Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЯВЛЕНИЕ ДИАЛОГИЧНОСТИ В ПРАВОСЛАВНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ И ПАСХАЛЬНЫХ ПОСЛАНИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Церковно-религиозные пос лания по жанровой природе диа логически обусловлены. Диалогичность – э то дискурсивная кате гория, 1. придающая монологическому текс ту черты эксплицитно го диа лога с адресатом или черты, являю щиеся результатом учѐта адресантом фактора адресата [4,6], 2. реализующая «переклич ку», взаимодействие, диа лог с другими текс тами [1, 3].  В первом случае мы предла гаем говорить о внешней диа логичности, а во втором – о внутренней диа логичнос ти, или интерте кстуа льности [8, с. 26 -27].

Являясь неотъемлемой частью церковного богослужения и символичным посылом верующим, прише дшим в храм, а  также  широкой  массовой  аудитории,  наблю дающей  праздничную  службу  по  каналам  связи (те левидение, Интерне т), послание направлено на оказание эмоциона льного воздейс твия на а дресата.

Для рассмотрения явления диа логичности в церковно -религиозном дискурсе коротко отметим особенности жанра Рождес твенс ких и Пас ха льны х посла ний. Типовая инте нция жанра послания церковно-ре лигиозно го дискурса совпадае т с иллоку тивной силой глаго ла поздравлять. Помимо типовой интенции, в жанре послания на ходит реализацию другие интенции церковно -религиозного дискурса, которые уточняют и реализуют основную цель  воздейс твия в церковно -религиозном дис курсе – приобщение к Богу: религиозное просвещение, прославление и пропаганда положительной роли РПЦ и религии, наставление и поучение, призыв к вере и др. [9, с. 85].

В  церковно-ре лигиозны х   посланиях   вс тречаются   различные   средс тва   внутренней   и   внешней диа логичности. В рамка х данной с татьи мы подробно рассмотрим средства вну тренней диалогичнос ти и коротко обозначим средства внешне й диалогичности.

Средс тва  вну тренней  диалогичности  по  своей направленности  реализую т обращѐнность  к адресату, «имитируют» устный диало г. К средс твам внутренней диа логичнос ти относим обращения, вопросительные конструкции, конструкции с модальностью побуждения, формы совместности, перформативы, дискурсивные (метате кс товые) е диницы . Рассмотрим перечисленные сре дства.

Обращения  к  адреса ту,  с  точки  зрения  прагма тики,  выполняют  в  первую  очередь,  фатическую (контактоустанавливающую) функцию. Обращение в нача ле Рождес твенских и Пас ха льны х посланий являе тся обязательным компонентом композиции и имеет  с тандар тизированную  форму: «Возлюб ленные о Господе собратья архипастыри, дос точтимые пастыри, честные ино ки и ино кини, боголюбивые миряне - братья и сес тры во Христе!» [11]; «Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, чес тное пресвитерство, во Христе диаконс тво, боголюбивые иноки и ино кини, бла гочестивые миряне — верные чада Русской Православной Церкви!» [12]; «Возлюбленные о Господе Преосвященные архипас тыри, всечес тные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сес тры!» [13, 14].

Обратим внимание на то, что обращения в церковно -религиозны х посланиях сопровождаются эпите тами возлюбленные, честные (всечестные ), боголюбивые, бла гочестивые , верные, ко торые имеют  мелиоративную оценочную коннотацию, ч то вы водит тона льность общения на опреде лѐнный интимный уровень взаимоотношения с а дресатом и реализуют стра тегию интимизации повес твования.

В церковно-религиозны х пос ланиях обращения вс тречаются в начале при приветс твии (как в примерах выше) и в конце при молитвенном пожелании, например: «Молитвенно желаю всем вам,  дорогие мои, неослабного пребывания в радос ти о Воскресшем Победите ле ада и преизобильной помощи свыше в ваших повседневны х труда х» [14].

В редких с лучаях обращения можно встретить в сере дине те кс та в функции маркера для пере хода  к новой теме: «Дорогие мои! Проше дший 2005 го д принес Русской Церкви много милос тей о т Всеще дрого Господа» [12]. Ещѐ   о дним  средс твом  выражения диалогичнос ти являю тся вопросите льные  конструкции, ко торые  в церковно-религиозны х посланиях  предс тавлены  несколькими  видами:  а)  гипофорой  и  б)  риторическими вопросами, а также в)вопросами, на которые не даѐ тся прямого отве та.

