12 марта 2016г.
Церковно-религиозные пос лания по жанровой природе диа логически обусловлены. Диалогичность – э то дискурсивная кате гория, 1. придающая монологическому текс ту черты эксплицитно го диа лога с адресатом или черты, являю щиеся результатом учѐта адресантом фактора адресата [4,6], 2. реализующая «переклич ку», взаимодействие, диа лог с другими текс тами [1, 3]. В первом случае мы предла гаем говорить о внешней диа логичности, а во втором – о внутренней диа логичнос ти, или интерте кстуа льности [8, с. 26 -27].
Являясь неотъемлемой частью церковного богослужения и символичным посылом верующим, прише дшим в храм, а также широкой массовой аудитории, наблю дающей праздничную службу по каналам связи (те левидение, Интерне т), послание направлено на оказание эмоциона льного воздейс твия на а дресата.
Для рассмотрения явления диа логичности в церковно -религиозном дискурсе коротко отметим особенности жанра Рождес твенс ких и Пас ха льны х посла ний. Типовая инте нция жанра послания церковно-ре лигиозно го дискурса совпадае т с иллоку тивной силой глаго ла поздравлять. Помимо типовой интенции, в жанре послания на ходит реализацию другие интенции церковно -религиозного дискурса, которые уточняют и реализуют основную цель воздейс твия в церковно -религиозном дис курсе – приобщение к Богу: религиозное просвещение, прославление и пропаганда положительной роли РПЦ и религии, наставление и поучение, призыв к вере и др. [9, с. 85].
В церковно-ре лигиозны х посланиях вс тречаются различные средс тва внутренней и внешней диа логичности. В рамка х данной с татьи мы подробно рассмотрим средства вну тренней диалогичнос ти и коротко обозначим средства внешне й диалогичности.
Средс тва вну тренней диалогичности по своей направленности реализую т обращѐнность к адресату, «имитируют» устный диало г. К средс твам внутренней диа логичнос ти относим обращения, вопросительные конструкции, конструкции с модальностью побуждения, формы совместности, перформативы, дискурсивные (метате кс товые) е диницы . Рассмотрим перечисленные сре дства.
Обращения к адреса ту, с точки зрения прагма тики, выполняют в первую очередь, фатическую (контактоустанавливающую) функцию. Обращение в нача ле Рождес твенских и Пас ха льны х посланий являе тся обязательным компонентом композиции и имеет с тандар тизированную форму: «Возлюб ленные о Господе собратья архипастыри, дос точтимые пастыри, честные ино ки и ино кини, боголюбивые миряне - братья и сес тры во Христе!» [11]; «Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, чес тное пресвитерство, во Христе диаконс тво, боголюбивые иноки и ино кини, бла гочестивые миряне — верные чада Русской Православной Церкви!» [12]; «Возлюбленные о Господе Преосвященные архипас тыри, всечес тные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сес тры!» [13, 14].
Обратим внимание на то, что обращения в церковно -религиозны х посланиях сопровождаются эпите тами возлюбленные, честные (всечестные ), боголюбивые, бла гочестивые , верные, ко торые имеют мелиоративную оценочную коннотацию, ч то вы водит тона льность общения на опреде лѐнный интимный уровень взаимоотношения с а дресатом и реализуют стра тегию интимизации повес твования.
В церковно-религиозны х пос ланиях обращения вс тречаются в начале при приветс твии (как в примерах выше) и в конце при молитвенном пожелании, например: «Молитвенно желаю всем вам, дорогие мои, неослабного пребывания в радос ти о Воскресшем Победите ле ада и преизобильной помощи свыше в ваших повседневны х труда х» [14].
В редких с лучаях обращения можно встретить в сере дине те кс та в функции маркера для пере хода к новой теме: «Дорогие мои! Проше дший 2005 го д принес Русской Церкви много милос тей о т Всеще дрого Господа» [12]. Ещѐ о дним средс твом выражения диалогичнос ти являю тся вопросите льные конструкции, ко торые в церковно-религиозны х посланиях предс тавлены несколькими видами: а) гипофорой и б) риторическими вопросами, а также в)вопросами, на которые не даѐ тся прямого отве та.
