Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ БЫТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Бузулук
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

Формирование новой информационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является одной из актуальных и глобальных проблем современности. Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его многих личных качеств, таких, как филологическая культура, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества окажутся наиболее востребованными в обществе знаний и помогут человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей. [1] Однако формирование новой информационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования.

Концепция информационного общества предлагает новый социально–философский взгляд на развитие общественного бытия. Он отражает определенную историческую стадию (этап) в экономическом, политическом, культурно–эстетическом и морально– этическом развитии человечества. И хотя любое разделение истории на стадии, этапы, периоды, эпохи весьма условно, в таком подходе есть определенный смысл, отражающий происходящие изменения в общественных отношениях и связях, в способе и образе мышления людей, а также в их поведении. В данном случае речь идет о наполнении общественного сознания новыми общечеловеческими ценностями – такими, как социальная справедливость, свобода личности, политический плюрализм и мировоззренческая толерантность. Это новое явление отражает объективную тенденцию в эволюционном развитии человечества, связанную с формированием новых потребностей, иного образа жизни людей. Информатизация общества направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, общественных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов. Но далеко не все члены информационного общества смогут практически использовать те новые возможности, которые оно может предоставить человеку. Причем, обусловлено это не только экономическими и инструментально–технологическими факторами, связанными с возможностью обеспечения доступа тех или иных пользователей к средствам информатики и информационным ресурсам общества, но, главным образом, гуманитарными факторами, которые зависят от качеств самого человека. К числу таких факторов относятся: информационная, в том числе, лингвистическая культура личности, информационная компетентность, образованность, а также мотивация человека, его стремление к познанию и самообучению, развитию своих интеллектуальных способностей. Ведь, если у самого человека нет желания быть активным членом информационного общества, то никакая техника и технология ему не поможет.

Формирование новой системы духовных ценностей, которая была бы адекватной условиям существования человечества в 21–м веке и способствовала бы интеграции усилий мирового сообщества в интересах решения наиболее острых глобальных проблем современности. В настоящее время опубликовано достаточно большое количество научных работ, в которых убедительно показано, что глубинные корни практически всех существующих сегодня глобальных проблем развития цивилизации находятся не в экономической, политической или же технической области, а в духовной сфере общества. И обусловлены они именно существующей сегодня системой духовных ценностей, где преобладает ориентация на удовлетворение материальных потребностей человека в ущерб его интеллектуальному и духовному развитию.

До тех пор, пока ценностная ориентация не перестанет доминировать в обществе, ни о каких надеждах на преодоление современного кризиса цивилизации говорить просто не приходится. Однако для того, чтобы эта, доминирующая сегодня в экономически развитых странах аксиологическая парадигма, претерпела необходимые изменения, потребуются такие радикальные перемены в общественном сознании, которые некоторые современные ученые квалифицируют как «революцию сознания». К сожалению, прогнозные исследования показывают, что иного выбора у человечества просто нет. Оно должно будет либо изменить свою систему ценностей, либо просто исчезнуть с лица нашей планеты в результате самоуничтожения тем или иным способом. [2]

В своё время Н.Н.Моисеев подчёркивал, что только по–настоящему образованное и интеллигентное общество способное вступить в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества. Таким образом, практическое решение вышеуказанных проблем и противоречий современного бытия человека и общества неизбежно реализуется через переход индустриально–потребительского общества к обществу постиндустриально–информационному, а в перспективе к устойчивому развитию, обусловленному единым процессом эволюционного движения цивилизации. [3]

Формирование информационной этики, как считают многие исследователи, является порождением культуры. Поэтому одним из важных и социально значимых результатов формирования новой информационной культуры личности и общества должно стать формирование этики, адекватной этой культуре. Информационная этика является необходимым компонентом информационного общества еще и потому, что только она сможет обеспечить необходимый уровень его информационной безопасности. Никакие технические, юридические, организационные и другие меры решить эту проблему в полной мере принципиально не смогут. И здесь вполне уместно напомнить слова Иммануила Канта: «Есть только две вещи, которым я не перестаю удивляться. Это звездное небо над головой и моральный закон во мне». Эти слова великого философа актуальны сегодня как никогда ранее. Моральный закон в душе каждого человека, только он может надежно гарантировать информационную безопасность человека и общества.

