Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА: О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
08 марта 2016г.

В современном обществе,  где роль  информационных процессов для каждого его  члена трудно переоценить, крайне актуальными становятся вопросы информационной гигиены. Несмотря на то, что смысл сочетания «информационная гигиена» метафоричен и потому кажется интуитивно понятным, специалисты различных сфер понимают его по-своему. Разберемся в сущности указанного понятия.

По итогам анализа точек зрения на структуру и функции, выполняемые информационной гигиеной в обществе, нами была получена следующая обобщенная схема (см. Рисунок 1):


Из Рисунка 1 видно, что авторы первой группы воспринимают информационную гигиену как понятие из области защиты данных и информационной безопасности. Она сводится к выделению способов обеспечения безопасной работы с информацией, защиты персональных и корпоративных данных, в частности: методам защиты от компьютерных вирусов, правилам поведения за компьютером для предотвращения утечки (очитка истории, КЭШа и кукис при работе в браузере, обновление и учет сложности паролей) и потери информации (резервное копирование) ([3], [5] и пр.)

К этой же группе можно отнести работы, где правила информационной гигиены направлены на сохранение денежных средств отдельных лиц и целых компаний. Сегрей Белкин в своей книге «Что делать с деньгами. Путеводитель по персональным финансам» [2] рассматривает правильное информационное поведение в современном информационном пространстве, чтобы избежать различного рода мошенничеств. Подробно излагая способы «изъятия денег из населения» (мошенничество с пластиковыми картами: операции с поддельными и украденными картами, кража пин-кодов в Интернет и непосредственно у банкоматов, мошенничество с использованием подложных слипов), в качестве итогов своих рассуждений, автор дает наставления по определению достоверности информации и тому, как не стать жертвой мошенников и уберечь свои финансы.

Вторая группа ученых рассматривает информационную гигиену с точки зрения обеспечения информационного здоровья человека как той части его благополучия, которая формируется и зависит от информации [4, С.168 ]. Так, пользуясь определением А.Л. Еремина, сущность информационной гигиены представляет собой

«систему знаний, изучающую закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды» [4, С.177].

 

52




А.Л. Еремин с соавторами в своих исследованиях подчеркивает прямую зависимость между информационной гигиеной и информационной экологией, связывая эти понятия через 10 аксиом и 29 законов информационной экологии, систематизированных относительно  таких  свойств  субъектов, воспринимающих информацию как резистентность(защищенность в отношении информационных воздействий) и реактивность (способность отвечать на поступившую информацию) [4, С.178].

Опишем эти аксиомы (см. Табл. 1), указав, что под информационной экологией автор понимает связи структурных феноменов и функциональных явлений, касающихся информации и процессов формирования и функционирования интеллектуальных систем, взаимоотношений между ними и окружающей средой [4, С.144-145].

 




 

 

Аксиомы информационной экологии


Таблица 1




АКСИОМА

ОПИСАНИЕ

Аксиома 1. Много информации вредно

 

 

Аксиома 2. Одна плохая новость, одна — хорошая

Чрезмерность       любой       верной,         но

«негативной» (отрицательной) информации вредна и должна компенсироваться «положи- тельной».

 

 

 

 

 

Аксиома 3. Важность информационной системы.

Организация заведомо качественно и количественно избыточной системы субъектов, воспринимающих, анализирующих, сохраняющих информацию, и инфраструктуры связей между ними обеспечивает оптимальное адресное поступление, хранение, востребование и производство информации

Аксиома 4. мало информации вредно.

 

 

 

Аксиома 5. Запомни слона.

С целью увеличения объемов передачи, восприятия, хранения информации возможно укрупнение квантов информации, ее оперативных единиц, изменение кодов, набора и алгоритмов сигналов.

 

 

 

Аксиома 6. Информация свиты формирует короля.

При размещении информации для ее структурированного хранения имеет значение, в какое информационное окружение, в какую инфосферу она поступила.

Аксиома 7. Главное — цель.