Гипофора– это тип вопросов, ответ на который даѐт сам автор. Гипофора может быть реализована посредством одного вопроса и ответа на него или в виде серии вопросов с ответами; например: «Кто -то может спросить: ч то означает Свет истины? Ответ на это т вопрос на хо дим в том же Евангельс ком повествовании от Иоанна. Све т ис тины ─ это Сам Господь, Божественное Слово, Которое «стало плотию , и обитало с нами, полное благода ти и ис тины» (Ин. 1:14)» [15].
Гипофора является о тго лоском сократического диалога , где установление истины производилось путѐм вопросов мнимому собеседнику, отве ты на которые философ дава л сам в процессе рассуждения. З десь вопрос сопровождается регулятивными речевыми структурами [5, с. 20], интерпре тирующими религиозное понятие све т истины.
Гипофора как риторический приѐм организации те кста с лужит средс твом воздействия и убеждения, поскольку а дресант приглашае т а дресата к диалогу, совместному размышлению, активизирует его внимание, а затем сам отвечает на поставленный вопрос и формирует мнение адресата по данному вопросу. Со стороны формы – средство расчленения текс та для более лѐгкого восприятия на слу х.
Риторические вопросы– утверждения, облечѐнные в форму вопросов. Важно отметить, ч то ри торические вопросы являются апеллятивным компонентом дискурса, который направлен на диалогическое взаимодействие: получение реакции со с тороны адресата.
(1) «Надо ли говорить о том, что нам необходимы бóльшая организованность все х с торон церковной жизни, единение и взаимодейс твие между клиром и мирянами, между прихо дами и ар хиереями? Ибо е динодушно подвиза ться за веру призывае т нас апосто л Павел (Флп. 1, 27). [16].
В церковно-религиозны х посланиях риторические вопросы предс тавлены в небольшом количестве . Так, в Рождес твенс ких посла ниях па триар ха Кирилла не т ни одного риторического вопроса, а у патриарха Алексия II можно встретить лишь е диничные с лучаи употребления.
Вопросы, на которые не даѐтся прямого ответа также являю тся средс твом диалогичнос ти и служат реализации объясняющей и воздействующей коммуникативны х с трате гий. Вопросные комплексы или одиночные вопросы вводятся в текс т без примыкающего к ним отве та. На часть из вопросов ответ даѐтся ниже в те ксте , а на другую часть – о тве тов либо не т вовсе, либо отве том является после дующие рассуждения.
Употребление вопросите льны х конструкций приводит к смене утвердите льной интонации на вопросительную, ч то позволяе т привлечь внимание адресата , восстановить конта кт с ним, при этом разнообразить авторский монолог, создавая иллюзию диа лога.
Следующим средс твом диа логичнос ти, обнаруживающимся в церковно -религиозны х посланиях, являются перформативы, выпо лняющие диалогическую функцию. Перформативами называю т выс казывания, в значении которы х за ложено дейс твие , а не описание события. Когда адресант употребляе т перформативное высказывание, он тем самым совершает соответс твующее дейс твие [10, с. 54], например: приказываю, обещаю, клянусь и др. В церковно-религиозны х посланиях обязате льным компонентом является перформативы, вы ражающие типовую интенцию жанра послания – поздравление : поздравляю, обращаю возглас, желаю; например: «С глубоким чувством духовной радости, от всего сердца, исполне нного самых высоких пережива ний, поздравляю вас, дорогие мои, с нынешним великим праздником - Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа !» [16]; « Возлюб ленные о Господе ар хипастыри, пастыри и ча да церковные, в э тот с ветлый и святой день сердечно поздравляю все х вас с Праздником Све тло го Хрис това Воскресения!» [18];«Ду ховно торжествуя в сей великий и с лавный праздник … обращаю ко всем вам жизнеутверждающий, испо лненный внутренней силы, необоримой правды и ра дости возглас : ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» [19]; «Молитвенно же лаю всем вам, дорогие мои, неослабного пребывания в радости о Воскр есшем Победителе а да и преизобильной помощи свыше в ваших повседневны х труда х» [20].
