29 октября 2017г.
Категория законодательство применяется в правотворческой деятельности, исследуется различными отраслями права, однако в настоящее время четкого, однозначного теоретического определения не существует.
Отсутствие данной правовой категории создает практические трудности в правотворческой, правоприменительной деятельности, а также при систематизации правовых актов.
Таким образом, проблема определение понятия законодательства является не только теоретической, но и практической.
К вопросу определения понятия законодательства существуют различные подходы.
Так, под законодательством понимается совокупность издаваемых в государстве законов и подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов высшего законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ, всех нормативных актов высшего органа законодательной власти; только законов.
В юридической литературе понятие законодательство трактуется в узком и широком смысле.
В узком смысле законодательство включает совокупность федеральных законов в пределах одной отрасли.
В широком смысле законодательства включаются все нормативные правовые акты, образующие единую систему соответствующей отрасли права.
Наличие узкого и широкого подхода к понятию законодательство отражено в научных работах, таких ученых, как Д. А. Керимов [4] и Н. М. Добрынин [3].
Керимов Д. А. считал, что «законодательство юридически - это совокупность только законодательных актов, но в практическом обыкновении законодательство понимают более широко: законодательство включает в себя не только законы, но и подзаконные акты, образуя вместе с ними единую законодательную систему» [4].
Н. М. Добрынин отмечает, что в узком смысле законодательство - совокупность только законов государства. В более употребительном, широком смысле, законодательство - совокупность не только законов, но и иных нормативных правовых актов, принимаемых парламентом, главой государства и правительством, министерствами и ведомствами, уполномоченными на их принятие; в федеративном государстве также договоры федерации и ее субъектов по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий их органов государственной власти [8].
В Российской Федерации термин законодательство довольно часто понимается как совокупность только законодательных актов.
Обращаясь к исследованию понятия налогового законодательства в Российской Федерации, следует сказать, что научным исследованиям по данной проблематике не уделяется должного внимания.
Так Андреева М.В. понятие «налоговое законодательство» рассматривала с двух аспектов:
1. Формального – как источники налогового права (формы права) охватываются понятием «налогового законодательства»;
2. Содержательного – какие акты относятся к законодательству, регулирующему исчисление и уплату налогов [1].
Козырин А.Н. считает, что «В НК РФ (ст. 1) содержится определение налогового законодательства (оно названо законодательством о налогах и сборах), закреплена отраслеобразующая функция Налогового кодекса и установлен примат норм Налогового кодекса по отношению к любым другим законодательным нормам, регулирующим налоговые отношения».
Отмечая, что «в Российской Федерации акт законодательства о налогах и сборах - это всегда закон, то есть акт высшей юридической силы на данном уровне публично-правового образования, принятый соответствующим представительным (законодательным) органом. Иными словами, актами законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации могут быть только федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах или нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований. Такой подход к определению налогового законодательства отличает НК РФ от налоговых кодексов других государств - членов ЕАЭС, налоговые кодексы которых применяют расширительный подход к определению налогового законодательства, который предполагает отнесение к актам налогового законодательства не только законов, но и различных подзаконных актов (актов президента, правительства, министерства финансов и т.д.)» [5].
Сферой административно-правового регулирования законодательства о налогах и сборах являются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Гуреев В.И. [2] включал налоговое законодательство в определение понятия «налоговая система» и считал, что оно состоит из законов и подзаконных нормативных актов.
Науменко А.М. [9] относил налоговое законодательство к элементам «налоговой системы», хотя последнее понятие является более широким, чем законодательство.
Пепеляевым С.Г. считал, что «принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства Российской Федерации – создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание и конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов» [7].
В НК РФ [6] закреплено, что законодательство о налогах и сборах включает в себя федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципальных образований.
Таким образом, действующий кодифицированный акт не ограничивает понятие налогового законодательства только одним нормативным актов, а может только рассматриваться в широком смысле.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие налоговое законодательство в узком смысле определяется как совокупность федеральных законов, регулирующих правоотношение как охраняемое государством общественное отношение, возникающее в сфере налогообложения.
2. Понятие налоговое законодательство в широком смысле рассматривается как совокупность всех нормативных правовых актов, которые связаны с регулированием правоотношений в области налогов.
Список литературы
1. Андреева М.В. Действие налогового законодательства во времени. Дис. канд. юрид. наук:12.00.14 - Москва, 2004. - 222 c.
2. Гуреев В.И. Налоговое право. М.: Экономика, 1995. – 252 с.
3. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: сто вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск: Наука, 2013. – 634 с.
4. Керимов Д. А. Законодательная техника. Научно- методическое и учебное пособие. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА-М), 2000. – 127 с.
5. Козырин А.Н. Формы систематизации налогового законодательства / А.Н. Козырин // Налоги и налоговое право, 2015. № 4. С. 64-84.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054722&intelsearch=%ED%E0%EB%EE%E3%E E%E2%FB%E9+%EA%EE%E4%E5%EA%F1/ (дата обращения 18.09.2017).
7. Налоговое право: Учебник. /Под. ред. С.Г. Пепеляева — М.: Юристъ, 2003. - 591 с.
8. Теплякова О.А., Степанова М.С. Проблема понятия «Законодательство Российской Федерации» / О.А. Теплякова // Евразийский юридический журнал» 2015. № 6. С.143-146.
9. Финансовое право: Учеб. пособие / Отв. ред. И.В. Рукавишникова. М.: Норма, 2007. – 512 с.