Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГРОТЕСК В САТИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ М.А. БУЛГАКОВА 1920-Х – 1930-Х ГГ.

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
12 марта 2016г.

Творческое наследие М. А. Булга кова – явление уника льное в русском реалистическом искусстве ХХ века. Суть ху дожественного мышления и формирующегося на его основе образа мира состоит у этого писа те ля в особом – диалогическом – способе выражения ху дожественной истины : он лежит в основе законов моделирования эсте тической реа льности произведе ний и ха рактера авторской оценочности. М. А. Булга ков не просто отбирал явления и факты, свиде тельс твующие об отклонении современной жизни от нормы, на что обратили внимание многие исс ледова те ли [1; 2; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11], но он показа л само это отклонение о т нормы как норму. Именно эта алогичная реа льность, до хо дящая до гро тесковы х форм, на ходилась в центре внимания автора, к ее изображению он имел особое тяготение на про тяжении всего творческого пути.

Начиная еще с фелье тонов и рассказов, М. А. Булга ков про явил интерес к исс ле дованию реальной дейс твительности, к актуальным проблемам современной ему жизни. Молодой автор, вы хва тывая из жизни факты, дос товерно изображал самую их суть. Уже в ранних произве дениях М. А. Булгакова основными темами становятся бюрократизация общества , «деноминация» и несвобода личности, бе дность, невежес тво, омассовение культуры и т.д. В них уже заметно стремление писа теля увидеть типическое в «странном» и абсурдном, предложить чита телю с вой обобщенный образ новой реальности, извлечь ее сущность, ценность и смысл. И в этом художнику во многом помогает гротеск, ко торый с самого начала творчества М. А. Булгакова явился излюбле нным способом художественного обобщения. Гротескные формы в произведениях разного жанра проявляю тся на разных уровнях текс та : в композиции, в пространственно -временной организации, образной системе, в языке и т.д., одна ко их использование в малы х жанра х чаще имело «местный», лока льный характер. Гротеск в фелье тона х  и рассказа х  писа те ля включа лся в реалис тическое повествование и усилива л  значение абсурдны х противоречий и несоотве тс твий новой действительнос ти.

Практически о дновременно с фельетонами и рассказами писа тель обращается к жанру са тирической повести, в ко торы х воссозданный художником мир в целом несет на себе родовые признаки общей авторской установки на «остранение». От изображения конкретны х  фактов дейс твите льности писа те ль пере ходит к глубокому социальному анализу, к иссле дованию «всеобъемлющей внешней и вну тренней ситуации «слома», проживание которой формирует особый содержательный и эмоциональный ста тус душевной жизни личности» [10, с . 229]. Гротеск в повес тях М. А. Булгакова уже органически вхо дит в повес твование и выпо лняе т ве дущие функции – с труктурообразующую и сюжетообразующую. В повес ти «Дьяволиа да», «Ро ковые яйца», «Собачье сердце» гротеск позво ляе т автору созда ть ус ловный образ современной жизни и предс казать трагический конец все х социальны х э кспериментов на д обществом, основанны х на насилии. Таким образом, гротеск выпо лняе т в произведениях и прогностическую функцию. Яркие гро тескные типы , созданные М. А. Булгаковым, являю тся ху дожес твенным воплощением абсурдности проис хо дящих процессов и нравс твенной уродливос ти общес тва. Так, в перевернутом мире «Дьяволиады» с самого начала все нелепо и смешно: се рные спички не горят, вино похоже на чернила. В замершем обществе существуют не лю ди, а фантомы; никто ни за ч то не о твечает, лю дей заменяют фамилии, написанные на бумаге (Субботникова заменяе т Сенат, Иванова – Смирнов). Мир призраков- начальников; кассир, клянущийся в искренности не на Биб лии, а на убитой курице; босая на одну ногу регистраторша – все вместе они создают гротескны й образ неестественной бюрократической массы, лишенной и лишающей любого челове ка личностного начала. « Фантас тика, врастающая в бы т», по выражению Е. Замятина, становится о дним из излюб ленны х приемов писа теля.