Поздравления всегда сопровождаю тся прямыми обращениями к адресату (дорогие мои, возлюбле нные о Господе архипас тыри, пастыри и чада церковные и др.) и ле ксикой с возвышенно й окраской (ду ховно торжествуя, ра дости возглас, ве ликий и славный праздник, Спаса нашего Хрис та и др.), что позволяе т персонифицировать поздравление и созда ть приподнятое нас троение у а дресата.
Перформативы со значением поздравления употребляю тся в нача ле и в конце послания, являясь средствами «зако льцовывания» общей композиции послания. Благодаря кольце вой композиции фрагменты дискурса воспринимаются адресатом ка к е диное це лое.
Особым средством диалогичнос ти в Рождественских и Пас ха льны х пос ланиях являю тс я конструкции с модальностью побуждения. Побуждение или призыв может быть направлен как на а дресата, та к и на сверха дресата (Бо га). Примените льно к массовому адресату побудительные конс трукции с лужат реализации коммуникативной цели объединения все х верую щих в одну большую семью, а применительно к свер ха дресату – основной цели религии – поклонение Богу и молитвенный призыв к защите о т невзго д.
Конструкции с модальностью побуждения, направленные на свер хадреса та (Бо га), обычно реализуются в формах императива с вспомогательной частицей да, реже – с частицей пусть: «Да поможет нам Господь с достоинс твом и терпением перенести выпавшие на нашу долю испы тания» [21]; «Бог же наде жды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Аминь» [22]; «Пусть он простирае тся и на людей ины х вер и убеждений, с которыми мы созидаем народную жизнь» [17].
Конструкции с мода льнос тью побуждения, направленные на массового адресата , реализуются в формах синтаксичес кого императива , ко торый может бы ть выражен с ледующими способами: или а) морфологической формой повелите льного наклонения гла гола (примеры 1-3), или б) формами будущего времени гла голов совершенного (примеры 4-6) и несовершенного (примеры 7,8) видов; например: (1) « …И во дни прославления Его победы на д смертью Спаситель вновь взывае т к каждому из нас: « Не бойся, то лько веруй!» (Мк. 5:36) [19];
(2) «Пусть наша ра дость достигне т и те х, кто еще только ище т спасительную веру и стремится жить с православными хрис тианами в мире и добрососедстве»[23]; (3) «Придите, дорогие мои, вместе поч тим Богомладенца , принося Ему в дар нашу жизнь, нашу веру, нашу решимость дерзновенно и неленостно трудиться во имя Его, ради блага Церкви и все х лю дей, нуждающихся в нашей помощи… [12 ]; (4) «…сое диним же наши усилия, чтобы радость Рождества Христова вошла в каждый дом, коснулась сердца и души каждого человека !» [12]; (5) «Выйдем к лю дям с проповедью Христа Воскресшего, с де лами добра и милосердия…» [24]; (6)«Возб лагодарим Господа, ибо по Его неизреченному человеколюбию вновь даруется нам радость приобщения к Таинс тву нашего спасения… Возра дуемся, ибо на земле совершилось великое Таинс тво Бо говоплощения – в мир вошел сотворивший Его Бог Слово, чтобы разрушить преграду между тварью и Твор цом…» [25]. (7) «Бу дем свято хранить и в Церкви нашей «е динс тво ду ха в союзе мира» (Еф. 4. 3)». [РПА – 2007-2008]; (8) «Бу дем же и мы молиться и уповать, что милостью Божией, дейс твием Его всеочищающей благода ти нам будут дарованы силы преодо леть зло, восс тающее на нас» [21].
В приве дѐнны х примера х ярко о тражѐн основной мотив церковно -религиозны х посланий, в основе которого лежит противопоставление светс кого и церковного мира: окружающий мир грешен и опасен, а спасение лежит в вере в Бога , поэтому адресант призы вает к объединению все х лю дей в е диной вере. Функция средс тв диа логичности в данном случае состоит в побуждении адреса та к активному восприятию текс та и приглашении к совместному действию – объединению в молитве, в вере, в с лужении Богу.
