Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКУСТИЧЕСКАЯ СКРИПКА В РОК-МУЗЫКЕ. ГРУППА «SILENZIUM» (НОВОСИБИРСК)

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
06 ноября 2017г.

*Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 17-04-00443 «Музыкальная культура Сибири: источники, исследовательские центры и направления»

 

История скрипки – путь от непритязательного народного инструмента к поистине элитарной его позиции среди современных струнно-смычковых. Этому простому четырехструнному инструменту удалось вытеснить с подмостков музыкальной истории такие роскошные и аристократичные творения искусства, как виоль д'амур, виолы да гамба, да браччо, требовавших гораздо больших исполнительских изысков. Общеизвестно, что скрипка стала сольным инструментом с XVII века, а первые произведения для нее были написаны Б. Марини и К. Фариной Основателем художественной игры на скрипке по праву считают А. Корелли; затем следуют Дж. Торелли и Дж. Тартини, а также П. Локателли (ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры), его ученица М. Л. Сирмен (Ломбардини), Н. Маттейс, создавший скрипичную школу в Великобритании, Д. А. Пьяни. Эпоху барокко можно назвать периодом рассвета скрипки как профессионального инструмента. Близость звучания к человеческому голосу и способность оказывать огромное эмоциональное воздействие на слушателей сделали ее солирующим инструментом, особенно подходящим для исполнения кантиленных мелодий, а также быстрых и виртуозных технических пассажей. Век романтизма с его тягой к виртуозности и страстности исполнения привел к глобальному доминированию скрипки. Такие скрипачи, как Н. Паганини, Г. Венявский, А. Вьетан, П. Роде, Р. Крейцер, Дж. Виотти, П. Сарасате и многие другие задали высочайшую исполнительскую планку. ХХ век также подарил миру огромное количество выдающихся исполнителей, таких как Д. Ойстрах, И. Менухин, Я. Хейфец, Л. Коган, Н. Мильштеин, Л. Цейтлин, звук и виртуозная техника которых до сих пор завораживают и являются предметом подражания. Однако на протяжении всей своей истории скрипка существовала не только в русле классико-академической музыки, но была одним из популярных тембров в фольклорной традиции, в массовых стилях и жанрах. Так, в 30-х е годы прошлого столетия скрипка вошла в джаз (Стефан Граппелли, Стафф Смит, Джо Венути) и закрепилась там до нынешних дней. Всё активнее скрипка привлекается в стилях рок-музыки, причем не только в т.н. барокко- или симфо-роке, но и в таких «тяжелых» направлениях, как металл.

При обучении в учебных музыкальных заведениях (школах, колледжах и консерваториях) принято слушать и исполнять, в основном, музыку академических композиторов. Интерпретация этой музыки, несомненно, помогает достигнуть высочайшего уровня исполнительского мастерства, умения играть как виртуозные пассажи и сложные ритмические структуры, так и проникновенные певучие мелодии – спектр возможностей очень широк. Исполнение классики помогает развивать музыкальный вкус и нравственные качества человека, способность к рефлексии. Однако, на протяжении всей истории скрипка используется и за пределами академического пласта. Эта музыка не менее интересна, сложна и привлекает миллионы слушателей по всему миру. Она требует того же высокого профессионального уровня, что и академическая исполнительская традиция. Речь идет о таких стилях массовой культуры, как ирландский стиль, клезмер, джаз, рок-музыка. Всё чаще возникают творческие контакты между столь полярными пластами музыкальной культуры, как музыка «серьёзного», композиторского типа и легко-жанровой эстрады. Звезда мировой величины Найджел Кеннеди одинаково уважительно относится к скрипичным сонатам И.С. Баха и обработкам Джимми Хендрикса, исполняя с неизменным успехом барочные, неоромантические, роковые композиции. Не секрет, что кроме блестящего исполнения произведений Бетховена, Мендельсона, Брамса и других великих композиторов, широко известный скрипач Иегуди Менухин сотрудничал с Стефаном Грапелли и записал с ним несколько джазовых композиций. Мировую известность приобрели молодые исполнители, предлагающие нетрадиционную, эстрадную трактовку классики (Ванесса Мэй, Дэвид Гарретт). Музыканты с классическим образованием совмещают исполнение академической музыки с популярной, делая её более доступной для неподготовленного слушателя посредством современных аранжировок с ритм-секцией и различными электронными эффектами. Этот жанр получил название «классический  кроссовер».   По  большому  счету,   противопоставление  музыки  «классической»   и «популярной» на данный момент уже практически невозможно.

