Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАНОНА В ШРИФТОВОМ ДИЗАЙНЕ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Изменения в шрифтовой культуре, порожденные «цифровой революцией», требуют переосмысления традиционных норм и ценностей шрифтового дизайна, выработанных в «докомпьютерную» эпоху. Термины, классификации, нормы и ценности, транслируемые в теоретических изданиях, не всегда соотносятся с практиками типографики и шрифтового дизайна, что приводит к эффекту дезориентации в образовательной среде. Для выявления «вечных» и преходящих истин в шрифтовой культуре введем понятие «профессионального канона» и рассмотрим определившие его факторы. До настоящего времени в профессиональной литературе по шрифтовому и типографическому дизайну термин «профессиональный канон» не использовался. Само понятие «канон» определяется как «неизменная, традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности человека» [3]. В нашем случае к профессиональному канону следует отнести терминологию, классификации, нормы и ценности. Базовые термины «шрифт» и «типографика», определяют область деятельности, и, соответственно, границы действия профессионального канона; через классификации формируется структура его взаимодействия c «пользователями»; терминология и классификации составляют профессиональный язык. Ядро канона, как наиболее консервативная часть, представлена жесткими правилами, имеющими нормативный характер. Нормативная составляющая является следствием составляющей аксиологической, т.к. через соблюдение норм должны реализовываться профессиональные ценности. Аксиологическая составляющая, в отличие от нормативной, динамична, поскольку является следствием социокультурного контекста и эволюционирует вместе с ним. Эволюция профессиональных ценностей приводит к тому, что нормы и правила переходят из области обязательных для исполнения стандартов в область средств, приемов и рекомендаций. Рассмотрим развитие профессионального канона на разных этапах развития шрифтовой культуры.

1.    Каллиграфический этап (с зарождения письменности до перехода на печатные технологии во второй половине XV в.). В это время развиваются как дуктальные (собственно каллиграфические) стили, так и глиптальные (вырезанные в твердом материале). Общим для этого периода является абсолютная зависимость формы знака от технологии его нанесения и отсутствие единообразия формы одного знака, всегда уникальной вследствие технологической невозможности его точного повторения. Понятия «шрифт» пока не существует, поскольку у исполнителя нет выбора: только канон. Каллиграфия является привилегией профессионалов. Бытовое письмо непрофессионалов (римский и прочие курсивные, скорописные виды) сосуществует параллельно с профессиональным, оказывая влияние  на профессиональный канон (появление минускульных форм). Исключением в это время является шумерская клинопись, поскольку штампы для знаков позволяли точное воспроизведение их формы. В остальном же такие особенности, как абсолютная зависимость формы от технологии нанесения знаков; профессиональный характер деятельности; и, соответственно, наличие профессионального канона позволяют клинописи условно включиться в ряд каллиграфических стилей.

Основные жанры — бытовые (коммерческие), магические и религиозные тексты, исторические, философские и научные трактаты, художественная литература — практически не влияют на формообразование букв. Исключением становится готическое письмо, формообразование которого связано с самой «жизнью» готического текста в готическом храме: стрельчатость и вертикальные ритмы находятся в канонах формообразования готической архитектуры, а размер и насыщенность знаков позволяют читать их при плохом освещении со значительного расстояния.

Переходная технология ксилографии отличается лишь тем, что тиражируется целая страница текста, форма же каждого знака остается уникальной.

2.   Канонический период литерного набора начался в середине XV в. благодаря изобретению И. Гутенберга. Шрифтовая культура расслаивается по технологиям: технология литерного набора для тиражирования и технология каллиграфии для канцелярских работ. Оба направления остаются в ведении узких профессиональных сообществ, и, соответственно, формообразование определяется профессиональными канонами. В каллиграфии абсолютная зависимость от технологии сохраняется; в литерном же наборе резко ослабляется и действует с сильным опозданием: от дуктального типа гуманистической антиквы XV–XVII вв. с постепенным переходом к глиптальному (прямо соответствующему технологии) в новой антикве начала XIX в. Несмотря на то, что шрифты начинают проектировать, каллиграфический канон потерявшего актуальность профессионального сообщества влияет на формообразование сильнее, чем сама технология воспроизведения текста.

Вместе с появлением выбора шрифтовой формы появляется само понятие шрифта, как визуального стиля, и, одновременно, как физического комплекта литер определенного рисунка. Начинает развиваться терминология, связанная с технологией литерного набора (литера, кегль, очко, кернинг, шпация и проч.). Складывается профессиональная типографическая культура со своими канонами.