Самым частотным средством внутренней диалогичности в церковно -ре лигиозны х посланиях являются формы со значением совместности. В церковно -религиозны х посланиях форма мы чаще всего употребляется в значении «мы с вами, все верующие». В церковно -религиозном дискурсе важную роль играет концепт е динения в вере. Религия выступае т в роли института, объединяю щего общество на основе религиозной идеологии. В связи с этим диа логичность являе тся необ хо димой составляющей жанра посла ния, а упо требление форм со значением совместного дейс твия становится – стра тегически важным приѐмом для реализации генеральной интенции – приобщения к Бо гу; например: «… решение э той ве ликой и святой за дачи нуждае тся в де яте льном участии всей Полно ты нашей Церкви - от Па триар ха до каждого б лагочестиво го ее члена» [13]; « …совместными трудами мы победим все расколы и разде ления и наве ки ос танемся братьями и сестрами во Хрис те Иисусе, ибо мы крещены в одной купе ли и призваны к е диному Божию Царству» [12].
В результате ко личественного анализа форм со значением совместности наибольшее их количес тво было выявлено в посланиях Па триар ха Алексия II: 47 единиц (в 1995-1996 гг.), 48 единиц (в 1996-1997; 2004-2005 и 2007-2008 гг.), 57 е диниц (в 2002-2003 гг.). В посланиях Па триар ха Кирилла количество употреблений данны х местоимений в среднем в полтора раза ниже, чем у Патриар ха Алексия II, и составляе т о т 16 до 28 е диниц 4.
Употребление форм со значением совместности позво ляет а дресанту сб лизиться с массовым адресатом, стереть границы монологической формы общения и пере йти в форму диалогическую. Семантическое окружение форм совместного дейс твия все гда подразумевает неко торое противопоставление : наши – не наши, мы – вы, мы – они (он) и др. Используя формы местоимений «мы», «наш» адресант объединяет себя с верующими, он – одно из чад матери-церкви, что, безусловно, нас траивает ау диторию на позитивны й ла д и позволяе т оказа ть положите льное эмоциональное воздейс твие.
Выше мы описали явление внутренней диа логичности и соотве тс твующую сис тему языковы х средс тв. Помимо внутренней диа логичнос ти, в церковно-ре лигиозном дискурсе большую роль играе т явление внешней диа логичности (интерте кс туальнос ти).
Текст пос лания, являясь частью це лостного церковно -религиозного дискурса, пребывает в языковом континууме предшествующих и после дующих текс тов. Дискурс как явление динамическое обусловливает пересечение различны х фрагментов дейс твите льнос ти и преды дущих текс тов и ситуаций [7].
В церковно-религиозном дис курсе употребление средств внешней диа логичности обусловлено характером диктумного содержания. Цита ты из Биб лии (1) или изречения отцов цер кви (2) и а ллю зии, о тсылающие адресата к событиям из Библии (3,4) ес ть абсолютно во все х изученны х пос ланиях; например: (1) «… не т в мире такой радости, какую дает лю дям Родившийся се годня, – ка к говорит Апос тол, «не виде л того глаз, не слыша ло у хо, и не приходило то на сер дце человеку, ч то приго товил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9)» [12]; (2) «Отец Церкви IV века преподобный Ефрем Сирин говорит: «Господь наш Иисус Христос явился нам из Отчих не др, пр ишел, извел нас из тьмы и озарил с лавным светом Своим... Возжжем же све тильники свои и выйдем в сретение Ему. Возвесе лимся о Нем, ка к Он возрадова лся о нас...» [26]; (3) « … пас ха льным восклицанием Церковь свиде тельствует о том событии все ленского значения , что произошло почти две тысячи ле т тому назад. Тогда ранним утром жены-мироносицы пришли к месту погребения своего Учите ля и увиде ли, ч то гроб пуст. Божественная сила Хрис та победила закон смерти. Он воскрес, свиде тельствуя всему человечеству, что смерть ― это не конец жизни, ч то смерть преодоле ваема силой Божией...» [22].
Церковно-религиозный дис курс по природе преце дентен: прецедентные имена и ситуации пронизывают структуру посланий: Рождес тво Хрис тово, Голгофа, Вифлиемская ночь и др – и отсы лаю т а дресата к ситуациям из Священного писания.