Обратимся в рамках настоящей статьи к опыту вовлечения акустической скрипки в пространство рок-музыки. Важно отметить, что исполнение на скрипке в условиях эстрады требует привлечения всевозможных ресурсов усиления звука этого тихого по тембру инструмента. В настоящее время существует большое количество профессиональных высокочувствительных микрофонов, которые в определенной степени могут обеспечить натуральный скрипичный звук. Однако, в их применении необходимо учитывать целый ряд технических и исполнительских нюансов. Общеизвестно, что звук скрипки образуется примерно на расстоянии двух-трех метров от исполнителя. Если микрофон и скрипка находятся на небольшой дистанции (примерно в радиусе 20 см) это значительно обедняет звучание инструмента и, кроме того, наполняет его различными шумами (такими как «шум» пальцев, ударяющих по грифу, «шум» волоса, соприкасающегося со струнами и др.), образующими незначительные шероховатости звучания. Может возникнуть такая проблема, как «завод» микрофона. Существует два выхода из сложившейся ситуации.1. С помощью внешнего эквалайзера необходимо уменьшить громкость верхних частот, что может сделать звук еще более «пустым», лишенным определенного тембра. 2. Рекомендуется отдалить инструмент от микрофона на дистанцию более метра, что сделает мощность звука сопоставимой по громкости с другими более яркими инструментами ансамбля, однако в итоге тембр скрипки потеряется в общем саунде. Если в студийных условиях возможно, своего рода, «распределение в пространстве» скрипки и других инструментов, то на эстрадных («живых») выступлениях эти факторы значительно усложняют и затягивают процесс (иными словами, это неудобно и долго).

Несовершенство использования таких микрофонов со струнными, привело к появлению, так называемых пьезокристаллических звукоснимателей (в виде «прищепки», крепящейся к подставке или готовой подставки со встроенным датчиком) и контактных микрофонов. Данные варианты являются не идеальными по той причине, что также гиперболизируют верхние частоты. Однако, намного лучший результат даёт его использование в комплекте с конденсаторным микрофоном, например, с SD Systems LCM112, в котором работают два вспомогательных пьезодатчика. Отстроить их динамическое соотношение и более качественный звук можно при помощи микрофонного усилителя, обязательного в подобных условиях.

Контактные (конденсаторные) микрофоны располагаются на деке инструментов при помощи специальной липкой резинки – компаунда и качественно снимают колебания корпуса. Это вариант является наиболее удачным, поскольку позволяет сохранить естественность классического скрипичного звучания, особенно в отсутствие сопровождения на ударных инструментах (установке). От местоположения такого звукоснимателя напрямую зависит качество звука: имеет значение даже разница в несколько миллиметров, а выбор идеальной точки крепления позволяет в небольшой степени изменять тембр. Экспериментировать с поиском звука лучше заранее, так как это требует немало времени. Негативным можно назвать тот факт, что компаунды могут немного испортить лак на деке инструмента. По этой причине некоторые музыканты - для публичных выступлений со звукоснимателем - используют другую скрипку, однако это также не слишком удобно.

В последнее время набирает популярность датчик APTflex, созданный популярным музыкальным мастером Николаем Савиным. Данный звукосниматель сделан в виде пластины, которая крепится под ножкой подставки и является очень компактной (12 мм ×5мм, а в толщину 0,45 мм). Датчик такой системы можно комфортно закрепить на подгрифнике, заменив им машинку соль-струны. В тембровом отношении звук становится более электронным (что особенно слышно при игре на струне соль), чем при работе с контактным микрофоном. Но, несмотря на это, обращение к этому устройству позволяет сохранить чистый тон, гарантирует полное отсутствие «завода» и обладает обширным частотным разнообразием выдаваемого сигнала. Также, как упоминалось выше, добиться более натурального звучания поможет сочетание такого звукоснимателя с конденсаторным.