3.    Антиканонический период литерного набора начался в XIX в. с развитием рекламной акциденции. Несмотря на то, что технологии воспроизведения текста по существу не изменились, меняется профессиональная парадигма. Если в «дорекламную эпоху» проектировщики шрифта и прочие «генераторы» шрифтовой формы работали по канонам, «как все», лишь совершенствуя форму, приводя ее в соответствие с эстетическими идеалами времени; то «эпоха рекламной акциденции» началась с последовательной антиканонической деятельности (итальянский шрифт), в которой «все делалось наоборот» (каноны при этом не разрушались). Генерация шрифтовой формы остается в ведении узкого профессионального сообщества. Стремительно растет влияние культуры потребления на формообразование знаков.

4.    Первый цифровой (канонический) период, начавшийся в 80-е годы XX в., характеризуется тем, что проектирование шрифтов остается привилегией достаточно узкого профессионального сообщества, работающего в парадигме канонов проектирования литерного шрифта и типографической культуре литерного набора. Параллельно появляется отторгаемый профессиональными сообществами слой маргиналов («дилетантов») как в типографике, так и в генерации шрифтовых форм. Терминология усложняется: сам термин шрифт заменяется либо термином «фонт», либо термином «компьютерный шрифт», поскольку соотносится уже с конкретным файлом. Структура потребления, и, соответственно, культура потребления остается прежней, несколько расширившись ввиду появления работы с монитором. Каллиграфическая культура теряет свою нишу потребления в сфере канцелярии и переходит в сферу «чистого» искусства.

Второй цифровой (неканонический) период связан с дальнейшим развитием цифровых технологий как в сфере воспроизводства текстов, так и в сферах проектирования и потребления. Генерация шрифтовых форм и типографика становятся доступными для непрофессионалов. Сфера деятельности закрытых профессиональных сообществ сужается до проектирования текстовых шрифтов. Акцидентные шрифты проектируются как профессионалами, так и непрофессионалами. Состав используемых в тексте знаков обогащается пиктограммами. Каноны постепенно утрачивают силу, а формообразование определяется культурой потребления.

В современный профессиональный канон в качестве базовых ценностей вошли такие понятия, как стилистическое единство и баланс. Концепция стилистического единства формировалась постепенно; само это единство изначально формировалось как технологически (дуктальность-глиптальность), так и под влиянием доминирующего «большого стиля» (готические вариации). Как ценность, оно впервые стало осознаваться в период формирования единого каллиграфического канона  при разработке  каролингского минускула и было реализовано в период «самоопределения» различных готических стилевых интерпретаций. В эпоху книгопечатания принцип стилистического единства как базовой ценности был сформулирован Д. Бодони [1]. Следствием введения в канон принципа «стилистического единства» явились нормы единства формообразования подобных штрихов и единство завершения штрихов, ассоциативно соотносимые с определяющим их физическим инструментом нанесения знаков.

Баланс как ценность был осознан в период книгопечатания также в силу технологии: процесс изготовления пуансонов предполагал приоритет установления отношений «масса–воздух» над пластическим формообразованием, понятие «баланса» как ценности сформулировано Э. Рудером [2]. Прямым следствием ценности «баланса» явилось появление нормы «цветового единства» набранного текста и кернинг, косвенным — типографические запреты «висячей строки» и «коридора».

Несмотря на то, что графический дизайн по определению использует проектные (т.е. неканонические) методы, современная шрифтовая культура включила в себя исторически сложившийся профессиональный канон, который консервируется и воспроизводится через каналы образования и стандарты технического редактирования. Канон нарушается в сферах, выходящих из-под контроля этих каналов: в объектах, не подлежащих техническому редактированию (корпоративная айдентика, реклама), в художественных или околохудожественных экспериментах (в силу других приоритетов) и в непрофессиональной самодеятельности (в силу неосведомленности). За счет этих девиаций происходит эволюция канона.

Какую же роль играет канон на современном этапе, названным нами «неканоническим»?

Во-первых, в нем найдены приемы достижения композиционного и эстетического благополучия.

Во-вторых,     сейчас    он     представляет    собой     контекстную     «базу»,     на     которой     основываются «антиканонические» конструкции.

Таким образом, нормы постепенно переходят в средства и приемы для ситуативного проектирования, а новые (цифровые) пространства обитания шрифтов, выдвигающие свои требования, способствуют формированию новых профессиональных норм и ценностей. Изменения же, затронувшие аксиологическую, терминологическую и классификационную сферы шрифтового дизайна, требуют отдельных исследований.

 

Список литературы

1.     Бодони, Д. О письменности и книгопечатании в кн. «Книгопечатание как искусство» / Д. Бодони. — М.,«Книга», 1987

2.     Рудер, Э. Типографика/ Э. Рудер. — М., «Книга», 1982.

3.     https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD