Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕХНИКА ПАСТЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Технические возможности пастельной живописи в развитии творческих способностей учащихся весьма велики. Пастель самодостаточный материал, замечательная техника, легкая в своем использовании. Удивительно, но на уроках рисования в школах пастель используется только как дополнительный материал, всего лишь на нескольких уроках в начальной школе, или вообще не используется. «Важно, чтобы педагог-художник на занятиях по изобразительному искусству использовал как традиционные приёмы работы…, так и творческие» [2, с. 85]. Старшеклассникам для изучения живописи, в основном предлагается гуашь, иногда акварель. В дошкольных учреждениях присутствуют занятия с восковыми мелками, в программе всего несколько таких уроков. Если мы говорим о заинтересованности детей в творческой деятельности, нам необходима «ситуация успеха» в которой ребенку станет интересно развиваться дальше, иначе ему надоест занятие изобразительным искусством. Для создания такой ситуации необходимо обеспечить ребенка таким материалом, который даст нужный результат. В нашем случаи, яркий след в душе ребёнка, оставит работа в технике пастельной живописи. Для развития творческих способностей учащихся при работе с пастелью на уроках изобразительного искусства мы проводим мастер-классы, на которых подробно рассказываем и показываем этапы выполнения работы в технике пастельной живописи «Показ преподавателем отдельных приёмов изображения – это почти мгновенная выразительная иллюстрация в подтверждение сказанных слов» [5, с. 79].

Для ребенка очень важен цвет, насыщенный цвет. «Цвет – одно из самых важных художественных средств в создании образа» [1, с. 94]. Маленьким детям очень сложно добиться яркого цвета с помощью карандаша, приходится с усилием много раз водить по одному и тому же месту. А если дать ему в руки мелок, не придется с таким усердием давить не него, след и так яркий. Можно показать, как мелок рисует, если положить его на бок, тогда остается широкое пятно (можно нарисовать всю дорогу, небо или дом одним движением). И уже тогда в самом раннем детстве малышу будет интересно познавать мир изобразительного искусства.

Красота пастели, ее бархатистость пленяли многих художников, предоставляя огромный диапазон для творчества. Мастер пастели Э. Дега говорил: что пастель позволяет ему стать «колористом с линией» [6]. Пастельными палочками можно как рисовать, так и писать. Художник общее цветовое решение выполняет как подмалёвок, всего лишь несколькими тонами, а форму передает в основном линией, штрихом, контуром. Получается как бы подкрашенный рисунок. Картины, выполненные таким образом, отличаются воздушностью, легкостью, нежностью и необычайной тонкостью переходов тонов.

Пастель представляет собой цветные брусочки с округлым или прямоугольным сечением, может быть в виде деревянного карандаша. Пастельный мелок состоит из красящих пигментов и не большого количества связующих компонентов. Термин пастель – произошел от итальянского слова «pasta» паста или тесто. Так называется изобразительный материал, техника работы и сами произведения, выполненные в этом материале.

Различают три вида пастели масляная (в ее состав входит льняное масло), восковая (сделана на основе воска) и сухая. Пастель настолько интересна в использовании, что использованным мелкам можно продлить жизнь. Изготовить новые палочки пастели можно и самому. Для этого понадобятся обломки пастели, которыми уже использованы и ими стало не удобно работать, их необходимо растолочь, добавить к полученному порошку небольшое количество растворенного в воде гуммиарабика (пропорции 1 к 5) и смешать до однородной массы. Она напоминает цветное тесто, из него необходимо скатать цилиндр. Если смешивать кусочки разного цвета, то пигменты смешаются, и в итоге получится бурый цвет. Добавляя разные пигменты, можно получить нужный оттенок для выполнения работы.

Для пастельной живописи или графики используется основания, способствующие удержанию соуса. Для успешной работы необходима шероховатая поверхность: пастельная доска, картон, бархатная бумага, мелкая наждачка, крафт-бумага, в старину чаще использовали замшу. Поверхность можно изготовить самому. Это можно выполнить следующим образом; обильно проклеенную картон или бумагу обработать шкуркой, степень обработки художник выбирает сам. Фактура бумаги во многом определяют конечный результат работы, помогает передать глубину пространства. А общий тон основания помогает подчеркнуть нужный колорит, просвечивающий сквозь пастель и придающий настроение пастельному этюду.

