Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТАХ ЖАНРА АНТИУТОПИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Произведения, написанные в жанре антиутопии, занимаю т особое место в литера туре ХХ века. Они являю тся своего  рода сигналом, предупрежде нием  о  возможном    скором  закате цивилизации.  Существует обширная литература об этом жанре, в рамках ко торой представлено и рассмотрение теории вопроса (Е. Шац кий, М. Шадурский, Э. Бата лов, Б. Ланин и др.), и а нализ конкре тны х а нтиутопических  текс тов, в первую очередь, классических образцов этого жанра : романо в Е. Замятина(С.С. Романов, З.И. Пле х, Л .Ло и др.), Дж. Оруэлла (Э. Фромм, А. Бартов, М.В. Окс и др.), О. Хакс ли (М. Гнедовс кий, В. Рабинович, И. В. Головачева и др.), Р. Бре дбери (В. Скурла тов, Я. Засурский и др.) [4]. Одна ко, в отечественном литера туроведении жанр антиу топии иссле дован недоста точно.

Антиутопия – уника льное явление в литературе, что обуслов лено неско лькими факторами:

1)         спецификой самого жанра, который находится на сты ке нескольких наук (литературы, философии, социологии);

2)         разнообразием мнений, которые существуют в о тношении данно го жанра [5].

Приведем пример того, как социологи, пы таясь смоделирова ть различные варианты развития общества посредством ху дожестве нны х произведений, опреде ляю т антиу топию: э то « ху дожественное произведение (не обязательно литературное), в ко тором представлена ценностно - и эмоционально-неприемлемая для автора и читате ля социальная модель, номинально несущая гуманистические функции предупреждения нега тивны х вариантов развития общества в будущем или на основе альтернативны х социально -политических, экономических и культур-философских концепций» [6].

Следуе т отметить, что сам термин «антиутопия» впервые осознанно употребил Джон Стюарт Милль в своей парламентской речи 1868 го да, обозначая негативные моменты в общественно -социальном развитии. Как обозначение литера турного жанра термин появился в антологии Г.Негли и М. Па трика « В поиска х у топии» [7].

По мнению Б.А. Ланина, антиутопия «очень редко становится популярным произведением, книгой для все х (Замятин, Оруэлл и Хаксли - лишь редкие ис ключения). Антиу топия — книга для инте лле ктуалов, ценная для чита те ля прежде все го тем, ч то она выражае т «коллективное бессознательное» (в понимании Юнга, позже – Лакана) инте ллектуалов. Она концентрирует и выплескивает наружу стра хи интеллектуалов — современны х потомков библейских пророков и античны х пре дсказа теле й. Потомков с лабы х, ибо живущих   в настоящем, фатально зависимом от насилия. Само же насилие исчезае т в ис торической перспективе, ка к исчез воин, убивший Архимеда в момент решения очередной теоремы» [8]. Иссле дова тель вы делил с ледующие отличительные признаки жа нра антиу топии:

1.      Антиутопическое произведение спорит либо с утопией, либо с утопическим замыслом. Это не значит, что спор иде т с конкретной у топией или автором. Хотя антиу топия все гда с тарается облечь свои аргументы в занимательную форму.

2.              Псевдокарнавал   является   структурным   стержнем   антиу топии.   Псевдокарнавал   –   порождение тоталитарной эпо хи, основой ко торого являе тся абсолю тный с тра х. Абсолютны й и безусловный, с тра х создает особую атмосферу, так назы ваемый «антиутопический мир».

3.    Э лементы карнава ла. Они проявляю тся в пространс твенной модели (ограниченные территории площади, города, страны) и в театрализации дейс твия. Проис хо дящее предс тавляе т собой модель возможного развития событий, розыгрыш, на что указы вают сам автор или повес твова тель посредством акцентирования внимания на инсценировании сюже тны х ко ллизий или ситуаций.

4.             Эксцентричность   героя   антиутопии,   ко торая   обусловлена   законами   аттракциона.   Аттракцион

«оказывается эффективным как средс тво сюжетос ложения именно потому, что в силу экстремальности создаваемой ситуации заставляе т раскрываться характеры на пределе своих ду ховны х возможностей, в самых потаенны х человеческих глубина х, о которы х сами герои могли даже и не по дозревать» [3].

5.     Жизнь антиу топических героев четко ритуализирована. В обществе, в ко тором главенс тву ет ритуа л, не

может быть хаотичного движения личности. Именно личность, о тказы вающаяся от своей роли в общественном ритуале, и образует сюже тный конфликт.

6.       Особое внимание антиу топия уде ляе т чувстве нности и скабрезности. В утопии регламентированы все

стороны жизни человека. В утопии общество целомудренно. В антиу топии оно, наоборот, развращено до целомудренности, ве дь именно о тказ героя участвова ть в э том разврате становится показа те лем целомудренности персонажа, появляе тся ес тес твенное же лание спрята ть свою интимность о т посторонних.

7.       А лле горичность. Ка к и в баснях, животные олице творяю т в антиутопии те или иные человеческие качества, доброде тели и пороки, имея, о днако, дополните льную специфическую на грузку.