Целостное представление о многочисленных связях, обусловленных информационными взаимодействиями, по праву исследует философия информации.

Термин «философия информации» появился в научной терминологии сравнительно недавно. Его, в частности, использовал китайский ученый Лю Ган, статья которого была опубликована в России в 2007 г. под названием «Философия информации и основы будущей китайской философии науки и техники». Здесь философию информации предлагается рассматривать как новую дисциплину в области философских исследований, возникшую «с приходом киберпространства и наступлением киберэпохи»

Появление философии информации обусловлено, главным образом, развитием процесса информатизации общества, который особенно заметно проявляется в последней четверти  XX  в.  Одним  из  последствий  этого  процесса  стал  так  называемый «компьютерный поворот» в философии, когда предпринимаются попытки философского осмысления возможных последствий широкомасштабной компьютеризации общества.

Нам представляется, что эта точка зрения слишком узкая, и поэтому согласиться с ней можно лишь частично – в вопросе целесообразности выделения новой дисциплины в области философии. Что же касается содержания этой дисциплины, то, по нашему мнению, оно должно быть существенно более широким. Действительно, ведь в 1968 г., когда вышла в свет первая монография А. Д. Урсула о природе информации, такие понятия, как киберпространство и компьютерный поворот в философии, еще не были распространены в научном сообществе. Тем не менее уже в тот период времени в России активно обсуждались философские аспекты теории информации – новой научной дисциплины, которая начала тогда бурно развиваться и все более широко использоваться не только в технических науках, но также в биологии и лингвистике.

В настоящей монографии, как и в других своих работах, А. Д. Урсул последовательно развивает и аргументирует существенно более широкое понимание содержания проблем философии информации. С его точки зрения, это направление философии должно в ближайшем будущем стать научной базой для всего процесса информационного развития общества. Причем этот процесс он рассматривает не как очередной этап научно–технической революции, а как начало перехода на качественно новую, более высокую ступень развития цивилизации – становление ноосферы.

Эта стратегически важная философская идея была достаточно подробно обоснована А. Д. Урсулом в его известной монографии «Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития человечества». В работе показано, что информационное развитие должно стать доминантой всей дальнейшей эволюции человечества, по крайней мере, на протяжении XXI в). [4].

Ведь только овладение информацией и ее широкое использование как главного ресурса и приоритетного фактора развития цивилизации дает человечеству надежду на выход из системного кризиса и решение многих глобальных проблем современности, а также тех новых, которые нас еще ожидают в будущем.

Но что означает требование овладения информацией? Это прежде всего необходимость адекватного понимания ее природы, то есть концептуальной философской сущности. Следующее требование заключается в необходимости понимания роли информации в процессах эволюции природы и общества, а также самого человека. Ведь, как показывают результаты исследований , только на этой основе и может быть построена современная научная картина мира, в которой важное место будут занимать информация и процессы информационного взаимодействия. Именно поэтому философское осмысление природы информации продолжает оставаться и сегодня исключительно актуальной и стратегически важной научной проблемой

Хотелось бы особо подчеркнуть, что философия информации становится сегодня научной базой и для развития информациологии как фундаментальной науки. Ведь именно те или иные представления о природе информации и роли информационной культуры в бытии современного человека и определяют границы предметной области данной науки, а также ее место в системе научного познания. В последние годы в России появились работы, в которых показано, что в ближайшем будущем информациологии может стать самостоятельной отраслью науки, которая будет иметь важное междисциплинарное и мировоззренческое значение. Мало того, существуют прогнозы, что именно информациология может стать в будущем той конструктивной основой для более тесной интеграции естественных и гуманитарных наук, необходимость которой сегодня становится все более очевидной.

 

 

Список литературы

 

1.      Колин    К.К.    Информационная    культура     в    информационном    обществе. //Открытое образование, № 6 (59), 2006. – С. 58–57

 2.      Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи для развития науки, образования и культуры. //Открытое образование, № 5 (64), 2007. – С. 40–46.

3.      Моисеев Н.Н., Современный рационализм / Н.Н.Моисеев. – М., 1995. – с.338

 4.      Урсул А. Д., «Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития человечества». – М., Луч. – 1993. – 275 с.