В технике пастельной живописи хорошо получаются этюды, выполненные на пленэре. Ребята с удовольствием пишут пастелью с натуры, такие уроки помогают в развитии их творческих способностей «Цель работы на пленэре – закрепление и расширение полученных в течение учебного года знаний и навыков, выработка умения творчески применять их на открытом пространстве в условиях естественного освещения» [4, с.71]. На пленэре можно работать и над живописными этюдами и над графическими.

Пастель  принято  считать  графическим  видом  искусств.  Однако  некоторое искусствоведы считают, что она относится и к рисунку, и к живописи.

Художника привлекает чистота, благородство и свежесть цвета, живость линии, штриха, превращающегося в пятно. Другой способ работы пастелью – это работа большими отношениями, путь от «общего к частному» [3, с. 229]. После набранных больших цветовых отношений художник прорисовывает мелкие детали, формируя бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Возможности пастели велики. В технике пастели легко добиться плавности переходов оттенков, резкости и контрастности. Также она может давать очень светлый и очень насыщенный тон. Мелками пастели можно как рисовать, так и писать. В отличие от масляной живописи, которую можно неоднократно перекрывать, пастель требует точности от художника и интуитивности при работе с цветом. От точности попадания в цвет зависит незабываемое впечатление, которое производит пастель на зрителя: множество чистых красочных слоев, просвечивающих друг через друга, отсюда глубина пространства и бархатистость фактуры в созданной работе. Пастель обладает невероятными возможностями смешения оттенков. Помимо преимуществ пастели, таких как звучность и чистота цветов, легкость в использовании и множество различных техник.

Есть один недостаток это хрупкость произведений, трудность её сохранения. Слой мелков нанесенных на поверхность, недолговечен и при малейшем касании может быть разрушен. Во избежание этого работы закрепляют, покрывая специальными фиксативами и лаками в виде спреев, которые немного закрепляют красочный слой. Есть еще одна проблема, с которой сталкивается художник при закреплении пастели. После закрепления, покрытия лаком, искажается первоначальный тон. Если искажается колористическая гамма, теряется природная бархатистость техники. Самый лучший способ сохранения пастели – это окантовка под стекло. Оформлять следует таким образом, чтобы стекло не касалось поверхности рисунка. В таком виде живопись может храниться столетиями. Очень интересно, что ни солнечный свет, ни погодные условия, ни влага не нарушают первозданной красоты. В этом смысле пастель хорошо сохраняет свои свойства. Для проявления бесконечности оттенков и многогранной игры в прозрачности слоев, пастели необходимо хорошее освещение при экспонировании. Лучше всего рассеянный, падающий по касательной дневной свет. При разном освещении работы смотрятся совершенно по-разному, и производят новые впечатления. Они как будто оживают и притягивают своей глубиной.

Преимущества пастельной живописи состоят в большой свободе для художника. Картина может быть готовой уже на первом этапе выполнения, в любой момент можно прекратить или возобновить работу над произведением. Для пастели возможен как слабый тон, так и очень насыщенный. Она привлекает мастеров живописи чистотой и свежестью цвета, живостью, и богатыми возможностями штриха. Тонкость переходящих тонов в сочетании с необычной звучностью цвета, невероятные возможности передачи фактур, возможности прорисовывать мельчайшие детали и обобщать позволяют художникам создавать настоящие произведения искусства.

