08 марта 2016г.
В современном обществе, где роль информационных процессов для каждого его члена трудно переоценить, крайне актуальными становятся вопросы информационной гигиены. Несмотря на то, что смысл сочетания «информационная гигиена» метафоричен и потому кажется интуитивно понятным, специалисты различных сфер понимают его по-своему. Разберемся в сущности указанного понятия.
По итогам анализа точек зрения на структуру и функции, выполняемые информационной гигиеной в обществе, нами была получена следующая обобщенная схема (см. Рисунок 1):
Из Рисунка 1 видно, что авторы первой группы воспринимают информационную гигиену как понятие
из области защиты данных
и информационной безопасности. Она сводится
к выделению способов обеспечения безопасной работы с информацией, защиты персональных и корпоративных данных, в частности: методам защиты от компьютерных вирусов, правилам
поведения за компьютером для предотвращения утечки (очитка истории, КЭШа и кукис при работе
в браузере, обновление и учет сложности
паролей) и потери информации (резервное копирование) ([3], [5] и пр.)
К этой же группе можно отнести
работы, где правила информационной гигиены направлены на сохранение денежных средств отдельных лиц и целых компаний. Сегрей
Белкин в своей книге «Что делать с деньгами. Путеводитель по персональным финансам»
[2] рассматривает правильное информационное поведение
в современном информационном пространстве, чтобы избежать различного рода мошенничеств. Подробно
излагая способы «изъятия денег из населения» (мошенничество с пластиковыми картами: операции с поддельными и украденными картами,
кража пин-кодов в Интернет и непосредственно у банкоматов, мошенничество с использованием подложных
слипов), в качестве
итогов своих рассуждений, автор дает наставления по определению достоверности информации и тому, как не стать жертвой мошенников и уберечь
свои финансы.
Вторая группа ученых рассматривает информационную гигиену с точки зрения обеспечения информационного здоровья человека как той части его благополучия, которая формируется и зависит
от информации [4, С.168 ]. Так, пользуясь
определением А.Л. Еремина, сущность информационной гигиены представляет собой
«систему знаний, изучающую закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума,
разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды» [4, С.177].
52
А.Л. Еремин с соавторами в своих исследованиях подчеркивает прямую зависимость между информационной гигиеной
и информационной экологией, связывая эти понятия
через 10 аксиом и 29 законов информационной экологии, систематизированных относительно таких свойств субъектов,
воспринимающих информацию
как резистентность(защищенность в отношении
информационных воздействий) и реактивность (способность отвечать на поступившую информацию) [4, С.178].
Опишем эти аксиомы
(см. Табл. 1), указав,
что под информационной экологией автор понимает связи структурных феноменов
и функциональных явлений,
касающихся информации и процессов формирования и функционирования интеллектуальных систем, взаимоотношений между ними и окружающей средой [4, С.144-145].
Аксиомы информационной экологии
Таблица 1
АКСИОМА
|
ОПИСАНИЕ
|
Аксиома 1. Много информации вредно
|
|
Аксиома 2. Одна плохая новость, одна — хорошая
|
Чрезмерность
любой верной, но
«негативной» (отрицательной) информации вредна
и должна компенсироваться «положи- тельной».
|
Аксиома 3. Важность информационной системы.
|
Организация заведомо качественно и количественно избыточной системы субъектов, воспринимающих, анализирующих, сохраняющих информацию, и инфраструктуры связей между ними обеспечивает оптимальное адресное поступление, хранение, востребование и производство информации
|
Аксиома 4. мало информации вредно.
|
|
Аксиома 5. Запомни
слона.
|
С целью увеличения объемов передачи, восприятия, хранения информации возможно укрупнение квантов информации, ее оперативных единиц, изменение кодов, набора и алгоритмов сигналов.
|
Аксиома 6. Информация свиты формирует короля.
|
При размещении информации для ее структурированного хранения имеет значение, в какое информационное окружение, в какую инфосферу она поступила.
|
Аксиома 7. Главное — цель.
