Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОБЛЕМА ВИРТУАЛИЗАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФСКОМ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСАХ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Проблема виртуализации реальности активно исследуется в современной гуманитарной  парадигме, несмотря на ее относительную молодость. Основными движущими факторами изучения виртуальной реальности, ее фактической институционализации и влияния на социум являются:

1.     НТР и глоба льный рост те лекоммуникационны х те хноло гий в современном мире;

2.           Возникновение  новой  картины  социальной  реальнос ти  и  связанная  с  нею  институциона лизация социального пространс тва.

3.     Влияние научно – технической революции на современный социум.

Основоположник российской виртуа лис тики Н. А. Носов выде ляе т, на наш взгляд, универсальные признаки сущес твования вир туальной реальности:

-    порожденность. Вир туальная реальность всегда продуцируется а ктивнос тью ка кой – либо другой реальности, внешней по отношению к ней;

-   актуальность . Виртуальная реальнос ть существуе т только в определенный актуальный момент, пока активна порождающая  реальнос ть;

-     автономность.   Виртуальная  реальнос ть  имеет  с вое  время,  реальность,  пространст во  и  за коны существования;

-   интерактивнос ть. Вир туальная реальность взаимодейс твуе т с прочими, подобными ей, реальностями, при этом имея онтологическую независимость от них [6].

Еще в средневековье был о тмечен мыслительный характер виртуальнос ти: виртуаль ная реальность понималась как созданная посредс твом мыслите льного процесса. Ярким примером здесь являлся Бог – Творец, создавший Вселенную за ограниченное количество дней.  В настоящий момент термин «виртуальное» перешел в очередную фазу своего развития: виртуальность создае тся каждым разумным индивидом самостоятельно, посредством своего собственного мышления. Но ес ли раньше че ловек посредс твом создания мыслеобразов осмысливал непосредственную реальность, то теперь он конструирует новую среду своего обитан ия и формирует свою собственную ку льтурную идентичность.

Проблематика виртуальной реальнос ти в с та тусе самоосознающего философского направления  начинает конституироваться в рамка х постнеклассической (постмодернис тской) философии 1980-1990-х как проблема природы реальности, как осознание проблематичности и неопределенности после днего, ка к осмысление возможного и невозможного в качестве действите льного. Так, Ж. Бодрийяр, оперируя понятием "гиперреальность", показа л, ч то точность и совершенс тво те хнического воспроизво дства объекта , его знаковая репрезентация конс труируют иной объект - симулякр, в котором реальности больше, чем в собственно "реальном", который избыточен в своей дета льности. Симулякры как компоненты виртуальной реальнос ти, по Ж. Бодрийяру, с лишком видимы, с лишком правдивы, с лишком близки и доступны. Гиперреальнос ть, согласно Ж. Бодрийяру, упраздняе т реальнос ть: «Отсю да характерная для нашего времени истерия произво дс тва и воспроизводства реального. Прочее производс тво - ценнос тей и товаров, произво дство классической эпо хи политэ кономии - уже давно лишено собственного смысла. Все , к чему стремится, продолжая производить и перепроизводить, це лое общество - это возрождение ускользаю щего о т не го реального. И поэтому теперь само "материальное" производство гиперреально. Оно со храняе т все черты, весь дис курс тра диционного произво дс тва, однако являе тся лишь с лабым его отражением (та к гиперреалис ты фиксирую т с невероятным с хо дс твом реальное, из ко торого исчезли весь смысл и весь шарм, вся глубина и эне ргия репрезентации). Та к гиперреализм симуляции повсюду проявляется невероятным схо дством реального с самим собой» [5].Так формируется тенденция развития идеи вир туального в сторону упрощения реальности, формирования некой новой культурной идентичности, способствующей развитию новы х типов человеческих вза имоотношений.

Традиции исс ледования виртуа льной реальности можно обозначить как «пла тоновскую» (проблематика реальности и ее образа) и «аристоте левскую» (проблемы соотношения актуального и поте нциально го). Значительная час ть философов стремится с вяза ть современную трактовку понятия «вир туальная реальность» с содержанием понятия «virtus» (от лат. – по тенциа льный, возможный, мнимый).

Важным этапом развития философского смысла «виртуального» являютс я идеи А. Бергсона. Он писа л о некой «закупоренной" деятельнос ти, т.е. такой деяте льнос ти, осуществление ко торой остановлено, но не прекращено, как это ни парадоксально выглядит. По А. Бергсону, "закупоренная" деятельнос ть остановлена в своей реализации, но не исчезает: не  становится  потенциальной,  а  остается  актуально  существующей  и дейс твующей особым образом, в отличие от потенциа льного, бездействующего существования. Это т тип существования и был назван А.Бергсоном "виртуальным".

Остае тся малоизученным социальный аспект влияния виртуальной реальности на общество, приво дящий к появлению новы х социальны х практик и фактически у тверждающий институциона лизацию Интерне та как ново го средства социальны х коммуникаций.