Привлечение акустической скрипки в отдельные композиции рок-групп нельзя назвать редкими. Наиболее часто скрипка звучит в джаз-роковых и фолк-роковых проектах, достаточно вспомнить английскую группу «Wally», шведскую «Kebnekajse», немецко-американского скрипача Дэвида Гарретта (последнему принадлежит высказывание о том, что Паганини, Лист и Шопен были первыми мировыми рок- звёздами).

Опыт игры на скрипке музыки в рок-манере демонстрирует новосибирская группа «Silenzium».

Справка: «Silenzium» – коллектив, созданный в 2004 г. Натальей Григорьевой. Исполняет музыку в различных стилях, в т.ч. классическом, симфо-рок, неоклассик-металл. Ориентиром на начальном этапе стала финская группа «Apocalyptica», исполняющая рок-музыку на виолончелях с 1993 года. Творческий путь «Silenzium» начинался с кавер-версий наиболее известных «металлических» произведений. Стабильный состав группы с октября 2012 года: Наталья Григорьева (виолончель), Илария Калмазан (скрипка), Елизавета Крылова (скрипка). Стиль «Silenzium» на протяжении всего периода работы коллектива изменялся, отходя от традиционного «металлического» звучания к более разнообразному спектру стилей (обработки советских массовых песен, академическая музыка, этно-рок и др.). Репертуар был значительно расширен обработками «классики» (в т.ч «Улетай» А. Бородина), авторскими композициями (в т.ч.

«Северное сияние», «Aevum»). Значительные изменения претерпел имидж коллектива (фольклорный, гламурный, пионерский, нео-готический, придворный стили одежды в зависимости от избранной музыкальной программы). Коллектив ведет активную исполнительскую деятельность, выступая на концертных площадках, клубах Новосибирска и городов Сибири. Альбомы: «Silenzium» (2006), «Storm» (2008), «Covers» (2009), «Улетай» (2010), «The battle goes on» (2015). Участники группы – музыканты с классическим консерваторским образованием, что позволят сочетать крепкий исполнительский уровень с созданием художественно-ценных профессиональных аранжировок.

Практический опыт работы в коллективе (Елизавета Крылова) позволяет утверждать, что базовыми для исполнения рок-музыки на скрипке являются классические основы звукоизвлечения, распределения смычка, штриховой техники, приемы кантилены. Очевидно, что для достижения успеха в этом направлении требуется самая серьезная работа над культурой звука, развитие виртуозности и постоянное улучшение качества исполнения путём систематических занятий. Одним из главных отличий является применение в музыке такого плана инструментов, более привычных для рок-музыки, “утяжеляющих” звучание, в частности ритм-секции. На первых порах при игре с ударными инструментами и бас-гитарой перед исполнителем встает проблема метрически и ритмически ровной игры. В особенности это касается таких штрихов, как спиккато, стаккато, сотийе, рикошет, бариолаж, пунктирный штрих и так далее. По авторитетному мнению многих педагогов (например, М.М. Берлянчика), в процессе обучения скрипача развитию ритма обычно уделяют очень мало внимания. В основном, в процессе обучения исполнитель играет с фортепиано, либо в составе небольших ансамблей. При игре в таких инструментальных составах некая ритмическая свобода является более допустимой, малозаметной и является обычным средством художественной выразительности. При игре с ритм-секцией подобная вольность не предусматривается, она противоестественна, к чему следует привыкнуть. Путей устранения проблемы несколько. Во-первых, полезно будет позаниматься с метрономом. В современных метрономах, которые можно скачать на компьютер или смартфон, есть огромное количество различных барабанных «битов»”, которые имитируют настоящее звучание ударных. Во-вторых, важно научиться чётко играть «проблемные» штрихи, для этого оттачивая мастерство сначала на одной ноте, затем на нескольких струнах. Большим подспорьем являются различные компьютерные программы, позволяющие смоделировать точную фактуру аккомпанемента, создать практически реальную модель ансамбля. Таким образом, исполнитель в любой момент может сыграть место, вызывающее затруднение, бесконечное количество раз, не нуждаясь в привлечении всего ансамбля для репетиций.