Гипофора– это  тип вопросов, ответ на который даѐт сам автор. Гипофора может быть реализована посредством одного вопроса и ответа на него или в виде серии вопросов с ответами; например: «Кто -то может спросить: ч то означает Свет истины? Ответ на это т вопрос на хо дим в том же Евангельс ком повествовании от Иоанна. Све т ис тины ─ это Сам Господь, Божественное Слово, Которое «стало плотию , и обитало с нами, полное благода ти и ис тины» (Ин. 1:14)» [15].

Гипофора является о тго лоском сократического диалога , где установление истины производилось путѐм вопросов мнимому собеседнику, отве ты на которые философ дава л сам в процессе рассуждения. З десь вопрос сопровождается регулятивными речевыми структурами [5, с. 20], интерпре тирующими религиозное понятие све т истины.

Гипофора как риторический приѐм организации те кста с лужит средс твом воздействия и убеждения, поскольку а дресант приглашае т а дресата к диалогу, совместному размышлению, активизирует его внимание, а затем сам отвечает на поставленный вопрос и формирует мнение адресата по данному вопросу. Со стороны формы – средство расчленения текс та для более лѐгкого восприятия на слу х.

Риторические вопросы– утверждения, облечѐнные в форму вопросов. Важно отметить, ч то ри торические вопросы являются  апеллятивным компонентом дискурса, который  направлен  на диалогическое взаимодействие: получение реакции со с тороны адресата.

(1)    «Надо ли говорить о том, что нам необходимы бóльшая организованность все х с торон церковной жизни, единение и взаимодейс твие между клиром и мирянами, между прихо дами и ар хиереями? Ибо е динодушно подвиза ться за веру призывае т нас апосто л Павел (Флп. 1, 27). [16].

В церковно-религиозны х посланиях риторические вопросы предс тавлены в небольшом количестве . Так, в Рождес твенс ких посла ниях па триар ха Кирилла не т ни одного риторического вопроса, а у патриарха Алексия II можно встретить лишь е диничные с лучаи употребления.

Вопросы, на которые не даѐтся прямого ответа также являю тся средс твом диалогичнос ти и служат реализации объясняющей и воздействующей коммуникативны х с трате гий. Вопросные комплексы или одиночные вопросы вводятся в текс т без примыкающего к ним отве та. На часть из вопросов ответ даѐтся ниже в те ксте , а на другую часть – о тве тов либо не т вовсе, либо отве том является после дующие рассуждения.

Употребление вопросите льны х конструкций приводит к смене утвердите льной интонации на вопросительную, ч то  позволяе т привлечь внимание адресата , восстановить конта кт с ним, при этом разнообразить авторский монолог, создавая иллюзию диа лога.

Следующим средс твом диа логичнос ти, обнаруживающимся в церковно -религиозны х посланиях, являются перформативы, выпо лняющие диалогическую функцию. Перформативами называю т выс казывания, в значении которы х за ложено дейс твие , а не описание события. Когда адресант употребляе т перформативное высказывание, он тем самым совершает соответс твующее дейс твие [10, с. 54], например: приказываю, обещаю, клянусь и др. В церковно-религиозны х посланиях обязате льным компонентом является перформативы, вы ражающие типовую интенцию жанра послания – поздравление : поздравляю, обращаю возглас, желаю; например: «С глубоким чувством духовной радости, от всего сердца, исполне нного самых высоких пережива ний, поздравляю вас, дорогие мои, с нынешним великим праздником - Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа !» [16]; « Возлюб ленные о Господе ар хипастыри, пастыри и ча да церковные, в э тот с ветлый и святой день сердечно поздравляю все х вас с Праздником Све тло го Хрис това Воскресения!» [18];«Ду ховно торжествуя в сей великий и с лавный праздник … обращаю ко всем вам жизнеутверждающий, испо лненный внутренней силы, необоримой правды и ра дости возглас :  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» [19]; «Молитвенно же лаю всем вам, дорогие мои, неослабного пребывания в радости о Воскр есшем Победителе а да и преизобильной помощи свыше в ваших повседневны х труда х» [20].

