Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ В ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ 1990-х гг.)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

В 1990-е годы в русском языке, также как и в политической жизни России произошли существенные изменения. Всеобщее стремление к демократизации привело к обновлению не только в различных сферах жизни, деятельности человека, но и в русском языке. Менялись нормы, правила, особенности использования языка. Тексты статей, посвящённых политическим событиям 1990-х, являются ярким примером использования нового русского языка, т.к. в подобных текстах актуальные события иллюстрировались максимально актуальным языком. Существенное место в лексике рассматриваемого периода заняли жаргонизмы, став одной из характерных черт языка газетной публицистики. Исследователь Н.И. Клушина пишет: «Отмена цензуры (внешней и внутренней), провозглашение свободы слова, снятие идеологических фильтров, децентрализация информации (открытие многих ранее закрытых источников - военный бюджет, жизнь армии и пр.) привели к качественному изменению облика современной прессы» [Клушина 2003, 94].

Изучением жаргонизмов, а также особенностей их существования в языке газетной публицистики занимались многие исследователи [Волкова 1995; Грачёв 1999, 2003;

Ермакова 1991; Клушина 2003; Костомаров 1999; Сурикова 2004; Овсиенко 2002]. Использование жаргонизмов в газетных текстах политических статей 1990-х гг. представляет собой языковой феномен, определивший развитие, характер языка того времени.

Актуальность избранной темы заключается в том, что она до настоящего времени всё ещё не стала предметом комплексного анализа.

Цель статьи - рассмотреть особенности использования жаргонизмов в газетных текстах, посвящённых политическим событиям 1990-х гг.

В данной работе автором сделана попытка рассмотреть особенности использования жаргонизмов в газетной публицистике 1990-х гг., влияние жаргонизмов на стиль языка газеты. Основное внимание в статье акцентировано на том, с какой целью используется жаргон в текстах политических статей, а так же на классификации исследованных лексических единиц.

В соответствии с заданной целью автором предпринята попытка сделать обзор жаргонизмов, дав им краткую характеристику.

Предметом исследования стал анализ жаргонной лексики и словосочетаний, использовавшихся в текстах статей.

Материалом исследования стали тексты газет «Правда», «Известия», «Московский Комсомолец», «Независимая газета», «Завтра». Выбор печатных изданий обусловлен тем, что они отражали различные политические настроения, существовавшие в постсоветской России: в текстах газет «Известия», «Московский Комсомолец», «Независимая газета» иллюстрировалось положительное или индифферентное отношение к новой, демократической власти, в текстах газет «Правда», «Завтра» создавался негативный образ власти. Автором статьи предпринята попытка отметить особенности использования жаргонной лексики в текстах максимально различных по своей идеологической направленности печатных изданиях.

Исследование проводилось с привлечением словаря-справочника лингвистических терминов Д. Э. Розенталя.

Использование сопоставительного метода, метода комплексного анализа, лингвокультурологического подхода позволило автору объединить проанализированную жаргонную лексику в следующие группы слов и словосочетаний: воровской жаргон, молодёжный жаргон, политический или управленческий жаргон.

Проведённый анализ текстов показал, что задача жаргонной лексики на страницах отечественной прессы, иллюстрирующей политические события 1990-х гг, была в том, чтобы описывать новые явления в жизни российского общества с помощью нового языка. Жаргонная лексика стала одной из важнейших составляющих языка газеты, она стала появляться не только в бытовой, устной речи, но и в обновленном лексическом составе языка печатных СМИ. Данная лексика оказала большое влияние на стиль газетных статей, приближая его к разговорному, бытовому стилю. Этот факт отмечал В.Г. Костомаров, исследователь писал о том, что размытость границ между различными сферами коммуникации, повлекшая за собой включение в язык газеты различного рода и степени приличия разговорной лексики, привела к разрушению стилистической последовательности: «Особенно раскрепощёнными стали полемические тексты в области политики, межпартийной борьбы, дискуссий власти» [Костомаров 44, 1999]. Всеобъемлющая демократизация жизни общества, его языка привела к тому, что жаргон вышел за рамки закрытых социальных групп, в которых он использовался прежде, став общеупотребительной лексикой. Особенно ярко жаргонная лексика проявлялась в текстах статей, посвящённых политики государства, т.к. возможность обсуждения данной темы с помощью нового языка, появилось только благодаря новому обществу, новой власти.

