Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Развитие государства и государственных организаций РФ зависит от множества причин, включающих мировые проблемы безопасности, особенности ментальности россиян, систему теоретических, методологических и аксиологических установок граждан.

Теоретическая социолого-управленческая парадигма представляет собой исходную концептуальную схему, лежащую в основе системы взглядов, принятых в данном научном сообществе для постановки и решения научных проблем. К современным парадигмам теоретической социологии относят различные научные системы знания: теории, концепции, направления, течения научной мысли, новые способы осмысления, стилистику профессионального мышления ученых. Полипарадигмальность современной социологии обусловлена плюралистичностью и динамичностью информационного общества, неоднозначностью его идентификации в континууме «открытость-закрытость». Усложняющиеся схемы и условия коммерческих сделок, хозяйственная инфраструктура и управленческие связи, усиливающаяся конкуренция, рост объема отчетности и документооборота, увеличивающаяся скорость информационных потоков отражаются на конкурентноспособности организаций и принятии решений об управлении информацией, информационными потоками и системами, возникающей при этом проблемой обеспечения информационной безопасности (ИБ). Эффективность качества управления зависит от темпов интернетизации и повышения уровня использования информационных технологий (ИТ),  представляющих собой комплекс взаимодействие людей  и производственного оборудования, а также возникающие социально-экономические и культурные проблемы. По мнению Д.А. Медведева «…сегодня никакой прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий, это касается и … собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». [2]

Теоретические социолого-управленческие парадигмы социального управления информационной безопасностью характеризуются тремя признаками: наличием оригинальной концепции, объясняющей исследуемые явления; наличием трудов, описывающих применение концепции при исследовании явлений; наличием научного сообщества, которое использует концепцию при формулировке и решении новых исследовательских проблем. Острота и масштабы возникающих проблем социального управления информационной безопасностью актуализируют понимание деструктивной, конструктивной роли и функциональности информации и информационной сферы организации. Информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно информационная безопасность  состоит из  двух частей: информационно-техническая безопасность и информационно-психологическая (психофизическая) безопасность. Руководители государственные организаций часто воспринимают понятие «информационная безопасность» как набор аппаратных и программных средств, технических мероприятий, направленных на установку антивирусных программ, межсетевых экранов, систем контроля доступа к информации и т.п., с помощью которых можно ограничить доступ к  конфиденциальной  информации в корпоративных сетях. Управление информационной безопасностью заключается не столько в методах технической защиты информации, сколько в организационных и правовых мероприятиях, направленные на обеспечение защиты корпоративных секретов и стабильного развития государственной организации.

В Концепции информационной безопасности РФ отмечено, что информация – это сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Защита информации – организационные, правовые, технические и технологические меры по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий. Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Информационная инфраструктура - совокупность центров обработки и анализа информации, каналов информационного обмена и телекоммуникации, линий связи, систем и средств защиты информации. Информационные ресурсы - данные и документированная информация о жизнедеятельности общества, организованная в базы и банки данных, а также другие формы организации информации [1].

По мнению В.Ф Шаньгина каждая из категорий «информационная безопасность», «безопасность информации», «защита информации» является составной частью друг друга.  [4,  416 с.]  С.В.  Петров отождествляет понятия «информационная безопасность» и «защита информации». [3, 296 с.]

Новые технологические средства (высокоскоростной Интернет, мобильная связь, цифровое телевидение и др. инновации) видоизменяют формы защиты информации и информацию, формируют новые типы поведения людей, влияя на сложившиеся ранее социальные практики. Социальное управление ИБ предполагает формальное (собрание трудовых коллективов или групп) и неформальное (обмен мнениями, предложения, жалобы) участие сотрудников. Особое значение приобретает сохранность коммерческих, корпоративных секретов, которыми обладают сотрудники при выполнении трудовых функций в организации и корпоративные стандарты, разрабатываемые при документальном оформлении норм и правил поведения, сложившихся в организации, создающие основу для формирования корпоративной культуры. Внутрифирменные регламенты дают возможность сотрудникам ощущать себя необходимой частью целого и позволяют государственной организации быстрее достигать результата.

Для эффективного социального управления информационной безопасностью в государственных организациях создаются специальные информационные технологии (СИТ), которые базируются на принципе автоформализации профессиональных знаний специалистов и использовании проблемно-ориентированных баз данных и знаний. Сущность специальных информационных технологий заключается в привлечении инженеров- программистов и специалистов-управленцев, не являющихся профессиональными программистами к управлению базами информационно-программного обеспечения, наполнению и формированию спецификаций.

По мнению автора исследования, социальное управление информационной безопасностью заключается в выявлении и устранении мотивации сотрудников к негативным воздействиям на информацию, хранящуюся в персональном компьютере; уничтожению, копированию и распространению ложной, искаженной информации; в создании условий в государственной организации для мотивации сотрудников сохранять конфиденциальность, целостность, доступность, подотчётность, аутентичность и достоверность информации. Социальное управление информационной безопасностью должно быть направлено, в том числе, на защиту сотрудников государственных организаций от информации, которая оказывает негативное и противоправное влияние на сознание личности, препятствует развитию организации и снижает конкурентноспособность. Результативность мероприятий по обеспечению социального управления информационной безопасностью государственных организаций определяется по совокупности движения одновременно в нескольких направлениях: 1) повышение эффективности использования информационной инфраструктуры; 2) обеспечение государственной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в сфере информатизации; 3) повышение безопасности информационных систем; 4)  укрепление  механизма правового  регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации и т.п.

Таким образом, государственные организации являются одним из основных субъектов обеспечения информационной безопасности, которая во многом достигается проведением единой государственной политики, регулирующей законодательную деятельность, формирующей эмоциональные реакции сотрудников на происходящие события через косвенные рычаги воздействия – идеологические и культурные организации. Выстраиваемая политика социального управления информационной безопасностью выступает на первый план экономической ценности государственной организации и формирует новую архитектуру организации.

 

Список литературы

1.      Основные термины и определения// Концепция информационной безопасности Российской Федерации - режим доступа к изд.: http://emag.iis.ru/

2.      Медведев Д.А. // Материалы первого заседания Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества, 2009 г. - режим доступа к изд.: http://emag.iis.ru

3.      Петров С.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / С.В. Петров,     И.П.     Слинькова,     В.В. Гафнер - М.: АРТА, 2012 – 296 c.

4.      Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие / В.Ф. Шаньгин - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М,  2013 - 416 c.