Поздравления всегда сопровождаю тся прямыми обращениями к адресату (дорогие  мои, возлюбле нные о Господе архипас тыри, пастыри и чада церковные и др.)   и ле ксикой с возвышенно й окраской (ду ховно торжествуя, ра дости возглас,  ве ликий и славный праздник, Спаса нашего Хрис та и др.), что позволяе т персонифицировать поздравление и созда ть приподнятое нас троение у а дресата.

Перформативы со значением поздравления употребляю тся в нача ле и в конце послания, являясь средствами «зако льцовывания» общей  композиции послания. Благодаря кольце вой  композиции   фрагменты дискурса воспринимаются адресатом ка к е диное це лое.

Особым средством диалогичнос ти в Рождественских и Пас ха льны х пос ланиях являю тс я конструкции с модальностью побуждения. Побуждение или призыв может быть направлен  как  на  а дресата,  та к и  на сверха дресата (Бо га). Примените льно к массовому адресату побудительные конс трукции с лужат реализации коммуникативной цели объединения все х верую щих в одну большую семью, а применительно к свер ха дресату – основной цели религии – поклонение Богу и молитвенный призыв к защите о т невзго д.

Конструкции с модальностью побуждения, направленные на свер хадреса та (Бо га), обычно реализуются в формах императива с вспомогательной частицей да, реже – с частицей пусть: «Да поможет нам Господь с достоинс твом и терпением перенести выпавшие на нашу долю испы тания» [21]; «Бог же наде жды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Аминь» [22]; «Пусть он простирае тся и на людей ины х вер и убеждений, с которыми мы созидаем народную жизнь» [17].

Конструкции с  мода льнос тью  побуждения, направленные на  массового адресата , реализуются в формах синтаксичес кого императива , ко торый может бы ть выражен с ледующими способами: или а) морфологической формой повелите льного наклонения гла гола (примеры 1-3), или б) формами будущего времени гла голов совершенного (примеры 4-6) и несовершенного (примеры 7,8) видов; например:  (1) « …И во дни прославления Его победы на д смертью Спаситель вновь взывае т к каждому из нас: « Не бойся, то лько веруй!»  (Мк. 5:36) [19];

(2)    «Пусть наша ра дость достигне т и те х, кто еще только ище т спасительную веру и стремится жить с православными хрис тианами в мире и добрососедстве»[23]; (3) «Придите, дорогие мои, вместе поч тим Богомладенца , принося Ему в дар нашу жизнь, нашу веру, нашу решимость дерзновенно и неленостно трудиться во имя Его, ради блага Церкви и все х лю дей, нуждающихся в нашей помощи… [12 ]; (4) «…сое диним же наши усилия, чтобы радость Рождества Христова вошла в каждый дом, коснулась сердца и души каждого человека !» [12]; (5) «Выйдем к лю дям с проповедью Христа Воскресшего,   с де лами добра и милосердия…» [24]; (6)«Возб лагодарим Господа, ибо по Его неизреченному человеколюбию вновь даруется нам радость приобщения к Таинс тву нашего спасения… Возра дуемся, ибо на земле совершилось великое Таинс тво  Бо говоплощения –  в мир вошел сотворивший Его Бог Слово, чтобы разрушить преграду между тварью и Твор цом…» [25]. (7) «Бу дем свято хранить и в Церкви нашей «е динс тво ду ха в союзе мира» (Еф. 4. 3)». [РПА – 2007-2008]; (8) «Бу дем же и мы молиться и уповать, что милостью Божией, дейс твием Его всеочищающей благода ти нам будут дарованы силы преодо леть зло, восс тающее на нас» [21].

В приве дѐнны х примера х ярко о тражѐн основной мотив церковно -религиозны х посланий, в основе которого лежит противопоставление светс кого и церковного мира: окружающий мир грешен и опасен, а спасение лежит в вере в Бога , поэтому адресант призы вает к объединению все х лю дей в е диной вере. Функция средс тв диа логичности в данном случае состоит в побуждении адреса та к активному восприятию текс та и приглашении к совместному действию – объединению в молитве, в вере, в с лужении Богу.

