12 марта 2016г.
Во все времена лю ди испы тыва ли, испы тываю т и буду т испы тыва ть о дни и те же чувства: удовле творенность, горе, любовь, грусть. На коплен большой эмоциональный опыт. В связи с этим психологи говорят об универсальности эмоций, сам список ко торы х о тражает общечеловеческий опыт осмысления психической деятельности человека.
Бла годаря исс ледованиям В.И. Ша ховс кого, Е.М. Во льф, В.Н. Те лия, мы имеем сейчас довольно полное представление о системе оценочны х значений, в том числе и о структуре оценки эмотив ной ле ксики.
Разработка лингвис тической концепции эмоций обусловлена общим вектором развития науки второй половины XXв: о т сис темно-структурной парадигмы знаний к парадигме антропоцентрической, от систематизации семантических э лементов язы ка, отражающих су бъективную сферу человека, к проблеме кате горизации эмоций в языке.
Лингвис тическому анализу подвергаю тся различные аспе кты языковой репрезентации эмоций. Наибо лее де тально изученной являе тся семантика с лова, исс ледуемая в психолингвис тическом ключе (В.И. Ша ховс кий), в функциональном направлении (Л .Г. Бабенко), посредством сведения к прототипу (Ю.Д . Апресян, 1995, т.2) и т.д.
Сущес твует логика отношений между типовой ситуацией и эмоцией, и э то соотношение де лае т та кую ситуацию ка тегориа льной. Например, несправедливость вызывае т гнев, пре дате льс тво может вы зва ть ярость и т.д., - пише т Ша ховс кий.
По мнению этого автора, эмоции представляю т собой разновидность человеческих страстей, которые отражаются на все х уровнях языка , поэтому и лексика, и фонетика , и грам матика языка пронизаны эмоциональными обертонами [5, с.9].
В работе другого исс ледова те ля, Д .А. Романова, рассматриваютс я проблемы способности человеческого сознания к объединению час тны х вариантов названий эмоциональны х сос тояний. Разнообразные лексически е средства , обозначающие в русском языке эмоции, систематизируются им на основе 20 фундаментальны х эмоциональных модальнос тей (список приво дим ниже ).
Д.А. Романов считает, ч то необхо димо учитывать качественную (по факторным признакам – составляю щим) близость эмоциональны х модальностей: счастье и радость – удовольствие , интерес и удивление и т.п. Говорит о том, что важно выяснить, ка к дискре тные сущности, эмоциональные модальнос ти на своей периферии могут пересекаться друг с другом. Он приво дит такой пример: эмоции стыд и с тыдливость на хо дятся в ряду с ты д – зас тенчивос ть, с теснение , робость, с теснительность, с тыдливос ть [3].
Автор ста тьи изучение данны х имен в лингвис тике делит на два этапа : 1) опреде ление о тношений между названиями эмоций разны х модальностей (классификация с лов – на званий фундамента льны х эмоций); 2) определение отношений между названиями эмоций одной модальности (группировка слов -синонимов к названиям фундамента льны х эмоций).
В с татье Д .А. Романова представлены с ледующие группы названия эмоци й в русском языке: 1.Удивление, изумление, раздражение. 2. Интерес, заинтересованность. 3. Решите льность, твердос ть 4.Любовь, влюбленнос ть, страсть, увлечение. 5.Тревога, беспокойс тво, волнение, смятение. 6.Стра х, ужас, боязнь, трепе т, жу ть. 7 -8. Горе – страдание , мука, горесть, замучаться, горечь, мучать, мучаться, замученность. 9-10. Сты д-зас тенчивос ть, стеснение, робость, стесните льность, сты дливос ть 11. Вина, гре х. 12-13. Презрение-пренебрежение, игнорирование третирование. 14-15. Гнев-ярость, раздражение, бешенс тво. 16-17. Отвращение -омерзение, гадливос ть. 18. Счастье , удача, б лаженс тво. 19 -20. Ра дость -удовольствие, о трада, нас лаждение, ликование, блаженство [3; с.99].
В данной с хеме автор подчеркивает назва ния эмоций и синонимы этих эмоций (спаренные слова), и оставляе т не по дчеркнутыми названия чувс тв.
В своем исследовании ученый пришел к выво ду, что эмоция закономерно может называться по -разному, имея при этом базовый вид – основную модальнос ть (то, что по дчеркнуто). Данная особенность каждой эмоции зафиксирована сознанием носите лей язы ка, ч то проявляетс я в процедуре эмоциональной идентификации [3; с .99].
