Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
02 декабря 2016г.

В рамках работы с первокурсниками в Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) было проведено панельное исследование студентов первого года обучения.

С помощью генератора случайных чисел было отобрано 20 студенческих групп, и в них проведен опрос осенью 2015 года, в начале обучения. Весной, в конце второго семестра был проведен повторный опрос в тех же группах. Всего в первом исследовании приняло участие 307 человек, во втором 312 человек. Сравнение должно было показать динамику отношения к учебе.

Наиболее показательным для нас фактом стало то, что никакой динамики выявлено не было: результаты первого и второго исследования практически идентичны на большинстве факультетов. Это опровергает распространенное мнение, что студенты в течение первого года обучения существенно изменяют свою точку зрения по поводу выбранной специальности. Есть ряд исключений, о них мы напишем ниже.

Анализ данных показал, что большая часть студентов планирует после окончания вуза, работать по специальности, причем, особых различий по данному вопросу, между результатами первого и второго исследования, замечено не было, как и гендерных или иных корреляций при ответах на данный вопрос выявлено не было. Согласно полученным данным, юноши и девушки в равной степени имеют в планах работать по специальности.

Значимость факторов, повлиявших на выбор вуза и специальности, распределилась следующим образом: на первом месте у студентов «Интерес к специальности» (57,69%), вторым по популярности был вариант «Подходящие баллы за ЕГЭ/Экзамен» (42,31%), на третьем месте - «Наличие бюджетного места» (33,97%). Меньше всего, при выборе вуза и специальности, студентов беспокоит стипендия (4,17%), научная деятельность (5,45%) и наличие общежития (всего 8,97% респондентов отметили этот вариант).

Наибольшее влияние на выбор студента оказывает семья (50,5%), на втором месте стоит вариант  «другое» - 19,2% (в основном, респонденты писали в данном варианте «самостоятельное принятие решения» и незначительный процент «так получилось») и третьим по частоте выбора стал ответ «друзья» (16%).

Для большинства студентов очень важна востребованность их специальности. Есть некоторые гендерные отличия: для девушек очень важна востребованность их специальности («Скорее, важно» отметили 38,8%, вариант «Очень важно» выбрали 57,3% студенток. Вариант ответа «Абсолютно неважно» не выбирался вовсе - 0%). В тоже время, среди юношей достаточно высок процент безразличных к актуальности выбранной специальности на рынке труда («Абсолютно неважно» - 4,4%, «Скорее, неважно» выбрали 13,4% студентов). Соотношение ответа «Очень важно» по данному вопросу также показало, что среди девушек процент заинтересованных в положительном исходе и дальнейшем трудоустройстве по специальности выше , чем среди юношей (46,6% и 57,3% соответственно). Что касается важности внеучебной работы в ВУЗе, то особых отличий по полу выявлено не было.

Актуальность преподаваемых дисциплин, в основном, важна для студентов всех факультетов, однако, на РТФ и ФВС есть незначительный процент тех, для кого она не имеет значения (2%), причем из этого числа 11,6% юноши, тогда как у девушек он составляет всего 3,9%. В то же время, степень удовлетворенности актуальностью преподаваемых дисциплин по результатам первого исследования, несколько изменилась во втором, так среди студентов РТФ, ФВС, РКФ и ФБ несколько возрос процент недовольных, что продемонстрировано на диаграмме 1.
Как видно из диаграммы, на данных факультетах увеличилось число студентов, выбравших, во время проведения второго исследования, ответы «Скорее, не доволен» и «Абсолютно не доволен».

 Девушки в большей мере склонны положительно оценивать процесс обучения, в то время как среди юношей степень удовлетворенности процессом обучения ниже.

Интересным, процесс обучения, считает большинство студентов, однако, на всех факультетах, кроме Гуманитарного, встречаются отрицательные ответы, в то время как гуманитарии единогласно выбрали ответ «интересно».

Что касается взаимоотношений в учебной группе, то результаты исследования показали низкий процент недовольных коммуникациями с одногруппниками на всех факультетах. Сравнение двух исследований не выявили значительных изменений по данному вопросу. Гендерных различий также не наблюдается.

Хорошие взаимоотношения с администрацией вуза, несомненно важны для каждого студента, поэтому, проанализировав данные, можно сказать, что на всех факультетах имеется низкий процент недовольных, в большинстве своем это юноши. В то же время, следует отметить, что на ГФ, ЭФ и ФБ, студенты полностью довольны взаимоотношениями с администрацией вуза (варианты ответа «Скорее, не доволен», «Абсолютно не доволен» отсутствовали). Отношения с преподавателями у студентов складываются хорошо, есть допустимый процент тех, кто выбирал ответы «Скорее, не доволен», «Абсолютно не доволен» (14%), но также как и в предыдущем вопросе, на ГФ, ЭФ и ФБ, количество данных ответов минимально. Гендерных различий не наблюдается. Сравнение данных первого и второго исследования изменений не выявило.

Таким образом, исследование показало следующее: 

1.    Большинство студентов ТУСУР положительно оценивают различные аспекты учебы в вузе и планируют в будущем работать по специальности. Им интересен процесс обучения, несмотря на то, что учеба дается не всегда легко. Большая часть студентов 1 курса обучения набора 2015 года имеет в планах в дальнейшем работать по специальности, их устраивает то, что предлагает университет: всевозможные клубы по интересам, научно-исследовательская деятельность, внутри- и межвузовские мероприятия, тьюторская поддержка, взаимоотношения с преподавателями, сам процесс обучения и т.д. Стоит отметить позитивный настрой студентов гуманитарной направленности (ГФ, ЭФ, ЮФ): на этих факультетах студенты более склонны к положительной оценке внутренних и внешних факторов различных сторон учебной жизни, особенно, ГФ. В то же время, на ГФ велик процент тех, кто в будущем не желает работать по специальности (более 60%).

2. Основными факторами выбора университета и специальности студенты назвали интерес к специальности, подходящие баллы по ЕГЭ (экзаменационные баллы) и наличие друзей в вузе, что говорит о хорошей репутации ТУСУР в народной среде. Что касается человеческого влияния на выбор, то по-прежнему, мнение семьи в авторитете и часто становится решающим, а следующим по популярности шел ответ "самостоятельное решение". В этом вопросе были некоторые отличия по полу, а именно, на юношей немалое влияние при выборе вуза и специальности оказали школьные учителя, в то время как на девушек - сотрудники вуза.

3.       Вопреки существующим стереотипам о сложности технического образования для женщин, процент тех, кто считает учебу легкой, выше среди девушек. Несмотря на большое количество мотивированных студентов, есть стабильный, хоть и невысокий, процент равнодушных ко всему студентов (около 10%, из них 80% - юноши), Студенты описывают учебу как сложную, но интересную и признают актуальность и пользу преподаваемых дисциплин. Если говорить о гендерных отличиях, то по результатам исследований, среди тех студентов, которые равнодушны к процессу учебы и дальнейшему трудоустройству, процент юношей выше: 15% юношей выбирали ответ "Абсолютно неважно" при ответе на разные вопросы анкеты, в то время как среди девушек этот показатель не поднимался выше 5%.

4.   Отсутствие динамики между двумя исследованиями показывает, что дело не в том, что некоторые студенты разочаровываются в специальности, а в том, что мотивация учиться изначально отсутствовала – им было неинтересно изначально, и также им неинтересно сейчас. Среди этих студентов преобладают лица мужского пола. Что в свою очередь также противоречит стереотипу, существующему в нашем университете, что среди девушек процент «случайных людей» на технических специальностях выше.