Следует отметить, что эксперименты и поиск новых средств выразительности (как и в академической музыке XX века) являются неотъемлемой частью исполнения современной рок-музыки. Таким образом, открывается возможность расширить привычный арсенал приёмов классической техники. В исполнительской практике коллектива «Silenzium» спектр приёмов также широк: кроме художественной составляющей, уделяется внимание и определенной эффектности штрихов, таких как спиккато, стаккато, сотийе, рикошет, глиссандо, пиццикато, тремоло, sul ponticello, sul tasto, флажолетов и так далее. Как правило, новые штрихи являются развитием традиционных, например, вышеперечисленных, посредством изменения нажима смычка, скорости ведения и игровой точки. В иных ситуациях исследуются новые возможности скрипки. Зачастую, штрихи являются звукоподражательными, например:

1.“Bartok-pizzicato” (по имени венгра Белы Бартока, неоднократно использовавшего этот приём в своих сочинениях) – усиленное пиццикато, при котором струна цепляется настолько сильно, что ударяет о гриф, вызывая характерный звук. Приём напоминает технику игры слэп на бас-гитаре.

2. Различные перкуссионные эффекты, которые применяются не только в правой, но и в левой руке. Иногда смычок убирается в сторону, и удары осуществляются двумя руками (такой приём близок к гитарному). Наиболее известным штрихом подобного плана в академической практике, является col legno – удар о струну древком смычка.

3. Техники пережима: смещение игровой точки, чрезвычайное (доведённое до крайности) давление смычка на  струну  или  изменение  скорости  движения  смычка.  Всё  это  создает  различные  варианты «металлического», «искаженного» звучания, напоминающего гитарные эффекты Distortion, Fuzz, Overdrive и прочие эффекты «перегруза».

4. Различные «гитарные» приёмы. Например, пиццикато всеми пальцами руки при аккордовой фактуре и в быстром темпе. Или щипок с использованием ногтя, который даёт более активную и эффектную атаку. Кроме того, подражание гитарным риффам, исполняемое активно, резко у колодки.

Процесс поиска нового следует воспринимать не как «искажение» традиционного звучания, а как новый музыкальный язык, который позволяет обретать новые разнообразные художественные миры.

Звукоизобразительные штрихи особо эффектно звучат при игре с педалью Loop Station, которая в наши дни набирает популярность среди исполнителей на различных инструментах. Loop предполагает записывание, дальнейшее зацикливание музыкальных квадратов-фраз и воспроизведение их в настоящем времени. Благодаря этому устройству музыкант может выступать один, создавая многослойные, полифонические или полиритмические аранжировки на глазах у зрителей.

Еще одной проблемой является недостаточная возможность слухового контроля в условиях плохого звукового и технического обеспечения на выступлении, так как звук транслируется в мониторы. Зачастую исполнителю начинает казаться, что звука недостаточно и скрипач начинает увеличивать давление на смычок, расширять вибрацию, допускать ошибки в распределении смычка. Необходимо очень хорошо представлять, какие технологические действия скрипача приведут к тому или иному результату, и осуществлять «внутренний» слуховой контроль на основе своего исполнительского опыта. В собственной исполнительской практике группой «Silenzium» было принято решение отказаться от электрического инструмента в пользу акустического. Кроме удобства при столкновении с вышеупомянутой проблемой, акустическая скрипка обладает более «живым» тембром и позволяет передать огромную палитру чувств, настроений, художественных образов.

Итак, несмотря на то, что скрипка традиционно воспринимается как инструмент академической музыки, нельзя забывать о его народном происхождении и широкой распространенности в различных этнических практиках, как «аутентичных», так и эстрадизированных. Всё больше профессиональных скрипачей находят себя в современной неакадемической музыке, активно создают новое, расширяя ресурсы инструмента, одновременно, пытаясь сохранить его исконные акустические свойства. Современная практика показывает, что данный процесс набирает обороты, что требует дальнейшего изучения.

 

Список литературы

 

1.     Берлянчик  М.  Искусство  и  личность:  ст.  и  выступления  в  2  книгах.  Кн.1:  Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства. - М., 2009. - 365 с.

2.     Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. - М., 1994. - 158 с.

3.     Кунин Э. Скрипач в джазе. - М., - 76 с.

4.     Цукер А. И рок, и симфония... - М., 1993. - 301 с.

5.     Электроскрипка    [Электронный     ресурс]    //     Электронный    портал    Академик.     Ру.     –     URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1412834 (дата обращения: 02.03.2017).