Различные техники предполагает работу живописным пятном, штрихом, линией, сухой и мокрой кистью, также и работу в смешанной технике. «Смешанная техника – живописный прием, заслуживающий внимания и применяемый в различных художественных стилях и направлениях от реализма до авангарда. Работы, выполненные в смешанной технике, обычно содержат смешение нескольких материалов живописных или графических. Происходит гармоничное смешение акварели и пастели, туши и т. д… Смешение акварели с другими художественными материалами присутствует в произведениях: П. Пикассо, Ж. Руо, Ж. Брака, В.Э. Борисова-Мусатова и др.» [3, с. 214]. Эту возможность художники используют для создания художественного образа в пастельной живописи. Возможности пастели неограниченны. Ее структура легко позволяет накладывать цвет на цвет (техника лессировки). Пастель легко втирать или растирать в поверхность бумаги для придания более плотного тона. Таким образом, можно смешивать разные цветовые пятна, находящиеся рядом, вбивая пигмент в основу, так что бы соседние штрихи или пятна не полностью смешались и заиграли по-новому. Растушевывать цветовой слой можно разными способами и абсолютно различными материалами, для придания необходимого эффекта. Например, бумажная растушёвка делает оттенок более холодным и плотным, в зависимости от замысла художника. Вата смахивает немного цветового слоя, цветные пятна смешиваются, но становятся более прозрачными. Кончики пальцев – самый лучший и незаменимый инструмент для растушёвки с их помощью можно добиться невероятных результатов. Так как на пальцах есть небольшое количество жира, оттенок при смешивании становится более теплым. Такая близость художника с произведением дает возможность передать всю глубину и тонкость художественного замысла. При желании на любом этапе можно избавиться от цветного слоя, так же используя разные инструменты, при работе с которыми получаются неповторимые эффекты. С помощью щетинистой кисти (для этого работу лучше держать вертикально, чтобы лишние частички не отсаживались обратно). Можно почти полностью убрать цвет и показать нужную фактуру, например кору дерева, шерсть животных, траву и т.п., (от щетины остаются тонкие, просвечивающиеся штрихи-линии).

Еще один не менее интересный способ обработки пастели – это работа влажной кистью. Оставленный след кончиком мелка – линия или боковой поверхностью – пятно, можно преобразовать в зернистую отмывку. Таким образом, можно подготавливать фон для дальнейшей работы, обобщая штрихи, получая акварельный эффект. Способность пастели впитывать воду, дает возможность писать по заранее смоченной бумаге, получая густой мазок. Влажной кистью его можно растянуть до нужной степени. Смешиваясь с водой пастель, легко проникает в поверхность бумаги, и не требует дополнительной фиксации. По высохшей поверхности можно накладывать штрихи, линии, пятна, точки, любые выразительные средства. Очень удобно применять этот способ как при проработке первых планов и мелких деталей, так и для больших поверхностей и обобщения формы. К масляной пасте так же применим этот способ рисования, только вместо воды используется растворитель для масляной живописи. Проведя кисточкой с растворителем по пастельным штрихам, получается очень живописный мазок. Цвета пастели смешиваются, образуя новый оттенок. В технике пастельной живописи могут быть созданы и натюрморты, и пейзажи и декоративные композиции. «Использование разнообразных техник обогащает процесс преподавания изобразительного искусства в школе, прививает ученикам любовь и интерес к предмету, формирует художественный вкус и эстетически их развивает» [2, с. 86]. Пастель может использоваться совместно с другими материалами, дополняя их и придавая новое звучание.

Список литературы

 

 

1.     Семенова, М.А. Акварельная. Эстетико-педагогический аспект: Монография. / М.А. Семенова – М.: Ювента, 2013. – 175 с.

2.     Семенова, М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи  Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно- методический и психолого-педагогический журнал № 9 – М.: ООО «Баласс», 2012 – С. 82-86.

3.   Семенова, М.А. Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов-художников: дис. …д-ра пед. наук. – Москва, 2015. – 450 c.: ил.

4.    Семенова М.А.  Пленэр в студии дополнительного образования. Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-метод. и психолого-педагогический журнал № 2/10 – М.: ООО «Баласс», 2010 – С. 71-75. (0,6 п.л.)

5.        Семенова М.А. Мастер-класс акварельной живописи на уроках изобразительного искусства. (в системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства) Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 6/10 – М.: ООО «Баласс», 2010 – С. 79-83. (0,6 п.л.)

 6.      http://ru.wikipidia.org/wiki/ Пастель