Современная глобальная Се ть ве дет общество к законо мерной виртуализа ции все х социа льны х практик и интеграции вир туальны х форм деяте льности в современный социум с последующим их инкорпорированием в привычные всем формы деятельнос ти.

Анализируя теории вир туального в социо логическом дискурсе, сле дуе т упомяну ть концепции та ких исследова те лей, как М. Кас те льс, А. Бюль и М. Паэтау, А. Крокер и М. Вайнс тайн, а  также  Д . В. Иванов, В.Л .Силаева . Так, социолог и публицис т М. Касте льс, пре дста вил вполне возможный и закономерный вариант развития   современного   социум а,  а    именно   глобальную    информационно   –   когнитивную    цивилизацию.

Информационная эпоха порождает общество, ко торое, как полагае т М. Кас те льс, являе тся не только глобальным, но еще и се тевым – оно развивается спонтанно в результа те взаимодействия многих социа льны х групп и отде льны х лю дей. Сущес твовавшая раньше социальная про тивоположнос ть владе льцев сре дств производс тва и наемных рабочих сменяется де лением на Интернет -имущих и Интерне т-неимущих, что позво ляе т говорить о новом характере социальной с тратифика ции – стратификации по информационному признаку. Основным продуктом производс тва в противоположность классической марксис тской теории являе тся информация и знания, принадлежащие всему обществу и нео тчуждаемые от производите лей новы х общес твенны х б лаг[4].

Отечес твенный социолог Д. В. Иванов описывае т грядущее вир туальное общес тво не иначе ка к общество – симулякр, способное производить лишь симуляцию привычны х социальны х пра ктик, направленную на замену реального социального прос транства и порождаемую, по сути, им же [2].

Социальный аспект виртуа льного изучался преимущественно в рамка х дву х жестко детерминированны х парадигм – марксистс кой и постмодернис тской. Марксис тская рассматривае т данный тип реальнос ти как совершенно новый уровень развития социа льной сис темы с разработкой дву х у топических сценариев: пос троение

«виртуального  капита лизма»,  либо  создание  нового  общества   знания,   фактически   свободного   от капиталис тических  с тигм. Пос тмодернистс кая предс тавляе т виртуа льное как не кий частный с лучай дейс твия аутопойесиса – самовоспроизводства общества за счет инкорпорирования информационных те хно логий в реальную социальную сис тему.

Основные положения первой парадигмы развиваются в противоположны х теориях «виртуального общества» А. Бюля и «виртуального класса» А. Крокера и М. Вайнс тайна . Со гласно концепции А. Бю ля, с развитием те хнологий вир туальной реальности компьютеры из вычислите льны х машин превращаются в своеобразные продуценты «зеркальны х» миров. В каждой подсис теме общества образуются паралле льные миры, в ко торы х функционируют вир туальные ана логи реальны х ме ханизмов воспроизво дства общества. Процесс замещения с помощью компьютеров реального пространства как места воспроизводс тва общес тва А. Бю ль и называет вир туализацией. Фа ктически А. Бюль конста тирует сам о наличие отде льного «гиперпространства паралле льны х миров», инкорпорируя его (правда, нес колько видоизменяя концепцию Маркса) в экономическую инфраструктуру современного капиталис тического общес тва и, по сути, продуцируя новый вид взаимоотношений в ус ловиях «виртуа льного» капита лизма. Более того, капитализм не просто вир туализируется, но и способен производить вполне конкурентоспособный виртуальный продукт, отвечающий по требностям потребите лей.

Парадокса льным образом взгляды А. Бю ля сочетаю тся с теорией « виртуального класса» Крокера – Вайнс тайна, де лающей упор на новом виде классовой борьбы в современном капиталис тическом обществе – противостоянии киберкапиталис тических организаций эксплуа тируемому рабочему  классу.  Владе льцы компаний, производящих программ ное обеспечение и предоставляющих дос туп в Интерне т, рассматриваю тся как ядро нового господс твующего класса, движимого волей к виртуа льности и превращающего  виртуальную реальность в новый способ приложения капита ла. Вир туализация же предс тавляет собой новы й тип отчуждения работника от продукта своего труда – отчуждение человека о т собственной плоти в процессе пользования компьютерами и превращение ее в потоки эле ктронной информации, подпитывающие виртуа льный капитал.

Наиболее разработанной концепцией в рамка х постмодернис тской пара дигмы, на наш взгляд, является теория М. Паэ тау (на основе теории Н. Лумана) о «виртуализа ции социального». М. Паэ тау интерпретирует возникновение гиперпространства Интерне та как частный случай аутопойесиса – общество всего лишь использует сто ль уникальную форму коммуникации для самовоспроизводства .

Коммуникация компьютерны х се тей также вносит с вой вклад в производс тво социа льности, не отменяя, впрочем, традиционны х интеракций. Изменение общества рассматривается ка к структурная диф ференциация системы всле дс твие появления в ней новы х э лементов – виртуальны х элементов реальны х коммуникаций [3].

