Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕР ПО УНИЧТОЖЕНИЮ САНКЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

    Правовой основой ответных мер, предпринятых Россией в ответ на санкции введенные против России, являются Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», а также Указ от 29 июля  2015 г. № 391. В  целях реализации положений Указа Президента России № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительством РФ были утверждены меры по реализации данных Указов и Правила уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320», а также Постановлении от 31 июля 2015 г. № 774.

  В указанных Постановлениях содержится ряд требований процедурного характера: уничтожение санкционной продукции должно проводиться при не менее двух незаинтересованных лиц; должно фиксироваться при помощи видеозаписи, фото- и киносъемки с указанием даты и времени их проведения. После проведения данной процедуры, уполномоченное лицо оформляет акт, к которому прилагается материалы, полученные в результате видеозаписи, фото- и киносъемки. В акте об уничтожении запрещенной к ввозу продукции указываются вид и количество запрещенной к ввозу продукции, место, дата, время и способ ее уничтожения, а также сведения о незаинтересованных лицах. Акт подписывается уполномоченным должностным лицом и заверяется печатью федерального органа исполнительной власти.

  Предпринятые Россией меры с точки зрения международного права следует рассматривать как реторсию, преследующую цель восстановления принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Таким образом, можно заключить, что приведенные выше нормативные правовые акты не противоречат нормам международного права.

   С точки зрения социальной составляющей данного вопроса, первый и наверное один из самых главных аспектов это вопрос гуманности и целесообразности ответной санкции в виде уничтожения продуктов. Тонны продовольствия различного наименования задерживаются на границе, и дальнейшую их судьбу определяют Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - уполномоченные должностные лица) в пределах их компетенции. Они предпринимают соответствующие меры о реализации Постановления Правительства РФ от 31.07.2015 № 774. В свете социального аспекта анализируемых мер следует уделить внимание критике данной политики. Шквал критики обрушился, как со стороны Европы, США, так и собственных граждан РФ. Основной довод противников меры сводится к тому, что это антигуманная мера со стороны РФ, в свете многочисленных докладов ООН и других источников, которые говорят нам о том, какая ситуация сложилась среди той части населения в мире, которая нуждается в продуктах питания. Если мы обратимся к данной проблеме масштабнее, то в соответствии с докладом ООН число голодающих в мире около одного миллиарда. В этой связи ответные санкции в виде уничтожение продукции в современном мире кажется просто преступлением против человечества. Однако не только эта мера со стороны России, но и санкции государств Запада, ответом на которые она стала, могут считаться действиями по подрыву устойчивого развития как одного из принципов современного мироустройства [4, c. 91].

     Сразу же после оповещении в СМИ о данной мере, инициативные граждане составили петицию на сайте сhange.org петицию об отмене указа об уничтожении санкционных продуктов и за то, чтобы отдавать контрабанду нуждающимся в продуктах категориям граждан. Данная петиция собрала немало подписей, на 13 сентября 2015 года петиция подписали более 400000 граждан. Однако ещё не хватает около 100000 для того, чтобы данная петиция была заметна и была рассмотрена соответствующими государственными органами. В петиции говорится: «Санкции привели к значительному удорожанию сельхозпродукции на российских прилавках. Российские пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, инвалиды и другие нуждающиеся граждане в результате этих санкций пострадали в первую очередь и вынуждены сильно ограничивать себя в еде, вплоть до голодания. Новый закон поможет этим категориям населения компенсировать то, что они потеряли в результате санкций» [3]. Отрадно, что это стало проявлением реализации непосредственного граждан в процедурах формирования и экспертизы решений, развития социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий, развития информационного государства (электронного правительства) как целей государственной программы РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы» [1, c. 27].

    В качестве возможного разрешения данной неоднозначной ситуации следует предложить национализацию продукции с момента проведения всех предварительных мер по признанию данной продукции санкционной. Необходимо создать рабочую группу, либо отдельный комитет по распределению санкционной продукции как указано выше в петиции ветеранам, пенсионерам, инвалидам, многодетным, детские дома, в приюты для малоимущих, бездомным, места лишения свободы, в качестве гуманитарной помощи в районы пострадавшие от природных катаклизмов и войны и другим категориям гражданам РФ, которые признаются нуждающимися, а также в районы гуманитарной катастрофы за пределами РФ. Считаем, что такой механизм будет соответствовать сущности России как социального государства. Так в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Особое значение приобретает вопрос регламентации деятельности рабочей группы (или комитета). Организация их деятельности должна проходить в рамках, установленных существующими нормативно-правовыми актами. В случае недостаточности правовое регламентации рассматриваемого процесса несомненно возникнет необходимость принятия соответствующих подзаконных нормативных правовых актов, включая регламенты создаваемой рабочей группы или комитета.

    Сдерживающим фактором в решении вопроса путем национализации можно признать озвученный властями довод, согласно которому с экономической точки зрения процесс по сертификации данной продукции и создание соответствующих групп по распределению продуктов нуждающимся будет превышать по стоимости саму ввозимую продукцию. Следует указать на дискуссионный характер данного вывода.

    Безусловно, с экономической точки зрения, санкции не выгодны ни одной из сторон, но, к сожалению, под давлением США данные санкции существуют и активно применяются. Однако существующие санкции сподвигли Россию начать более тесное сотрудничество со странами Азиатского региона и рядом других партнёров. Так на полях саммитов ШОС и БРИКС странам удалось подписать ряд новых важных договоров по экономическому сотрудничеству. Одновременно возникает потребность поиска выхода из сложившейся ситуации путем пересмотра приоритетов внутренней экономической политики, что соответствует многим концепциям будущего российского государства, такой идее как поддержка национального бизнеса и ограничения иностранного [2, c. 48].

Список литературы

1.     Касимов Т.С. Концепции кибергосударства, электронного правительства и криптоанархии. // Мир юридической науки. – 2010. № 9 – С. 26-32.

2.     Касимов Т.С. Концепции будущего государства современных русских националистов // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 4 (34). – С. 44-49.

3.     Отменить Указ об уничтожении еды, принять закон о безвозмездной передаче продуктов и товаров народного потребления нуждающимся категориям граждан России // https:www.change.org/p/отмените- указ-об-уничтожении-продуктов-примите-закон-о-безвозмездной-передаче-продуктов-нуждающимся- категориям-граждан-россии (дата обращения: 14.09.2015).

4.     Файзуллин Г.Г. Трансформации национальной экономики России в мировое хозяйство постсоветской // Евразийская адвокатура. 2013. № 4 (5). – С. 90-95.