Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУДДИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Россия – это многонациональная и поликонфессиональная страна. Вопрос о введении в государственных школах обязательного преподавания религиозных учений не столь острый, в отличие от европейских стран, где религия и государство не всегда последовательно разделяются законодательно. «В большинстве стран Европы в школах нет вероучения как обязательного предмета, однако, вместо вероучения в виде катехизиса существует конфессиональное преподавание религии» [9].

Согласно статье 14 Конституции РФ, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [1].

Буддийское образование как компонент религиозной сферы общества также законодательно отделено от светского образования. Это означает, что основы буддийской религии не могут преподаваться самостоятельно и входить в государственные образовательные стандарты. Однако, изучение буддизма может осуществляться в рамках программ, утвержденных государством, различных дисциплин, таких как: основы религиоведения, философия, история и т.д. Наличие таких условий  не создает полного  запрета получать профессиональное буддийское образование. Религиозные организации, согласно законодательству, в праве учредить религиозную образовательную организацию для подготовки священнослужителей. Между тем, закон налагает определенные требования к гражданам, желающим получить профессиональное религиозное образование, в том числе буддийское.

 Одним из исследователей правовых вопросов религиозного образования является М.О. Шахов. Тезисы, которые он выдвигает в своих работах, в части получения профессионального христианского образования достаточно близки к профессиональному буддийскому образованию [10].

Изучая проблему нормативно-правового регулирования буддийского образования в РФ необходимо, прежде всего, опираться на текущую законодательную базу, которая в некоторых случаях дает исчерпывающие разъяснения.

Основой всего законодательства Российской Федерации является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г.  путем  всеобщего голосования граждан.  В статье 28  Конституции заложены  основы свободы вероисповедания, распространения религиозных убеждений, а также право на возможность объединения граждан с целью совместно исповедовать выбранную религию [1]. Граждане могут учредить религиозную организацию, опираясь на п.4 §7 главы 4 подраздела 2 раздела 1 части 1 Гражданского кодекса РФ, в качестве некоммерческого юридического лица [2].

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет понятия местной и централизованной религиозных организаций. Кроме этого, данный нормативно- правовой акт дает возможность создавать центральной религиозной организацией духовную образовательную организацию для подготовки религиозных служителей и персонала на основании лицензий на образовательную деятельность [3].

Таким образом, сообщества буддистов имеют возможность доносить до граждан буддийское вероучение через духовные образовательные организации. На III квартал 2015  г. в Министерстве юстиции Российской Федерации официально зарегистрировано две буддийские образовательные организации: Религиозная организация-учреждение профессионального религиозного образования Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева в Республике Бурятия и Духовное профессиональное образовательное учреждение «Агинская Буддийская Академия» в Забайкальском крае. Обе организации являются структурными подразделениями «Буддийской традиционной Сангхи России» – центральной буддийской организации.

Религиозная образовательная организация для осуществления своей деятельности должна получить лицензию, однако, при наличии у религиозной образовательной организации только лицензии, выпускники этого учебного заведения получат дипломы негосударственного образца по специальностям, утвержденным централизованной религиозной организацией, к которой относится данное учебное заведение. Для того, чтобы студенты получили документы, заверенные гербовой печатью, необходимо, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», религиозному образовательному учреждению пройти государственную аккредитацию [4]. В таком случае, выпускники получат специальность, не только утвержденную в соответствующей централизованной религиозной организации, но и специальность, закрепленную в соответствующем государственном стандарте – как правило, это специальность «Теология». Таким образом, учащимся религиозных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, необходимо проходить двойную программу обучения: государственную и «местную».

В качестве примера рассмотрим устав Религиозной организации-учреждения профессионального религиозного образования Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева. Пункт 2.3 устава гласит: «Реализация образовательных программ Университета осуществляется путем  подготовки специалистов по  специальности «священнослужитель  буддийского вероисповедания» с присвоением квалификации «богослов» на базе среднего общего образования, среднего специального образования, высшего образования» [8].

Таким образом, студент получает специальность «священнослужитель буддийского вероисповедания», утвержденную централизованной религиозной организацией «Буддийская Традиционная Сангха России» (именно она является учредителем Буддийского университета «Даши Чойнхорлин»), а также квалификацию «богослов» (теология), которая входит в перечень специальностей государственных образовательных стандартов среднего специального и высшего образований по направлениям подготовки бакалавриата. Однако, не смотря на то, что выпускник получает квалификацию «богослов», диплом он получает без гербовой печати, т.к., рассматриваемое учебное заведение, государственную аккредитацию не проходило.

Относительно буддийского образования в школьных программах, законодатель также не определяет конкретных обязательных и необязательных дисциплин, связанных напрямую с буддизмом. Однако, Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 в государственный образовательный стандарт начального общего образования была включена дисциплина «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [5], которая Приказом Минобрнауки России от 18.12.2012 г. №1060 была переименована в «Основы религиозных культур и светской этики». Кроме того, было добавлено одно существенное замечание: законные представители учащихся вправе выбрать одно из направлений этой дисциплины: основы  православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики [6]. Таким образом, у учащихся начальной школы появилась возможность получать буддийское образование при согласии родителей в своем учебном заведении абсолютно официально, чего ранее не было. Необходимо отметить, что читать данный курс обязаны школьные педагоги, а не представители соответствующей конфессии.

Для учащихся старших классов изучение буддизма, в данный момент, не имеет легитимного характера. Законодатель ограничился лишь Приказом Минобрнауки России от 01 июля 2003 г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» [7]. Таким образом, имеется возможность обучать детей буддизму представителями религиозных буддийских организации, но только вне рамок образовательных программ и с согласия родителей этих детей. Фактически буддийское образование может даваться в качестве факультативного курса, т.е. по желанию и с согласия законных представителей учеников. В настоящее время никакой обязательной программы изучения основ буддийской религии в средней школе быть не может.

Таким образом, законодатель четко определил условия получения официального профессионального духовного образования в России в религиозных образовательных учреждениях. Изучение буддизма в школе ранее носило неофициальный характер, однако, с введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования новой дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», ситуация изменилась, и обучение основам буддизма с точки зрения историко-культурной и в контексте нравственного воспитания стало носить официальный характер. Стоит отметить, что программа по данной дисциплине вводится только в 4-5 классах, поэтому сложно говорить о хорошем усвоении учащимися основ буддийского учения. Изучение буддизма в старших классах имеет неофициальный характер, может преподаваться только в качестве факультатива.

 

Список литературы

1.      «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2.      «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3.      Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» //«Собрание законодательства РФ», 29.09.1997 г., №39, ст. 4465.

4.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012 г., №53 (часть 1), ст. 7598.

5.      Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 22.03.2010 г., №12.

6.      Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 г. №1060 // «Российская газета» 22.02.2013 г., №39.

7.      Приказ Минобрнауки России от 01 июля 2003 г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» // «Российская газета» от 13.08.2003 г., №160.

8.      Устав религиозной организации – учреждения профессионального религиозного образования Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева // http://budduniver.ru – официальный сайт университета (23.09.2015 г.).

9.      Джуричич М., Булатович И. Вклад в изучение правого регулирования религиозного образования в школах// http://www.ssa-rss.ru – сайт Российского общества социологов (дата обращения 23.09.2015).

10.   Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. 2-е изд., доп. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С.407–419.