Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛОРЕНЦО ВАЛЛА: ВЗГЛЯДЫ НА ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО ВЕЛИКОГО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИСТА

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Лоренцо Валла (Lorenzo Valla) (1407 - 1457) – великий итальянский гуманист, блистательный ученый – философ и филолог, обладавший значительным критическим талантом и смелостью в ниспровержении авторитетов, стоит на исторической арене несколько особняком, не примыкая достаточно тесно ни к одной линии (или академии) в гуманизме. Он был сыном юриста, родился и обучался в Риме. В 23-летнем возрасте стал профессором, начав преподавать риторику в Павийском университете. В своей философской концепции Валла отдает предпочтение истории: «Все знания, вся культура вытекает из исторического размышления» [1, с. 64], – пишет он. Пожалуй, тут будет небезынтересно провести аналогию с формулировкой Маркса и Энгельса в «Немецкой идеологии»: «Мы знаем только одну единственную науку истории, охватывающую историю природы и историю человеческого общества в их взаимодействии» [3, с.16]. Связь между ними определенно просматривается. Хотя для Валлы история культуры важнее политической истории, все же попробуем сделать выжимку его социально-политических взглядов из работ самого гуманиста и посвященных ему. Лоренцо Валла рассматривает в качестве основы человеческих поступков принципы индивидуальной пользы. «Если Бруни, – отмечает Н.В. Ревякина, – видел в ориентации на аристотелевскую этику, а следовательно, на общество и общественный интерес как критерий оценки поступков людей; то Валла выдвигает новый критерий – интересы личности – и признает позитивным стремление каждого к собственной пользе» [4, с.203] . Однако он не ограничивается провозглашением личного интереса, а пытается на этой новой, в сущности, основе сформулировать принципы человеческих взаимоотношений. Философской базой Валла выбирает учение Эпикура. Польза лежит в основе дружбы, на ней строятся отношения детей и родителей, господ и слуг, учеников и учителей. Даже богу нельзя служить без надежды на вознаграждение. Утилитарные цели преследует и государство. Господствовать в этом мире – значит, обращать в пользу благо, в себе самом заложенное. «Ведь не только законы … созданы для пользы, которая рождает наслаждение, но также города и государства, как если говорить об управлении государя, правителя или короля, действуют люди, если не в ожидании себе высшей пользы» [2, с. 84]. Такая унификация человеческих отношений в духе утилитаризма предвосхищает теории развитого буржуазного общества. Однако, пока ещѐ для эпохи Возрождения личная польза и выгода не заходят за пределы общественной морали; они существуют, не нарушая интересов других людей, таким образом, этика (и политика) личного интереса, отстаиваемые гуманизмом второй половины XV в., тоже претендуют на то, чтобы быть социальной. Противопоставление личного общественному, ставшее для развитого буржуазного общества принципом, возведенным в ранг политики, не имело в эпоху Возрождения достаточной базы, ибо само общее – государство – в теоретических конструкциях гуманистов было представлено совокупностью граждан.
«Я нисколько не обязан умирать ни за одного гражданина, ни за двух, ни за трѐх и так до бесконечности. Почему же я должен умирать за отечество, которое состоит из всех этих граждан?» [2, с.84] – вопрошает Лоренцо Валла. Польза и наслаждение очищаются у Валлы от всех «примесей», которые отождествляются ещѐ со свойственными эпохе идеальными устремлениями. За признанием главенствующих интересов семьи, личности, призывами к накопительству здесь ещѐ стоит конкретизированная на социальном уровне философская идея свободы. Анализ социально-политических идей Валлы был бы неполным без разбора главного произведения гуманиста – трактата «О Константиновом даре», который по сути своей является страстным политическим памфлетов. «Константинов дар» – «...это документ, – считает Валла, – предназначенный служить материальным интересам пап». Он обнаруживает в них «...больше лживости и коварства, чем невежества» [2, с.86]. «...Но если даже допустить, что Константин отдал папам Запад вместе с Римом, то он не имел права распоряжаться достоянием римского народа, а папа не имел права принять этот дар. Ибо Цезарь и Август, и их преемники сами овладели властью насилием, лишив римский народ его республиканской свободы, а Константин, сверх того, запятнал себя чудовищными злодеяниями» [2, с.86]. В этом абзаце ясно видны так присущие гуманистам демократизм, республиканизм, тираноборческие мотивы. Что касается пап, то, по мнению Валлы, их притязания на светскую власть противоречат евангелиям. Из-за этого папы воюют против мирных народов и вносят раздоры между государствами. Они жаждут захватить чужие богатства и пожирают свои собственные. «Папа – пожиратель народов» [1, с.67], – пишет Валла. Папа продаѐт всѐ, даже церковное имущество и надежду на спасение (индульгенции). Пожалуй, такую смелую инвективу можно было написать только обладая могущественной поддержкой неаполитанского короля. Если римляне были вправе выбросить Константина, как они выбросили Тарквиния, продолжает Валла, или убить, как они поступили с Цезарем, то тем более они вправе убить папу как тирана и врага народа. Во всяком случае, Рим и прочие владения должны быть у папы отняты. И далее Лоренцо Валла высказывает целый ряд радикальных политических мыслей. «О Константиновом даре» – это выступление против духовенства в целом («владычество попов всегда отличалось жестоким, насильственным, варварским характером» [2, с.89]), это и на всех вообще монархов, которые «готовы даже на небо залезть, только бы подчинить себе царства и народы…» [1, с.68]. Валла осуждает захватнические войны, которые приводят к порабощению народов, что противно закону природы. Наконец, он провозглашает право любого угнетѐнного народа вернуть себе свободу силой, ибо то, что добыто оружием, оружием же и утрачивается. Трактат Лоренцо Валлы произвѐл такой фурор, что инквизиция приговорила гуманиста к смерти на костре, но король отменил приговор. Последние годы жизни Валла провѐл на службе у римского папы, где изрядно присмирел, а взгляды его претерпели соответствующую эволюцию.

Список литературы
1. Вайнштейн О.Л. Западно-европейская историография. М., 1964.
2. Валла Лоренцо. О наслаждении как истинном благе // Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3 (примечание).
4. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV века. М., 1977.
5. Gaeta F. Lorenzo Valla, Napoli, 1955.