Самым частотным средством внутренней диалогичности в церковно -ре лигиозны х посланиях являются формы со значением совместности. В церковно -религиозны х посланиях форма мы чаще всего употребляется в значении «мы с вами, все верующие». В церковно -религиозном дискурсе важную роль играет концепт е динения в вере. Религия выступае т в роли института, объединяю щего общество на основе религиозной идеологии. В связи с этим диа логичность являе тся необ хо димой составляющей жанра посла ния, а упо требление форм со значением совместного дейс твия становится – стра тегически важным приѐмом для реализации генеральной интенции  – приобщения к Бо гу; например: «… решение э той ве ликой и святой за дачи нуждае тся в де яте льном участии всей Полно ты нашей Церкви - от Па триар ха до каждого б лагочестиво го ее члена» [13]; « …совместными трудами мы победим все расколы и разде ления и наве ки ос танемся братьями и сестрами во Хрис те Иисусе, ибо мы крещены в одной купе ли и призваны к е диному Божию Царству» [12].

В результате ко личественного анализа форм со значением совместности наибольшее их количес тво было выявлено в посланиях Па триар ха Алексия II: 47 единиц (в 1995-1996 гг.), 48 единиц (в 1996-1997; 2004-2005 и 2007-2008 гг.), 57 е диниц (в 2002-2003 гг.). В посланиях Па триар ха Кирилла количество употреблений данны х местоимений в среднем в полтора раза ниже, чем у Патриар ха Алексия II, и составляе т о т 16 до 28 е диниц 4.

Употребление форм со значением совместности позво ляет  а дресанту сб лизиться с массовым адресатом, стереть границы монологической формы общения и пере йти в форму диалогическую. Семантическое окружение форм совместного дейс твия все гда подразумевает неко торое противопоставление : наши – не наши, мы – вы, мы – они (он) и др. Используя формы местоимений «мы», «наш» адресант объединяет себя с верующими, он – одно из чад матери-церкви, что, безусловно, нас траивает ау диторию на позитивны й ла д и позволяе т оказа ть положите льное эмоциональное воздейс твие.

Выше мы описали явление внутренней диа логичности и соотве тс твующую сис тему языковы х  средс тв. Помимо внутренней диа логичнос ти, в церковно-ре лигиозном дискурсе большую роль играе т явление внешней диа логичности (интерте кс туальнос ти).

Текст пос лания, являясь частью це лостного церковно -религиозного дискурса, пребывает в языковом континууме предшествующих и после дующих текс тов. Дискурс как явление динамическое обусловливает пересечение различны х фрагментов дейс твите льнос ти и преды дущих текс тов и ситуаций [7].

В церковно-религиозном дис курсе употребление средств внешней диа логичности обусловлено характером диктумного содержания. Цита ты из Биб лии (1) или изречения отцов цер кви (2) и а ллю зии, о тсылающие адресата к событиям из Библии (3,4) ес ть абсолютно во все х изученны х пос ланиях; например: (1) «… не т в мире такой радости, какую дает лю дям Родившийся се годня, – ка к говорит Апос тол, «не виде л того глаз, не слыша ло у хо, и не приходило то на сер дце человеку, ч то приго товил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9)» [12]; (2) «Отец Церкви IV века преподобный Ефрем Сирин говорит: «Господь наш Иисус Христос явился нам из Отчих не др, пр ишел, извел нас из тьмы и озарил с лавным светом Своим... Возжжем же све тильники свои и выйдем в сретение Ему. Возвесе лимся о Нем, ка к Он  возрадова лся  о  нас...»  [26];  (3)  « … пас ха льным  восклицанием  Церковь свиде тельствует о том событии все ленского значения , что произошло почти две тысячи ле т тому назад. Тогда ранним утром жены-мироносицы пришли к месту погребения своего Учите ля и увиде ли, ч то гроб пуст. Божественная сила Хрис та победила закон смерти. Он воскрес, свиде тельствуя всему человечеству, что смерть ― это не конец жизни, ч то смерть преодоле ваема силой Божией...» [22].

Церковно-религиозный дис курс по природе преце дентен: прецедентные имена и ситуации пронизывают структуру посланий: Рождес тво Хрис тово, Голгофа, Вифлиемская ночь и др – и отсы лаю т а дресата к ситуациям из Священного писания.

В    цер ковно-религиозны х    посланиях    бла годаря     средс твам     внешней     диа логичнос ти,     или интер текс туальнос ти, уста навливае тся связь между те кстами прошлого и нас тояще го, подчѐркивае тся объективный характер рассуждений. Цитация позволяе т придать речи объективный, весомый характер и устранить «субъективизм». Таким образом, авторская позиция как бы скрыта под внешней беспристрастной подачей фактов, поско льку данные из Священного Писания рассматриваются верующими как объективные.