В повести «Роковые яйца» раскрывается тема научного гения и ответственности ученого за свои открытия, а шире – тема ответственности за те эксперименты, которые совершаются в стране. Гротескный мир повести пародийно фокусирует сквозь призму научного открытия революционные события в стране. Поэтому и проблематика этого произве дения гораздо шире, чем «Дьяволиады». Гротеск в «Роковы х яйца х» проявляется как фантастическое предположение , условие , ис ходна я установка дейс твия. Л . Б. Менглинова считает, ч то в данной повести М. А. Булга ков создае т новый с труктурный тип гротеска -предпо ложения – «первую утопию в советской прозе, в которую автор ввел памфлетно-пародийное начало» [5, с. 73]. На наш взгляд, для повести «Роковые яйца» все же более характерны жанровые признаки антиутопии: сатирический пафос, конфликт человека и системы, подчеркну тая связь с реальностью , вс крытие противоречий жизни, освобождение от ложны х мифов.

Гротеск в повес тях М. А. Булга кова являе тся сре дством сатирического  заос трения и разоблачения негативны х с торон социума, но вместе с тем его границы выхо дят за пределы комического, так ка к он становится и средством выявления тра гического. Так, например, композицию повести «Р оковые яйца» условно можно разделить на три основные части: пре дсказание тра гических событий, развитие трагических собы тий и неожиданное ус транение их после дствий. При трагическом развитии дейс твия писа тель испо льзует ироническую стилистику с целью усиления трагичного эффекта, и в то же время создания  ощущения  абсурдности происхо дящего, когда ужасное, страшное перес тает быть таковым.

Са тирические повес ти «Дьяволиада», «Ро ковые яйца», « Собачье сердце» основаны на приеме фантастическо го допущения, но гротескные формы у М. А. Булгакова создаю тся не то лько на фантастической основе. Наряду с фантас тическим гротеском писате ль создае т такие образы и ситуации, ко торые позволяют их соотнести с реальной дейс твите льностью . Художник на ходит  в самой жизни а логичные явления, разнородные факты и, синтезируя их, создает выразите льные формы реалистического гротеска, ко торые  зеркально отражают гротеск фантастичес кий. Принцип «зерка льного» письма позволил ху дожнику в са тирических повес тях показа ть скрытые общественные про тиворечия.

Как и в «Ро ковы х яйца х», гро теск в « Собачьем сердце» определяе т структуру произведения и проявляется в форме фантастического предположения, условия дейс твия. Так, первая глава повес ти, выполняю щая функцию завязки, начинаетс я монологом бездомного пса о его трагичном положении. Собаке автор приписывает мысли, человеческие чувства доброты, сопереживания, с праведливос ти. Конечно, М. А. Булга ков не был новатором, применяя гротескный прием очеловечивания живо тного: живо тные мыслили, говорили, бы ли расска зч иками в произведениях многих отечественны х и зарубежны х авторов (Э. Т. А. Гофмана, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Лес кова, А. Куприна, И. Бунина, А. Че хова и др.). М. А. Булгаков включает своего героя в социальную жизнь и аналитически пока зывае т ее глазами умного пса. Трансформация животного в человека, несомненно, является гротескно-фантас тической, одна ко мотивирована она реалистически. Для создания эффекта достоверности проис хо дяще го писатель рисует фантастический эксперимент Преображенского как вполне реальное событие (подготовка, хо д операции, дне вниковые записи доктора Борменталя). Но само превращение Шарика в Шарикова – гротес кно-фантас тическая метаморфоза. Самым невероятным оказывается то, как естественно новый организм вписывае тся в нову ю государственную систему. Комизм и одновременно трагизм абсурдной ситуации основывается на контрасте нравственного уродства пса -человека, унасле довавше го самые отвратите льные черты от с воего «отца» – пьяницы и безде льника Клима Чугункина, и его высоким со циа льным ста тусом.

В процессе создания условны х форм автор использует та кие специфические приемы, как окарикатуривание персонажей, га ллюцинации, сны героя, придумывание и срывание «масок», «нанизывание» разнородны х характерис тик, контрас т, сочетание бытово го и бы тийного и др. Автор развивае т мотивы омертвения жизни, апока липтичности бытия, двойничества, ду ховной дегра дации че ловека и общества и др.

М. А. Булгакову важно было показа ть еще и ду ховный разлад личности в условиях социальны х «сломов». Помимо этого, уже в сатирических  повестях М. А. Булгакова проявились такие черты модернис тско го мироощущения, как осознание человеком апокалиптичнос ти бытия, приорите т творящего нача ла, субъективация повествования и др., что и нашло свое отражение и в создании условны х форм.