 

 

 

 

 

Аксиома 8. Совершенно секретно

 

 

С целью безопасного функционирования системы или ее части необходимо определение по количеству и качеству запрещенной к производству, распространению, хранению информации, которая способна привести к дестабилизации системы вплоть до разрушения

 

Аксиома 9. Защити!

С целью оптимизации хранения и воспроизведения информации необходима защита ее от внешних во
здействий

Аксиома 10 . Чтобы взошел аленький цветочек, надо посеять много семян.


С целью оптимизации процессов возникновения новой информации целесообразна организация множества субъектов с повторяющимся хранением и воспроизведением информации



Указанные аксиомы в том или ином виде часто применяются и другими авторами в виде бытовых правил и советов людям по работе с информационными массивами. Так, например, А.А. Петросян [6] в своих правилах информационной гигиены явно следует некоторым выделенным аксиомам. Подобных правил разработано множество и все они призваны помочь людям ориентироваться в пространстве информации, минуя информационный шум, и учат получать только качественные, объективные и действительно нужные им сведения. «Помните – качество информации воспринимаемой вами, во многом определяет вашу жизнь. Также, как качество еды – определяет ваше здоровье. Будьте разборчивы. Хватит хавать – принимайте трапезу» [7].

Наконец, нельзя не упомянуть о подходах к информационной гигиене, существующих на стыке сугубо психологического ее понимания, ориентированного на обеспечение комфортного эмоционального состояния человека, и понимания, базирующегося на методах обеспечения информационной безопасности. К таким подходам отнесем работу И. Ашманова, который предлагает ввести понятие «ментального вируса» или «мозгового вируса», подчеркивая возможность внедрение человеку в сознание некой выгодной кому-то идеи в случае несоблюдения им информационной гигиены. «Назовѐм ментальным вирусом упорядоченную информационную структуру, созданную искусственно, с целью захвата власти над умами, способную при передаче в виде информационного сообщения того или иного формата (новость, книга, статья, письмо, ролик, фильм, песня, пр.) захватывать внимание неподготовленного субъекта, превращаться для него в навязчивую идею, подчинять себе мышление, структурировать его и делать субъекта восприимчивым к внешнему управлению» [1].

Ментальные вирусы, по мнению автора, содержат примерно те же составные части, которые мы можем наблюдать в компьютерном вирусе или спаме и должны быть уничтожены посредством антивирусов. При этом отдельный гражданин может себе позволить только гигиену, а вот государство – и антивирусы, суть которых не во включении в информационную войну со своими контраргументами, а создание собственной «здоровой флоры» (учебников, книг, фильмов, праздников, идеологии), где вирусам недостаточно места для их функционирования.

Таким образом, рассмотрев подходы к толкованию термина «информационная гигиена», отметим, что несмотря на разницу акцентов и глубины проработки данного понятия, все авторы сходятся во мнении относительно первостепенной важности соблюдения  правил «гигиеничного» обращения с информацией для комфортного (как в финансовом, так и в психологическом плане) существования любого человека в современном обществе.

 

Список литературы

1.     Ашманов       И.       Про       информационную       гигиену       [Электронный       ресурс].       Режим       доступа: http://memocode.asia/2014/09/pro-informacionnuyu-gigienu.-05.09.2014

2.     Белкин С. Что делать с деньгами. Путеводитель по персональным финансам.- М.: Изд-во: Олимп-Бизнес, 2006.-368 c.

3.     Дубовязов А. Информационная гигиена» поможет защитить персональные данные. [Электронный ресурс]. Режим   доступа:   http://comments.ua/ht/420413-informatsionnaya-gigiena-pomozhet-zashchitit.html

4.     Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с.

5.     Михайлов А. Р. Информационная гигиена. Почему бухгалтер должен уметь защищать информационные базы  «1С».-  Центр Защиты Коммерческой Тайны.  [Электронный ресурс]. Режим доступа:  /http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/tez_pdf.conf7/miha2.pdf

6.     Петросян        А.А.         Информационная        гигиена.         [Электронный        ресурс].        Режим         доступа: http://reshma.nov.ru/texts/petrosian_inform_gigiena.htm

7.     Тотров В.Г. Информационная гигиена или «Пипол хавает». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b17.ru/blog/234/