|
|
Аксиома 8. Совершенно секретно
|
С целью безопасного функционирования системы
или ее части необходимо определение по количеству и качеству
запрещенной к производству, распространению, хранению информации, которая способна привести к дестабилизации системы вплоть до разрушения
|
Аксиома 9. Защити!
|
С целью оптимизации хранения
и воспроизведения информации необходима защита
ее от внешних во здействий |
Аксиома 10 . Чтобы взошел аленький цветочек, надо посеять много семян.
|
С целью оптимизации процессов возникновения новой информации целесообразна организация множества субъектов с повторяющимся хранением и воспроизведением информации
|
Указанные аксиомы в том или ином виде часто применяются и другими авторами
в виде бытовых правил и советов людям по работе с информационными массивами. Так, например, А.А. Петросян [6] в своих правилах информационной гигиены явно следует некоторым
выделенным аксиомам.
Подобных правил разработано множество и все они призваны
помочь людям ориентироваться в пространстве информации, минуя информационный шум, и учат получать только качественные, объективные и действительно нужные им сведения. «Помните
– качество информации воспринимаемой вами, во многом определяет
вашу жизнь. Также, как качество
еды – определяет ваше здоровье.
Будьте разборчивы. Хватит хавать – принимайте трапезу»
[7].
Наконец, нельзя
не упомянуть о подходах к информационной гигиене,
существующих на стыке сугубо психологического
ее понимания, ориентированного на обеспечение комфортного эмоционального состояния человека, и понимания, базирующегося на методах
обеспечения информационной безопасности. К таким подходам отнесем работу И. Ашманова,
который
предлагает
ввести
понятие
«ментального вируса» или «мозгового вируса», подчеркивая возможность внедрение человеку в сознание некой выгодной кому-то
идеи в случае несоблюдения им информационной гигиены. «Назовѐм
ментальным вирусом
упорядоченную информационную структуру,
созданную искусственно, с целью захвата
власти над умами, способную при передаче в виде информационного сообщения того или иного формата (новость,
книга, статья, письмо,
ролик, фильм, песня, пр.) захватывать внимание
неподготовленного субъекта, превращаться для него в навязчивую идею, подчинять себе мышление, структурировать его и делать
субъекта восприимчивым к внешнему управлению» [1].
Ментальные вирусы, по мнению автора, содержат
примерно те же составные части,
которые мы можем наблюдать в компьютерном вирусе или спаме и должны быть уничтожены посредством антивирусов. При этом отдельный гражданин
может себе позволить
только гигиену, а вот государство – и антивирусы, суть которых не во включении в информационную войну со своими контраргументами, а создание
собственной «здоровой флоры» (учебников, книг, фильмов,
праздников, идеологии), где вирусам недостаточно места для их функционирования.
Таким образом,
рассмотрев подходы к толкованию термина
«информационная гигиена», отметим,
что несмотря на разницу
акцентов и глубины проработки данного понятия,
все авторы сходятся
во мнении относительно первостепенной важности соблюдения правил «гигиеничного» обращения с информацией для комфортного (как в финансовом, так и в психологическом плане) существования любого человека в современном обществе.
Список литературы
1. Ашманов И. Про информационную гигиену [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://memocode.asia/2014/09/pro-informacionnuyu-gigienu.-05.09.2014
2. Белкин С. Что делать с деньгами.
Путеводитель по персональным финансам.- М.: Изд-во: Олимп-Бизнес, 2006.-368
c.
3. Дубовязов А. Информационная
гигиена» поможет защитить персональные данные. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://comments.ua/ht/420413-informatsionnaya-gigiena-pomozhet-zashchitit.html
4.
Еремин А.Л. Ноогенез и теория
интеллекта. – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с.
5.
Михайлов А. Р. Информационная гигиена.
Почему бухгалтер должен уметь защищать
информационные базы «1С».- Центр Защиты Коммерческой Тайны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/tez_pdf.conf7/miha2.pdf
6. Петросян А.А. Информационная гигиена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reshma.nov.ru/texts/petrosian_inform_gigiena.htm
7. Тотров В.Г. Информационная гигиена или «Пипол хавает».
[Электронный
ресурс]. Режим
доступа: http://www.b17.ru/blog/234/