Названия базовы х эмоций у Д.А. Романова и психологов не совпа дают: например, психологи о тносят печаль к базовым эмоциям, а в статье Романова такой эмоции нет, потому что данные психо логов и психолингвис тов могу т не совпа да ть.
Рассматривая лексику, называющую эмоции, в тексте «Дневника на клочка х» Ф.Г. Раневской, мы подробнее остановились на о дной из базовы х эмоций – удивление.
Эмоция удивления
Удивление - состояние , вызванное сильным впечатлением от чего - либо поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью. Удивле ние — эмоциональная реакция человека на объект внешне го мира или ситуацию, для ко торы х присущи: а ) необычность; б) неожиданность. Основные эмоциональные опреде ления, характеризующие состояние у дивления, — удивлѐнны й, изумлѐнный, поражѐнный [4].
В дневнике Ф.Раневс кой было выявлено 3 лексических е диницы , связанны х с обозначением данной эмоции. Количество употреблений в текс те ле ксем данной подгруппы – 3. В эту группу входят с ледующие с лова: удивление (1 уп.), удивлена (1 уп.) и обомлеть (1 уп.).
Словосочетания: с удивлением смотрю; я была удивлена; впервые обомлела. Удивление, у дивлена:
«Я с удивлением смотрю на С.М.» [2; с .53]; «Я бы ла у дивлена» [2; с. 64].
В с ловарях данные ле ксемы имеют с ледующие то лкования:
Удивление - сос тояние, вызванное сильным впеча тлением от чего -либо необычного, неожиданного, странного, непонятного; изумление [7].
Н.В. Дорофеева в диссерта ции «Удивление как эмо циональный концепт» пише т, ч то данная эмоция связана со сле дующими понятиями:
а) различными видами с транности, варьируемой по характеру и с тепени несоотве тс твия нормативным представлениям о мире и пове дении лю дей;
б) непонятнос тью, выражающейс я в когнитивном диссонансе и неспособности а дмирата (субъекта удивления) к осмыслению и вербализации а дмиранта (объекта удивления);
в) неожиданностью, воспринимаемой адмиратом как нарушение естественно го хода вещей и стремительное изменение динамики собы тий [1].
Дорофеева пишет, что русскому языковому сознанию присуща более высокая степень номинативной дробности дено та тивной сферы неожиданнос ти, проявляющаяся в вербализации такого еѐ аспекта, как нарушение причинно-следс твенны х связей, а та кже в на личии больше го количес тво предика тов ожидания, что, в свою очередь, указывае т на особую чувствите льнос ть языковой личности к обманутому вероятностному прогнозу [1].
Обомлеть:
«Впервые в кино. Обомлела …» [2; с.17].
Обомлеть - 1. Ослабе ть до по тери чувств, расслабну ть.2. То же, ч то затечь в 3 знач. (простореч.).3.Оцепене ть, о торопеть о т изумления, о т какого -н. сильного впечатления [7].
В с ловаре синонимов: « Обомлеть - испугаться, у дивляться» [6].
Эмоция удивления была выражена – существите льными – 1 ед.; глаголами – 1 единица; краткими причастиями – 1 ед.
Не смотря на то, ч то само название эмоции – базовое, в те ксте «Дневника на клочка х» э то с лово встречается редко. Ис хо дя из данны х с ловарей и вышесказанного, судя по о тносите льно небольшому употреблению названий этой эмоции, можно сказать, что Ф.Г. Раневская бы ла человеком, которого было трудно удивить. Это, конечно, связано с тем, что она много знала, анализировала, думала, много общалась с лю дьми, и хо ть и бы ла на турой впечатлите льной, но удивлялась в своей жизни мало чему, хо тя запрос то могла у дивить кого-то сама.
Спис ок лите ратуры :
1) Дорофеева Н.В. Удивление как эмоциональный концепт. – Автореф… канд. филол. н. – Во лгогра д, 2002
2) Раневская Ф.Г. Дневник на клочка х. - СПб: Пе трополь, 2002
3) Романов Д.А. Психо лингвис тическое обоснование эмоциональной иде нтификации // Вопросы языкознания. – 2005. №1. С. 97-102
4) Рубинштейн С.Л. Основы общей психо логии. – СПб.: Питер, 2001
5) Ша ховский В.И. Лингвис тика эмоций // Филоло гические науки. – 2007. №5. - С. 3-9
6) Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка . – М.: Русс.яз. – Ме диа, 2007
7) Словарь современного русского литера турного языка в 17 -ти тома х, М.-Л., 1948-1965 (БА С).