8.         Утопию и антиутопию не льзя не сравнива ть. Например, именно  от утопии антиутопия переняла некоторые ста тичные, описа тельные элементы . Один из распространенны х с труктурны х приемов – опровержение утопии новой у топией и, сле дова тельно, переход произведения в жа нр антиутопии («матрешечная композиция») .

9.            Антиу топия и научная фантас тика. Мир, описываемый в антиу топии, более узнаваемый и предсказуемый. Напротив, научная фантастика , прежде всего, ориентирована на поиск ины х миров, новой жизни, моделирование иной реальности. Фантас тика присутствует в антиутопии в виде приема, однако антиутопия расхо дится в моделировании ху дожественной реальнос ти с научной фантастикой как жанром.

10.        Фантас тические по своей природе трансформации временных структур (отнесение дейс твия в иное время; путешествие героя во врем ени и пр.).

11.             Ограниченность пространс тва антиу топии (интимное пространство героя (комната, квар тира), невозможное в утопическом государстве; на дличнос тное, реальное пространство (город, государство ), которое принадле жит влас ти, но не личности).

12.       Вну тренней а тмосферой антиутопии является с тра х. При то талитарном режиме влас ть обретала права на устрашение. Стра х де лает лю дей пассивными, послушными. Личнос ть, перес тавшая бояться, с тановится причиной зарождения конфликта антиутопии [2].

А.В. Григоровская в своей диссер тации предс тавила классификацию концепций жанра антиу топии в литературоведении, в основу которой принцип дихотомии «утопия – антиутопия». Вы деляе тся семь основных концепций:

1)          антиу топия ка к реализованная у топия (А.Мортон, В. Рабинович, Г. Флоровский, И.Франк и др.),

2)          диа лог утопии и антиу топии (Т. Карака н, О. Пе трова, Е.Шацкий, А.Свенто ховский и др.),

3)          антиу топия ка к пародия на у топию, «антижанр» (Э.Ба та лов, Б.Ланин, Г. Морсон, В.Шес таков и др.),

4)          антиу топия ка к жанр научной и социальной фантас тики  (А.  Бритиков,  Л. Геллер и М.  Нике, Ю.Кагар лицкий и др.),

5)          антиу топия ка к ис торический э тап развития утопии(А.Ануфриев, О.Лазаренко, Т.Черныше ва и др.),

6)          антиу топия   ка к   «тре тичныйжанр»,   «метажанр» и   т.п.     (Н.Ковтун,     Е.Козьмина,    О.Павлова, А.Тимофеева идр.),

7)          антиу топия ка к жанровая разновидность у топии (О. Барановская, Н.Комлева , В.Черкес и др.) [1].

Основной за дачей антиутопии с тановится а ктивное включение чита теля в размышление о расплате простого обывателя за всеобщее счастье. В после дние годы интерес к жанру антиутопии то лько возрастает: это не только создание новы х научны х трудов и большого количес тва литера турны х произве дений, но и активная экранизация пос ледних. Попытка   пре двиде ть  современную    нам  дейс твите льнос ть  свойс твенна  многим антиу топическим произведениям первой половины ХХ ве ка. Любая антиутопия имеет прогнос тический потенциа л вне зависимости о т ее эс те тических и философских качеств, что обусловливае т читате льский и исследова те льский интерес к э тому жанру.

 

Спис ок лите ратуры

1.           Григоровская А.В. Пространс твенно-временная организация и мотивная с труктура в антиу топии 2000 -х годов («ЖД» Д.Бы кова и «Метро 2033» Д.Глу ховс кого). Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Тюмень, 2012.- 24 с .

2.           Ланин Б.А. Анатомия литера турной антиутопии//Общес твенные науки и со временность. М., 1993.  № 5. С. 154-163.

3.           Липков А.И. Проблемы ху дожестве нного воздейс твия: принцип а ттракциона. М .,1990, с . 200.

4.           Селиванова Е.Ю. Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца XX – начала XXI вв. Автореф. дисс. кандид. филол. наук. – Казань, 2013. – 21 с.

5.           Смирнов     А.Ю.     Литера турная   антиутопия:   проблемы     генезиса//Веснік     Бе ларускага   дзяржаўнага універсітэта . Серыя 4, Філа логія. Журналіс тыка . Педа гогіка. - 2009. № 1. C. 39-43.

6.           Тузовский, И. Д. Све тлое за втра? Антиу топия футурологии и футурология антиутопий / И. Д . Тузовский; Челяб . гос. ака д. культуры иискусс тв. – Че лябинс к, 2009. – 312 с.

7.           Шишкина С.Г. К вопросу об особенностях литера турны х  жанров социа льной прогностики: утопия – антиу топия – научная фантастика. Век XXI// Вестник гуманитарного факульте та Ивановс кого государственного химико-те хноло гического университета . Выпуск 5. – Иваново, 2012. С. 23-30.

8.           http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/coe21/publish/no17_ses/18lan  in.pdf