Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗМЕНЕНИЕ ЛИНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 октября 2016г.

Государственная граница – формальная линия жизненного пространства населения государства,   поэтому    основной   задачей    государства   является    фиксация    границы.   В соответствии со ст. 1 ФЗ № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. определено понятие государственной границы Российской Федерации, под которой понимается «линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» [5].

В современных условиях глобального изменения климата важной задачей государства является фиксация линии государственной границы, начинается с процесса делимитации, включающего в себя составление подробного описания прохождения линии границы и нанесение линии на карту и заканчивая демаркацией, установления прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде — при помощи поплавков, буев. Этот процесс повлечет за собой изменение межгосударственных соглашений о прохождении границы между государствами с приложением составленных карт.

Глобальное изменение климата, связанное с потеплением, приведет к изменению береговой линии, в результате затопления прибрежных территорий. Изменится также состав почвенного покрова, возникнут проблемы с пресной воды, в результате засоления морской водой пресноводных рек. Как следствие, изменится структура растительного и животного мира, изменятся обычные способы ведения хозяйства, основанные на многовековых традициях. В приоритете окажутся страны с более мягким климатом, плодородными землями и запасами пресной воды. Эти изменения не просто изменят ландшафт территории, но будут в корне изменены экономические, экологические, демографические, культурно-социальные характеристики стран. К сожалению, нельзя определить, какая страна выиграет, а какая проиграет в результате природных климатических процессов, можно только предполагать с некоторой степенью научной вероятностью что это будут страны, расположенные на широтах более 45-50 градусов.

Но, несомненно, в этой ситуации Россия, как страна, обладающая наибольшей территорией, расположенной в разных климатических поясах от пустынных и субтропических до арктических, обладающая богатыми пресноводными ресурсами, окажется в более выгодном экономико-географическом положении, чем другие страны. И как, следствие, в этом случае перед Россией более остро встанут вопросы определения, подтверждения и обеспечения безопасности своих границ. Процесс вынужденной новой делимитации и демаркации будет проходить весьма сложно и болезненно так, как сохранение благоприятной для жизни территории будет особенно важно для выживания населения страны. И каждая сопредельная страна будет стараться отстоять свои приоритеты по данному вопросу. Изменение природного ландшафта территории Земли повлечет за собой территориальные споры, которые будет весьма трудно, но в тоже время, необходимо урегулировать мирным путем. К тому же, эти процессы породят «климатическую миграцию», когда население будет мигрировать из жарких, засушливых стран в страны с более приемлемыми климатическими условиями. Очевидно, что поток климатической миграции будет гораздо больше потока беженцев в Европу из стран Азии и Африки в период 2012-2016 гг. Следует учитывать, что большинство «неблагоприятных» с позиции глобального потепления стран, обладают большой плотностью населения и большой степенью естественного прироста населения, но в тоже время показателями жизни, степень доступности образования или получения высокой квалификации населением этих стран весьма низки. Также, следует отметить, что во многих «критически неблагоприятных» странах с позиции глобального потепления очень низкий уровень медицинского обеспечения, что при больших миграционных потоках из этих стран чревато, распространением эпидемий, в том числе и по ряду редких и трудноизлечимых заболеваний.

Перед странами-реципиентами климатических миграционных потоков встанет вопрос разработки приемлемой миграционной политики, в том числе и пограничной. Следует заметить, только политика изоляции «климатических благополучных» стран, основанная на позиции укрепления государственных границ, с задействованием механизма оборонного потенциала этих стран будет неэффективна и нецелесообразна. Такая политика может провоцировать постоянные локальные пограничные конфликты, которые в дальнейшем могут превратиться в более глобальные анклавы взаимного противостояния стран и народов.

Однако, и политика безоговорочного принятия миграционных потоков может породить рост преступности, снижение уровня жизни коренного населения стран-реципиентов и, как следствие, может возникнуть рост человеконенавистнических настроений как со стороны мигрантов, так и стороны коренного населения стран-реципиентов.

Поэтому, в условиях неизбежности глобальных климатических процессов страны- реципиенты должны будут разработать мероприятия, позволяющие оптимально ассимилировать достаточно большое количество мигрантов. Очевидно, что по данному вопросы будет недостаточно практических действий какой-либо одной страны, или даже ряда стран, здесь необходимо будет пересмотреть международную политику в плане глобализации политических и экономических процессов с позиции взаимопонимания и миролюбия.

С изменением структуры отдельных участков границ, например, вместо наземной границы может появится водная, изменится порядок демаркации и охраны государственной границы, изменится порядок функционирования приграничных регионов. На новых участках государственной границы необходимо будет разместить войска и органы Пограничной службы, Государственного таможенного комитета, других органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении пропуска трансграничных потоков. Такое переустройство государственных границ потребует большой работы органов государственной власти по вопросу принятия изменения государственных границ другими странами, что требует ст. 1 Конвенции Монтевиде «О правах и обязанностях государств», подписанной в 1933 году в Монтевидео        (Уругвай)      [2].

Планомерное оборудование изменившейся структуры границ займет достаточно значительное время и потребует больших инвестиций. В ряде случаев это будет связано с ведением переговоров с сопредельными, а порой и с третьими странами.

Правовое оформление сохранности территории России должно осуществляется через процедуры их признания и установления, в рамках цивилизованного международного права, основанного на принципах неприятия войны в территориальных спорах.

Режим государственной границы обеспечивается следующими условиями:

 1) сохранность государственной территории;

 2) международное признание границ в рамках международных соглашений;

 3) международное установление границ, которое предполагает определенную правовую процедуру, основанную на межгосударственных отношениях с обязательными элементами делимитации и демаркации границ [1].

В поддержании режима государственной границы основополагающую роль должен сыграть военный потенциал России, но только как сдерживающий факт против развязывания локальных или иных военных действий с целью удовлетворения территориальных потребностей за счет территории нашей страны. В новых климатических условиях как никогда станут актуальны высказывания флорентийского философа эпохи Возрождения Н.Макиавелли, что «важнейшей целью государства является его выживание в борьбе с другими государствами» [4]. Вот почему как никогда необходимо наращивать экономический потенциал России, и как это не парадоксально в том числе и в оборонной отрасли, весь только в этом случае с Россией будет считаться международное сообщество. Однако, современная международная политика в вопросах законодательства, определяющего государственные границы, в XXI веке должна как никогда, строится на миролюбии и даже, в некоторой степени, терпимости в вопросах признания границ другого государства, в противном случае военное решение, может закончится одной сплошной войной, которая своей мощью уничтожит не только «противоречивые» границы государств, но и уничтожит само существование человечества.



Список литературы

 

 

1.      Бабурин С.Н.  Мир империй. Территория государства и мировой порядок. – СПб.: Юридический Центр Пресс, 2005.

2.        Конвенция Монтевидео «О правах и обязанностях государств», подписана в Монтевидео 26.12.1933 г. и вступила в силу 26.12.1936 г.

3.        Конституция РФ. 

4.      Макиавелли Н. Государь. – М.: Художественная литература, 1982. 

5.        Федеральный закон РФ N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 (в ред. от 30.12.2015).