Использование жаргонизмов при описании различных политических событий внутри страны создавало патетически-насмешливое к ним отношение. Присутствие жаргонной лексики приводило к снижению эстетических, этических характеристик текста. Жаргонизмы в политических статьях были призваны создавать определённый образ власти. Власть на страницах газет представлялась свободной, народной, лишённой предрассудков и одновременно склонной к нечестным поступкам, обманным речам. В текстах печатных СМИ 1990-х годов присутствует воровской жаргон «…России денег отстегнули…» [Московский комсомолец 6.04.93], «…уже дерут за всё…» [Правда 2.06.93]; молодёжный жаргон «…тусовка президента...» [Правда 1.06.93], «туфта об отдельных  квартирах» [Правда 2.06.93];  политический или управленческий жаргон «политическая текучка» [Независимая газета 22.05.93], «утечка кадров» [Известия 20.05.95], «номенклатурная единица верховного совета» [Московский комсомолец 2.04.93],  «Мандат  на  чистку»,  «…  «сбросить»  Куликова  с  ключевого  поста…», «…пересадить его… в кресло первого вице-премьера» [Завтра 28.12.96].

 Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что присутствие жаргонной лексики в политических статьях 1990-х гг., способствовало созданию яркого образа современной политической жизни страны. Использование жаргона было призвано вызвать у читателя определенные эмоции, акцентировать его внимание на собственном отношении к описываемой политической ситуации, информативность же текстов с использованием жаргона отходила на второй план. Жаргонная лексика, а именно воровской, молодёжный, политический и управленческий жаргон, в различных по своей идеологической составляющей изданиях, использовалась с одинаковой целью – создать у читателя определённый образ о новой политической ситуации в стране. Данная лексика оказала существенное влияние на стиль газетных статей, т.к. внесла в него изменения, способствующие эволюции языковой нормы.

Список литературы

 

 

1.                  Волкова Н. А. Современный молодежный жаргон как лингвоэкологичеекая проблема // Речь города: Тезисы докладов Всероссийской межвузовской научной конференции. Омск, 1995. -Ч. 1.-С. 43-52.

2.                  Грачев М. А. Способы словопроизводства в современном молодежном жаргоне //Горьк. гос. пед. иностр. яз. им. Н. А. Добролюбова. Горький, 1999. - 10 с.

3.                  Грачев М. А. Жаргонизация русской речи: размывание нормы и трансформация сознания современного человека // Inter-cultural-net/-Владимир, 2003. Вып. 2. - С. 10-11.

4.                  Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались: толковый словарь русского общего жаргона. М.: Азбуковник, 1999. - 320 с.

5.                  Клушина Н.И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ // Журналистика            и                культура            русской    речи.     Слово     в     семасиологическом, прагматическом, социокультурном аспектах: междунар. конф., Москва, 17-18 апреля 2003 года. М., 2003.

6.                  Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М.,1999. 

7.                  Лю Цзе Использование жаргонизмов в заголовках российских газетных статей Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 2006.

8.                  Сурикова Т.И. Этические проблемы языка массовых коммуникаций: молодёжные СМИ, политическая и потребительская реклама // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2004. №1 С.86

9.                  Овсиенко Ю.Г. Ненормативная лексика и язык современных СМИ // Социальные варианты зыка: материалы междунар. науч. конф., Нижний Новгород, 25-26 апреля 2002 года. Н. Новгород, 2002.

10.              Розенталя Д. Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды М., 1980.

11.              Розенталь Д.Э. Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976.