридических лиц, но это «совсем другие юридические лица, чем те, с которыми привыкла иметь дело цивилистика». Основным отличием здесь можно считать то т факт, что  юридические лица частного права возникаю т на основании согласованной во ли учредителей, ограниченной предусмотренными гражданско - правовым законода тельс твом организационно-правовыми формами юридических лиц. В то время как юридические лица публичного права возникают, как правило, на основании правового акта госу дарственно го органа, для осуществления определенных государственны х функций и за дач. Что касается организационно- правовой формы юридического лица, то государство правомочно изобретать и другие формы, не предусмотренные ГК РФ, но необходимые для достижения определения целей.

Другим не менее важным основанием для отличия «публичных» юридических лиц от «частных» является их правоспособность. Юридические лица публичного права создаются государством для осуществления конкретной цели или функции государства, поэтому и правоспособность их можно  назвать специальной. В то время как среди юридических лиц частного права б ольшинс тво обладае т общей правоспособностью, и могут осуществлять любой вид де яте льнос ти, не противоречащей закону.

Таким образом, наглядно доказано, что юридические лица публичного права не только встречаются в реальности, но и обладают свойственными только им качественными характеристиками. Что же касается особенностей юридических лиц публичного права, проявляющихся при непосредственном осуществлении публичных функций и задач, то они предопределены и регулируются Конституцией или другими за конами, определяющими компетенцию государства и его органов. Как известно, исследование сущности государства и государственно-подобных организаций не входит в предмет частного права. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что юридические лица публичного права подлежат гражданско-правовому регулированию только в том случае, если они вступают в обязательственные отношения в качестве стороны договора. Во всех же иных случаях юридические лица публичного права становятся предметом регулирования государственного права (конституционного и административного ).

 

Список литературы

 

1.           Гражданское и торговое право зарубежны х стран: Учебное пособие / Под общей ре дакцией В.В. Безба ха и В.К. Пучинско го. – М.: М ЦФЭР, 2009. – С. 105.

2.           Дождев Д .В. Римское частное право. Учебник для ву зов. Под редакцией чле на-корр. РА Н, профессора В.С. Нерсесянца. – М.: Изда тельс кая группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. С.1-2.

3.           Ибрагимова Т.А. Юридические лица в Кыргызской Республике. IV 2 (http: // www. сac-c ivilla m. org /beitraege/ beitraege. html).

4.           Коженко Я .В. Проблемы и перспективы развития сервисного по дхо да в сис теме государственного управления на примере электронного правите льства // Юрис т- Правове д. 2011. №2. С. 12-16.

5.           Курилкина О.А. Юридические лица публичного права: инс титут частного или публичного  права? // Юристъ – Правове д. 2009. №3. С. 26.

6.           Чантурия Л.Л. Юридические лица публичного права : их место в гражданском праве и особенности правового регулирования // Государство и право. 2008. №3. С. 42.

7.           Чиркин В.Е. Необ хо димо ли понятие юридичес кого лица публичного права // Государство и право. 2006.№5. С. 25.

8.           Шонасридинов Н. Юридические лица в Республике Та джикистан. IV 2 (http: // www. сac-c ivilla m. org / beitraege/ beitraege. html).

9.           Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. М., 1949. Т.1, по лу том 1. С. 357.