Роман «Мастер  и Маргарита» с виде те льс твует о  качес твенном развитии гротес кного принципа преображения действите льнос ти, избранного писа телем в раннем творчестве. Гротеск в романе приобрел теперь многомерность, которая проявилась на все х уровнях текста и способствовала созданию странного абсурдного мира в произведении. Многоуровневая с труктура пространства, смещение и наложение временны х планов, фантастические и гротескные  образы и ситуации – все это позволило художнику выйти за рамки современности и говорить о нравственны х ценнос тях в контекс те вечности.

А. Вулис , первый рецензент «Мастера и Маргариты», опреде лил жанр романа как мениппею, поско льку в нем причудливо переплелись са тирическая буффонада с фантастической линией Воланда, о трица тельные персонажи и рассказ о любви мастера и Маргариты, «заземленные» описания с картинами необычайной красоты, «вечные»  образы  –  с  фельетонными  фигурами  [2,  с .  127].  В.  Лакшин,  отметив  свободное  сое динение

несоединимого: ис тории и фелье тона, лирики и мифа, быта и фантас тики, указа л на терминологическую недоста точность и неясность понятия «мениппея» в отношении к роману М. А. Булгакова [3, с. 214 -264]. Л . И. Скорино отметила гого левские традиции в применении М. А. Булгаковым гротеска и иронии как своеобразной оболочки для философских раздумий, в способе соединения фантас тического и реального миров. Особенностью фантастики в романе, по мнению исследовате ля, являе тся непреста нное переплетение реального, обыденно - прозаического с иррациональным, потусторонним [9, с. 26-27]. И. Виногра дов высказыва л мысль, что вве дение фантастических образов оправдано ситуацией испы тания нравственного по тенциала героев романа [1, с. 43 -76].

Проблема гротеска М. А. Булга кова снова заняла видное место в 1990 -е го ды. Так, Л. Б. Менглинова в своих работа х проводит мысль о том, что гротеск – главный принцип ху дожественного обобщения в романе М. А. Булгакова. Гене тически гротеск в романе восхо дит, по мнению иссле дова теля, к романтической гротескной структуре [5, с. 49-79]. В. В. Новиков, ссы лаясь на В. Ла кшина , писа л о сис теме волшебны х зеркал ка к способе отражения, опреде ляющем композиционную структуру романа. По мнению В. В. Новикова , писате ль, изображая современность, использовал гротеск, юмор, сатиру; фантастику и гротеск как способы заострен ия и рельефного выражении   своих  идейны х  устремлений;   с   помощью   гротеска   и   фантас тики   автор   созда л  «новый ху дожес твенный мир – субъективный, фантас тически -гротес кный» [7, с. 200]. Исс ледова те ль отметил, что с помощью гротеска и фантастики М.А. Булга кову удалось «возвес ти персонажи на высшую ступень типизации, создать ху дожественные  типы  –  ярко  индивидуализированные  (Понтий  Пилат)  и  философски  значимые (Во ланд)» [7, с. 201].

Двуплановость гротеска М. А. Булгакова, характерная для ранних  произве дений, пере хо ди т в романе «Мастер и Маргарита» в многоплановос ть. Гротес кные формы в данном произведении амбивалентны; он имеют целый «комплекс» смыслов, которые можно интерпретировать в разны х плана х: философском, историческом, социальном, нравственном.

Гротеск пронизывает все ткани произве дения, опреде ляе т полижа нровую структуру «Мастера и Маргариты», в ко торой переплелись элементы психо логического, са тирического и нравс твенно -философского, социально-ис торического и фантас тического романов.

Несомненно, М. А. Булгаков опирался на ху дожественный опыт русских и зарубежны х авторов. Так, писате ль активно использова л приемы романтического гротеска Н. В. Гоголя и Э. Т. А. Гофмана (взаимопроникновение реального и потус тороннего, включение инфернальны х образов в основной хо д де йствия, прием пространственно-временных трансформаций, прием фантастического допущения и др.). Но при этом автор качественно изменяе т функции романтического гротеска. Если в романтической литера туре гротеск способствовал созданию а тмосферы таинственности, мис тического ореола, непозна нности некой сущнос ти, то у М. А. Булгакова весь смысл таинс твенны х с итуаций, возникших в Москве 1930 -х годов с появлением Воланда и его свиты , состоит в том, чтобы через мистификации выявить абсурд реального мира и познать е го логику. Этой цели служа т и приемы реалистического гротеска Н. В. Гоголя, развитые М. А. Булга ковым (завуалированная фантастика, введение в гротескную ситуацию реального персонажа, мотив замены и подмены, наделение героя несвойственными, то ес ть абсурдными с точки зрения формальной логики, качес твами и др.).

