В современном обществе, где роль информационных процессов для каждого его члена трудно переоценить, крайне актуальными становятся вопросы информационной гигиены. Несмотря на то, что смысл сочетания «информационная гигиена» метафоричен и потому кажется интуитивно понятным, специалисты различных сфер понимают его по-своему. Разберемся в сущности указанного понятия.
По итогам анализа точек зрения на структуру и функции, выполняемые информационной гигиеной в обществе, нами была получена следующая обобщенная схема (см. Рисунок 1):
К этой же группе можно отнести работы, где правила информационной гигиены направлены на сохранение денежных средств отдельных лиц и целых компаний. Сегрей Белкин в своей книге «Что делать с деньгами. Путеводитель по персональным финансам» [2] рассматривает правильное информационное поведение в современном информационном пространстве, чтобы избежать различного рода мошенничеств. Подробно излагая способы «изъятия денег из населения» (мошенничество с пластиковыми картами: операции с поддельными и украденными картами, кража пин-кодов в Интернет и непосредственно у банкоматов, мошенничество с использованием подложных слипов), в качестве итогов своих рассуждений, автор дает наставления по определению достоверности информации и тому, как не стать жертвой мошенников и уберечь свои финансы.
Вторая группа ученых рассматривает информационную гигиену с точки зрения обеспечения информационного здоровья человека как той части его благополучия, которая формируется и зависит от информации [4, С.168 ]. Так, пользуясь определением А.Л. Еремина, сущность информационной гигиены представляет собой
«систему знаний, изучающую закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды» [4, С.177].
52
А.Л. Еремин с соавторами в своих исследованиях подчеркивает прямую зависимость между информационной гигиеной и информационной экологией, связывая эти понятия через 10 аксиом и 29 законов информационной экологии, систематизированных относительно таких свойств субъектов, воспринимающих информацию как резистентность(защищенность в отношении информационных воздействий) и реактивность (способность отвечать на поступившую информацию) [4, С.178].
Опишем эти аксиомы (см. Табл. 1), указав, что под информационной экологией автор понимает связи структурных феноменов и функциональных явлений, касающихся информации и процессов формирования и функционирования интеллектуальных систем, взаимоотношений между ними и окружающей средой [4, С.144-145].
Аксиомы информационной экологии
Таблица 1
|
АКСИОМА |
ОПИСАНИЕ |
|
Аксиома 1. Много информации вредно |
|
|
Аксиома 2. Одна плохая новость, одна — хорошая |
Чрезмерность любой верной, но «негативной» (отрицательной) информации вредна и должна компенсироваться «положи- тельной». |
|
Аксиома 3. Важность информационной системы. |
Организация заведомо качественно и количественно избыточной системы субъектов, воспринимающих, анализирующих, сохраняющих информацию, и инфраструктуры связей между ними обеспечивает оптимальное адресное поступление, хранение, востребование и производство информации |
|
Аксиома 4. мало информации вредно. |
|
|
Аксиома 5. Запомни слона. |
С целью увеличения объемов передачи, восприятия, хранения информации возможно укрупнение квантов информации, ее оперативных единиц, изменение кодов, набора и алгоритмов сигналов. |
|
Аксиома 6. Информация свиты формирует короля. |
При размещении информации для ее структурированного хранения имеет значение, в какое информационное окружение, в какую инфосферу она поступила. |
|
Аксиома 7. Главное — цель. |
|
|
Аксиома 8. Совершенно секретно |
С целью безопасного функционирования системы или ее части необходимо определение по количеству и качеству запрещенной к производству, распространению, хранению информации, которая способна привести к дестабилизации системы вплоть до разрушения |
|
Аксиома 9. Защити! |
С целью оптимизации хранения
и воспроизведения информации необходима защита
ее от внешних во |
| Аксиома 10 . Чтобы взошел аленький цветочек, надо посеять много семян. | С целью оптимизации процессов возникновения новой информации целесообразна организация множества субъектов с повторяющимся хранением и воспроизведением информации |
Указанные аксиомы в том или ином виде часто применяются и другими авторами в виде бытовых правил и советов людям по работе с информационными массивами. Так, например, А.А. Петросян [6] в своих правилах информационной гигиены явно следует некоторым выделенным аксиомам. Подобных правил разработано множество и все они призваны помочь людям ориентироваться в пространстве информации, минуя информационный шум, и учат получать только качественные, объективные и действительно нужные им сведения. «Помните – качество информации воспринимаемой вами, во многом определяет вашу жизнь. Также, как качество еды – определяет ваше здоровье. Будьте разборчивы. Хватит хавать – принимайте трапезу» [7].
Наконец, нельзя не упомянуть о подходах к информационной гигиене, существующих на стыке сугубо психологического ее понимания, ориентированного на обеспечение комфортного эмоционального состояния человека, и понимания, базирующегося на методах обеспечения информационной безопасности. К таким подходам отнесем работу И. Ашманова, который предлагает ввести понятие «ментального вируса» или «мозгового вируса», подчеркивая возможность внедрение человеку в сознание некой выгодной кому-то идеи в случае несоблюдения им информационной гигиены. «Назовѐм ментальным вирусом упорядоченную информационную структуру, созданную искусственно, с целью захвата власти над умами, способную при передаче в виде информационного сообщения того или иного формата (новость, книга, статья, письмо, ролик, фильм, песня, пр.) захватывать внимание неподготовленного субъекта, превращаться для него в навязчивую идею, подчинять себе мышление, структурировать его и делать субъекта восприимчивым к внешнему управлению» [1].
Ментальные вирусы, по мнению автора, содержат примерно те же составные части, которые мы можем наблюдать в компьютерном вирусе или спаме и должны быть уничтожены посредством антивирусов. При этом отдельный гражданин может себе позволить только гигиену, а вот государство – и антивирусы, суть которых не во включении в информационную войну со своими контраргументами, а создание собственной «здоровой флоры» (учебников, книг, фильмов, праздников, идеологии), где вирусам недостаточно места для их функционирования.
Таким образом, рассмотрев подходы к толкованию термина «информационная гигиена», отметим, что несмотря на разницу акцентов и глубины проработки данного понятия, все авторы сходятся во мнении относительно первостепенной важности соблюдения правил «гигиеничного» обращения с информацией для комфортного (как в финансовом, так и в психологическом плане) существования любого человека в современном обществе.
Список литературы
1. Ашманов И. Про информационную гигиену [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://memocode.asia/2014/09/pro-informacionnuyu-gigienu.-05.09.2014
2. Белкин С. Что делать с деньгами. Путеводитель по персональным финансам.- М.: Изд-во: Олимп-Бизнес, 2006.-368 c.
3. Дубовязов А. Информационная гигиена» поможет защитить персональные данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://comments.ua/ht/420413-informatsionnaya-gigiena-pomozhet-zashchitit.html
4. Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с.
5. Михайлов А. Р. Информационная гигиена. Почему бухгалтер должен уметь защищать информационные базы «1С».- Центр Защиты Коммерческой Тайны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/tez_pdf.conf7/miha2.pdf
6. Петросян А.А. Информационная гигиена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reshma.nov.ru/texts/petrosian_inform_gigiena.htm
7. Тотров В.Г. Информационная гигиена или «Пипол хавает». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b17.ru/blog/234/