Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
24 января 2016г.
      Проблемой в практики применения бюджетного законодательства является правовая неурегулированность, возникающая в связи с выявлением нарушений бюджетных нормативных правовых актов регионального уровня. На основании сложившейся практики законы в части установления ответственности за административные правонарушения в бюджетной сфере прекратили свое действие, хотя в ряде субъектов РФ такого типа установления не оспариваются и продолжают действовать.
Верховный Суд РФ основывается на том, что регулирование ответственности за нарушение бюджетного законодательства осуществлено федеральными законами - Бюджетным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ, - что делает невозможным издание законодательных актов аналогичного содержания на региональном уровне. Особенности процессуальных правил применения норм, устанавливающих ответственность за нарушения в бюджетной сфере, не позволяют применять их к подобным нарушениям, если они совершены в отношении средств региональных бюджетов. Ограничение предмета контроля и надзора Росфиннадзора лишь средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов не позволяет применять и меры бюджетно-правового характера при выявлении нарушений, связанных с использованием средств бюджета субъекта РФ.
Попытки разрешить проблему фактического отсутствия возможности применять правовые средства в форме административной ответственности, а также мер, установленных в части четвертой БК РФ, к нарушениям в использовании средств региональных бюджетов предпринимались [.3.].
       Можно констатировать, что решение проблемы требует, прежде всего, проверки обоснованности позиции, сформулированной Верховным Судом РФ, относительно невозможности принятия субъектами РФ законов, устанавливающих административную ответственность за нарушения в бюджетной сфере. Суд исходит из того, что субъекты РФ обладают правом устанавливать административную ответственность за правонарушения в бюджетной сфере, если она не установлена федеральным законом, однако поскольку ответственность установлена в БК РФ и КоАП РФ, то субъекты РФ не могут реализовать данное полномочие. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ неопределенность нормы может быть преодолена путем систематического толкования с учетом иерархической структуры правовых норм, предполагающей, что толкование норм более низкого уровня должно осуществляться в контексте норм более высокого уровня, поскольку любая правовая норма находится в общей системе конституционно-правового и соответствующего отраслевого регулирования.
       Действие норм БК РФ, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетного законодательства РФ, на отношения, возникающие в ходе исполнения региональных и местных бюджетов, не распространяется. Предусмотренные положения распространяются на нарушения только тех порядков, которые непосредственно установлены в БК РФ. Между тем субъекты РФ обладают полномочиями устанавливать собственное правовое регулирование бюджетных отношений, в том числе: порядок составления проекта бюджета; порядок рассмотрения и утверждения проекта; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; порядок исполнения бюджета по расходам и др. Таким образом, если нарушения выявлены органами финансового контроля субъекта РФ в порядке, установленном законом или иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ, то к этим правоотношениям не могут быть применены положения БК РФ. Следовательно, в этой части правовое регулирование федеральным законом отсутствует, и субъекты РФ не могут реализовать свое полномочие на установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений. Есть и иные положения, которые на первый взгляд можно истолковать как регулирование отношений, возникающих в связи с нарушениями в ходе исполнения не только федерального, но и иных бюджетов, в частности: - «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка, бюджетов бюджетной системы РФ»; - «Полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в области применения мер принуждения».
     Органы власти регионального уровня обязаны самостоятельными действиями обеспечивать эффективность использования бюджетных средств доступными правовыми средствами, в том числе установлением порядка осуществления финансового контроля и ответственности за выявленные нарушения. При этом закон субъекта РФ не может расширять основания, виды ответственности, порядок привлечения к ответственности, а также перечень санкций, установленных федеральным законом. Следует подчеркнуть, что установление ответственности за нарушение нормативно-правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений производится в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами, принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Таким образом, это предназначается для формирования единообразного правового регулирования ответственности за нарушения бюджетного законодательства на всех уровнях бюджетной системы. Прочее толкование не позволяет, о чем свидетельствует и правоприменительная практика, реализовать принцип самостоятельности бюджетов в части обеспечения эффективности использования средств региональных бюджетов[4].
      Таким образом, закрепленные главой 28 БК РФ нормы применяются к отношениям, возникающим в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения порядков правового регулирования, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами. На отношения, возникающие в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения порядков правового регулирования, установленных законами субъекта РФ, их юридическая сила не распространяется. Бюджетный кодекс РФ предусматривает полномочие субъекта РФ на установление ответственности за нарушения нормативных правовых актов субъекта РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений [ 2.].
      Правовое регулирование бюджетных отношений осуществляется субъектом РФ автономно - путем формирования собственной системы нормативных правовых актов по регулированию бюджетных отношений, принимаемых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, то, следовательно, он имеет право устанавливать и административную ответственность за нарушение данных региональных правовых актов. Муниципальные образования не обладают полномочиями на установление административной ответственности, поэтому является обоснованным установление административной ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений законом субъекта РФ. Следует подчеркнуть, что установление ответственности за отмеченные нарушения должно осуществляться в форме закона субъекта РФ об административных правонарушениях, принятого в соответствии с КоАП РФ, с учетом положений БК РФ и требований к установлению юридической ответственности, сформулированных Конституционным судом РФ. Из этого следует, что законом субъекта РФ «Об административных правонарушениях» должны быть установлены не только лица, уполномоченные осуществлять рассмотрение дел об административных правонарушениях, но и сами правонарушения (диспозиции), и назначаемые за их совершение меры ответственности (санкции). При подготовке такого закона следует учесть следующее:
- подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должна определяться в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ, которая устанавливает, что на рассмотрение дел об административных правонарушениях; - эффективным представляется наделить полномочиями, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных муниципальными правовыми актами, не административные комиссии муниципальных образований, а региональный контрольно-счетный орган при отсутствии контрольно-счетного органа муниципального образования. - контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.


 Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «РГ», № 237, 25.12.1993.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) .
3. В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская Корпоративные финансы / Юрайт, 2014.
4. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М., Элит, 2012.