Описанные выше средс тва и приѐмы составляю т основу явления диалогичности в церковно -религиозном послании. К средс твам вну тренней диалогичности цер ковно -религиозны х посланий мы отнес ли обращения, вопросительные конструкции различного типа, перформативы, по будительные конс трукции, формы со значением совместности, а к сре дствам внешней диалогичнос ти – цита ты и аллюзии.

4 Анализ проводился на материале Рождественских посланий Патриарха (с 1993 по 2013 гг.)


На основе  предпринятого  анализа  заключаем,  что  употребление  различны х  сре дс тв  и  приѐмов диа логичности, перечисленны х выше, являю тся обязате льными элементами языковой структуры посланий; а послания Па триар ха Але ксия II об ладаю т бо лее высоким уровнем диа логичности по  сравнению с посланиями Патриар ха Кирилла.

 

Спис ок лите ратуры

1.           Арутюнова А.Ю. Д иалогичнос ть текс та и ка тегория связности. Монография . РИА-КМ В: Пятигорск, 2009.– 176 с .

2.           Арутюнова Н.Д. Диа логическая мода льнос ть и явление цитации / Н.Д. Арутюнова // Че ловеческий фактор в языке . Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992 - С. 17-23.

3.           Ба хтин М.М. Проблемы поэтики Достоевс кого. М., 1979. – 318 с.

4.           Дускаева Л.Р. Диалогическая природа га зетны х речевы х жанров. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. – 276 с.

5.           Истомина Е. А. Современная православная проповедь: с тилистичес кая и прагматическая специфика. / афтореф. к.ф.н. – Ека теринбург, 2013. – 23 с.

6.           Кожина М .Н. О диалогичности письменной научной речи. Пермь: ПГУ, 1986. – 91 с .

7.           Кристе ва Ю. Избранные   труды: Разрушение поэтики/ Пер. с франц. – М.: "Российская политическая энциклопе дия" (РОССПЭН), 2004. – 656 с.

8.           Оре хова Д.В. Соотношение понятий «диа логичность» и «интертекс туальность» // Вестник РУД Н. Серия:«Теория языка. Семиотика. Семантика», №3. – 2013. – с.22-27

9.           Со ЫнЁн. Речевой жанр современного церковно -религиозного послания: Дис. … канд.филол. наук. – М.: 2000. – 188с .

10.     Сусов И.П. Лингвис тическая прагматика. – Винница, 2009 – с .254

 

 

Ис точники языкового м ате риала

http://www.patriarchia.ru/inde x.ht ml - дата обращения 01.08.2014:

11.     Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского  и всея Руси Алексия II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (1993-1994 г.)

12.     Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского  и всея Руси Алексия  II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2005-2006 г.)

13.     Рождес твенс кое  послание  Патриар ха  Московского  и  всея  Руси  Кирилла  ар хипас тырям,  пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2013 -2014 г.)

14.     Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси Кирилла  ар хипас тырям, пас тырям, диа конам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2014 г.)

15.     Рождес твенс кое  послание  Патриар ха  Московского  и  всея  Руси  Кирилла  ар хипас тырям,  пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2009 -2010 г.)

16.     Рождес твенс кое послание  Па триар ха Московского  и всея Руси Алексия  II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (1998-1999 г.)

17.     Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского  и всея Руси Алексия  II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2008-2009 г.)

18.     Пас ха льное  послание  Па триар ха  Московс кого  и  всея  Руси  А лексия   II  ар хипас тырям,  пас тырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2005 г.)

19.     Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси Кирилла  ар хипас тырям, пас тырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2012 г.)

20.     Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси Кирилла  ар хипас тырям, пас тырям, диа конам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2013 г.)

21.     Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского  и всея Руси Алексия  II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2004-2005 г.)

22.     Рождес твенс кое  послание  Патриар ха  Московского  и  всея  Руси  Кирилла  ар хипас тырям,  пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2011 -2012 г.)

23.     Пас ха льное  послание  Па триар ха  Московс кого  и  всея  Руси  А лексия   II  ар хипас тырям,  пас тырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2008 г.)

24.     Пас ха льное  послание  Па триар ха  Московс кого  и  всея  Руси  А лексия   II  ар хипас тырям,  пас тырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2004 г.)

25.     Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского  и всея Руси Алексия  II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2001-2002 г.)

26.     Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского  и всея Руси Алексия  II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (1996-1997 г.)