Можно выде лить сле дующие особенности иссле дуемы х феноменов:

- ревизионис тский характер теорий. Все пре дста вленные концепции пре дс тавляют своео бразную вариацию в рамках за данной парадигмы и, по сути де ла, всего лишь расширяют их о тносите льно современной ситуации, не предла гая ничего нового. Исключение предс тавляе т лишь концепция М. Паэтау, поско льку она не дополняе т лумановскую теорию, но экстраполирует на современный социум в качестве главной объясните льной парадигмы. Прочие теории всего лишь пы таю тся применить о тдельные положения используемы х парадигм к современной ситуации, не создавая це лостной кар тины социума;

- социоте хнический де терминизм . Во все х без исключения  теориях прослеживае тся зависимость общества от определенны х изменений в те лекоммуникационны х сетях и  безусловное влияние глобальны х компьютерны х те хнологий на социальную инфраструктуру.

Особенно   явно   эта   тенденция  прослеживае тся   в   марксистс кой  парадигме,  в  час тности,   теории «виртуального класса», формирующей своеобразный «те хнократичес кий марксизм», - явный де терминизм киберкапиталис тических организаций и угне тенного пролетариа та, лишаемого собственной плоти и инкорпорируемого в ткань нового те хнокра тического общества в лучших тра дициях социальны х антиу топий. По сути де ла, пере д нами своеобразный вариант «виртуального марксизма» с созданием параллельного реальному виртуально го капита лизма с приданием ему идентичны х черт и поэтому  лиш енного какой – то уника льнос ти. Постмодернис тские теории демонстрируют де терминизм скорее социокультурного толка, поскольку рассматривают изменения в современном социуме  относительно возникновения новы х социа льны х пра ктик в сети Интернет.

Вир туализация социальны х практик способствует взаимной экстраполяции социальны х смыслов и аттитюдов, создаваемы х в процессе сетевого общения, ч то приводит к постепенному созданию конкретной сетевой субкультуры, направленной на закрепление конкре тны х смыслов, приобретенны х в процессе определенной интеракции. Се тевую культуру можно определить как информационно -коммуникативную систему, связывающую воедино все элементы сети посредс твом разделяемы х всеми внематериа льны х (символических) форм культуры (ценностей, норм, правил, ус тановок, идей, языка и др.) и обеспечивающую тем самым целостнос ть и самовоспроизводимость сети. Отличительными чертами данного типа культуры являю тся преобладание эле ктронно-опосредованны х практик коммуникативного обмена, и, как сле дствие, отсутс твие пространственно-временных ограничений, независимость о т материальны х форм воплощения мысли, образа, идей, которые могут беспрепятственно распространяться в электронном пространстве [1]. Тем не менее, отрицать наличие  у  постмодернистов  те хнического  аспекта  было   бы  неверным,  поскольку    именно   глобальные теле коммуникационные сети являются основным источником социальны х интеракций.

Таким образом, мы можем сделать выво д о глобальном влиянии Интерне та на современный социум, который способствует  реконс трукции основны х социальны х инс титу тов с приданием им «электронны х», виртуальны х черт. К сожалению, ф еномен виртуальной реальности в сугубо социологическом дискурсе до настоящего времени практически не изучался, либо изучался в рамка х традиционны х гуманитарны х парадигм. Вир туальное рассматривается либо как некая философская категория (опреде ленные мыслеформы, создающие своеобразную копию реального мира, но эфемерные по своей сути), либо как те хническое явление (реальнос ть, создаваемая определенным те хническим устройс твом ).

 

Спис ок лите ратуры

1.           Васильева Е.Н. Социология культуры: теория и практика : учеб. пособие/ Е.Н. Васильева. – Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2013. – 244 с.

2.           Иванов Д . В. Критическая теория и виртуализация общества / Социс. – 1999. - № 1. – С. 32 – 40.

3.           Иванов Д . В. Феномен компью теризации как социо логическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриа льной эры / Д. В. Ива нов. – Э лектрон. дан. – URL : http://www.follow.rU/artic le/l 17. – Загл. с экрана. – (Дата после днего обращения : 21. 11. 2011).

4.           Кас тельс  М. Информационная эпоха:  экономика, общество и культура  / М. Касте льс. – Москва  :  ГУВШЭ, 2000. - 608 с.

5.           Малышко А. А. Философские проблемы виртуальной реальности (ис торико -философский ана лиз : автореф. дис. на соискание ученой сте пени канд. филос. наук. - Мурманск; 2008. – 24 с.

6.           Носов Н.А. Идея вир туальнос ти / Н. А. Носов // Виртуа льные реальнос ти и современный мир : труды лаборатории виртуа листики. Вып. 3., - Москва .: Ин -т челове ка РА Н, 1997, - С .7-32.

7.           Хаустов Д. С. Теорема Томаса и особенности конструирования социальной реальности через массовые коммуникации / Д. С. Хаус тов // Социс. – 2012. - № 7. – С. 29 – 37.