Сложная система «зеркал» романа помогает автору сфокусировать внимание читате ля не только на насущны х проблема х современности, но и на вечны х нравс твенно -философских проблема х бытия. В гро тескном мире «Мастера и Маргариты» все ис кажается и видоизменяется, но за всей этой игрой «зерка льны х» отображений стоит стремление писате ля пос тичь мир во всей его многогранности и через осознание его абсурда и алогичности прийти к пониманию истинной сути вещей и ду хо вны х основ жизни. С этой целью М. А. Булгаков вводит в финале произведе ния мотив гротескного катарсиса, когда герои, пройдя через страдания и испы тания, видят настоящее лицо зла, воплощенное не в классическом его понимании – дьяволе, а в мире-«аде», созданном самим человеком.

Таким образом, гротеск в сатирической прозе М. А. Бу лга кова являетс я средс твом типизации явлений абсурдной действительнос ти и вместе с тем способом художес твенно го осмысления причин ду ховны х деформаций личности и общества. Гротеск в повес тях и романе «Мастер и Маргарита», служа, главным образом, сатирическому  обличению  человека  и  общества,  освещае т  и  трагическую  с торону  человеческого  бытия.

Безусловно, это проявилось и в типе обобщения, направленности и в формах выражения авторской конц епции личности.  Гротескные  формы  в  произведениях  писа теля   способствуют    раскрытию   как   про тиворечий дейс твительности, так и процессов, проис ходящих в облас ти психо логии личности в условиях исторических и социальны х перемен и «сдвигов». Охва тывая все уровни те кста (сюже т, композицию, хронотоп, образную систему, язык), гротеск в прозе писа теля создается пу тем синтеза разнородны х э лементов. Все это позволяе т говорить о гротеске М. А. Булга кова как одной из доминант ху дожес твенного мира писа те ля, стилеобразующем и формообразующем принципе его произведений.

 

Список лите ратуры

1.           Виногра дов, И. Завещание мастера [Текс т] / И. Виногра дов//Вопросы литературы. - 1968. - № 6. - С. 43-76.

2.           Вулис , А. Послес ловие к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Текст] / А. Вулис//Мо сква. - 1966. -№ 11. - С. 127-130.

3.           Лакшин, В. Роман М. Булга кова «Мастер и Маргарита» [Текст] / В. Лакшин// Лакшин, В. Пути журнальные. - М.: Сове тский писа тель, 1990. - С. 214-264.

4.           Макаровская, Г., Жук, А. О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Текс т] / Г. Макаровская, А. Жук//Волга. - 1968. - № 6. – С. 60-65.

5.           Менглинова , Л. Б. Гротес к в романе «Мастер и Маргарита» [Те кст] / Л. Б. Менглинова//Творчество  М. Булга кова: сборник с татей / ред. Ю. Бабичева. - Томск, 1991. - С. 49-79.

6.           Немцев, В. И. Миха ил Булгаков: Ста новление романиста [Текс т] / В. И. Немцев; ред. Н. Козлов. - Самара: Изд-во Сара т. ун -та , Самарский филиа л, 1991. – 162 с .

7.           Новиков, В. В. Михаил Булгаков -ху дожник [Текс т] / В. В. Новиков. - М.: Московский рабочий, 1996. - 357с.

8.           Посадская, Л. А. Гротеск М. Булгакова [Текс т] / Л. А. Посадская//Поса дская, Л. А. Русская сатирическая проза 1920-х го дов: жанры, проблематика , поэтика : учебное пособие по спецкурсу. - Саратов: Изд. Саратовс кого университе та, 2002. - С. 41-67.

9.           Скорино, Л. Лица без карнава льны х масок: (Полемические заметки) [Те кс т] / Л. Скорино//Вопросы литературы. - 1968. - № 6. - С. 26-27.

10.     Химич, В. В. «Странный реализм» М. Булгакова [Текс т] : монография / В. В. Химич. - Ека теринбург: Изд- во Уральско го ун-та, 1995. - 233 с.

11.     Яблоков, Е. А. Мотивы прозы Михаила Бу лгакова [Текс т]  / Е. А.  Яб локов. – М.: Изда тельский Центр РГГУ, 1997. - 198 с .

12.     Яблоков, Е.А. Художес твенный мир  Михаила Бу лга кова [Текс т] / Е.А. Яблоков. - М.: Языки с лавянской культуры, 2001. - 424 с.