В цер ковно-религиозны х посланиях бла годаря средс твам внешней диа логичнос ти, или интер текс туальнос ти, уста навливае тся связь между те кстами прошлого и нас тояще го, подчѐркивае тся объективный характер рассуждений. Цитация позволяе т придать речи объективный, весомый характер и устранить «субъективизм». Таким образом, авторская позиция как бы скрыта под внешней беспристрастной подачей фактов, поско льку данные из Священного Писания рассматриваются верующими как объективные.
Описанные выше средс тва и приѐмы составляю т основу явления диалогичности в церковно -религиозном послании. К средс твам вну тренней диалогичности цер ковно -религиозны х посланий мы отнес ли обращения, вопросительные конструкции различного типа, перформативы, по будительные конс трукции, формы со значением совместности, а к сре дствам внешней диалогичнос ти – цита ты и аллюзии.
4 Анализ проводился на материале Рождественских посланий Патриарха (с 1993 по 2013 гг.)
На основе предпринятого анализа заключаем, что употребление различны х сре дс тв и приѐмов диа логичности, перечисленны х выше, являю тся обязате льными элементами языковой структуры посланий; а послания Па триар ха Але ксия II об ладаю т бо лее высоким уровнем диа логичности по сравнению с посланиями Патриар ха Кирилла.
Спис ок лите ратуры
1. Арутюнова А.Ю. Д иалогичнос ть текс та и ка тегория связности. Монография . РИА-КМ В: Пятигорск, 2009.– 176 с .
2. Арутюнова Н.Д. Диа логическая мода льнос ть и явление цитации / Н.Д. Арутюнова // Че ловеческий фактор в языке . Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992 - С. 17-23.
3. Ба хтин М.М. Проблемы поэтики Достоевс кого. М., 1979. – 318 с.
4. Дускаева Л.Р. Диалогическая природа га зетны х речевы х жанров. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. – 276 с.
5. Истомина Е. А. Современная православная проповедь: с тилистичес кая и прагматическая специфика. / афтореф. к.ф.н. – Ека теринбург, 2013. – 23 с.
6. Кожина М .Н. О диалогичности письменной научной речи. Пермь: ПГУ, 1986. – 91 с .
7. Кристе ва Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики/ Пер. с франц. – М.: "Российская политическая энциклопе дия" (РОССПЭН), 2004. – 656 с.
8. Оре хова Д.В. Соотношение понятий «диа логичность» и «интертекс туальность» // Вестник РУД Н. Серия:«Теория языка. Семиотика. Семантика», №3. – 2013. – с.22-27
9. Со ЫнЁн. Речевой жанр современного церковно -религиозного послания: Дис. … канд.филол. наук. – М.: 2000. – 188с .
10. Сусов И.П. Лингвис тическая прагматика. – Винница, 2009 – с .254
Ис точники языкового м ате риала
http://www.patriarchia.ru/inde x.ht ml - дата обращения 01.08.2014:
11. Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского и всея Руси Алексия II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (1993-1994 г.)
12. Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского и всея Руси Алексия II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2005-2006 г.)
13. Рождес твенс кое послание Патриар ха Московского и всея Руси Кирилла ар хипас тырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2013 -2014 г.)
14. Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси Кирилла ар хипас тырям, пас тырям, диа конам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2014 г.)
15. Рождес твенс кое послание Патриар ха Московского и всея Руси Кирилла ар хипас тырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2009 -2010 г.)
16. Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского и всея Руси Алексия II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (1998-1999 г.)
17. Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского и всея Руси Алексия II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2008-2009 г.)
18. Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси А лексия II ар хипас тырям, пас тырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2005 г.)
19. Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси Кирилла ар хипас тырям, пас тырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2012 г.)
20. Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси Кирилла ар хипас тырям, пас тырям, диа конам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2013 г.)
21. Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского и всея Руси Алексия II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2004-2005 г.)
22. Рождес твенс кое послание Патриар ха Московского и всея Руси Кирилла ар хипас тырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2011 -2012 г.)
23. Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси А лексия II ар хипас тырям, пас тырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2008 г.)
24. Пас ха льное послание Па триар ха Московс кого и всея Руси А лексия II ар хипас тырям, пас тырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2004 г.)
25. Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского и всея Руси Алексия II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2001-2002 г.)
26. Рождес твенс кое послание Па триар ха Московского и всея Руси Алексия II ар хипас тырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (1996-1997 г.)