Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МОЛОДЕЖЬЮ ПЕСЕН ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Воспитание молодых граждан в духе патриотизма и уважения общепризнанных принципов является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики [1]. Современные проекты и программы представляют собой ориентиры современного образования. Помимо образовательной функции, существующих проектов и программ, они также направлены на достижение задач усиления России и превращения ее в мировую державу. Данную задачу, возможно достичь через воспитание чувства патриотизма у граждан России, чему может служить включение патриотического воспитания в процесс образования [2, с.117]. Патриотизм есть основа жизненных ориентаций, определяющая стратегию развития личности, общества, государства, смысл и самоценность жизни гражданина России [2, с.34]. Одно из стратегических направлений государственной политики достижимо через педагогическую работу с чувствами, эмоциями и самосознанием граждан России. Культурно-историческое единение, принадлежность к традиционным духовно-нравственным и идейно-мировоззренческим ценностям, осознание созидательной силы собственного государства и его культуры в современных условиях, является основами понимания российского патриотизма. Проблема понимания такого явления как патриотизм в современных условиях должна включать в себя представления о патриотизме конкретной личности. На основе особенностей восприятия патриотизма репрезентативной группы, возможно выделить те компоненты, которые являются целью патриотического воспитания детей и молодежи в целом. Так, технологию социологического исследования, направленного на выявление значений смыслов, вкладываемых в понятие патриотизм, можно организовать через изучение ментальных репрезентаций. По определению Е. С. Кубряковой, ментальная репрезентация, - это «ключевое понятие когнитивной науки, относящееся как к процессу представления… мира в голове человека, так и к единице подобного представления, стоящей вместо чего-то в реальном или вымышленном мире и потому замещающей это что-то в мыслительных процессах» [3, с.157]. То есть, давая более узкое определение, можно сказать, что человеческий мозг использует для полноценного восприятия мира приѐм, создания «копии» окружающего мира, для обеспечения возможности его изучения. [4, с.1]. Чтобы определить какие образы у молодежи пробуждают интерес к национальному духовному опыту, можно обратиться к таким народным достояниям, как песня, сказка, поэзия, история, архитектура, изобразительное искусство. В нашем качественном исследовании мы обращаемся к представлениям молодежи о реализации чувства патриотизма через патриотические песни.
В качестве методов данного исследования, проведенного мной в мае 2014г., были выбраны: ассоциативный эксперимент, метод субъективного шкалирования, корреляционный и факторный анализ. Выборка исследования формировалась из присутствующих на занятиях студентов, она состояла из 5 человек в возрасте от 22 до 24 лет, имеющих высшее образование: 1 юноша, 4 девушки. Для проведения ассоциативного эксперимента было привлечено 5 экспертов, каждому из которых по очереди предъявлялись в течение 2-3 минут структурные единицы (патриотические песни) и предлагалось задание дать как можно больше ассоциаций в виде прилагательных или существительных. В результате применения данного метода, мы получили таблицу, где каждому столбцу соответствует один эксперт, а строкам – слова-ассоциации. Семантически схожие/идентичные ассоциации были выделены в последнем столбце, где расположились наиболее часто встречающиеся ответы. Затем были построены шкалы дескрипторов. Методом субъективного шкалирования было оценено сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы. По этим шкалам мы проводили повторный опрос экспертов по каждой песне. В результате применения данного метода, было выделено три группы песен: группа «Дореволюционный период», которая была представлена песнями: «Боже царя храни» (Гимн Российской империи); «Врагу не сдается наш гордый Варяг»; «Солдатушки, бравы ребятушки». Вторая группа называлась «Советский период»: в данную группу вошли песни: «Все выше и выше»; «Брянская улица»; из к/ф «Офицеры» песня «от Героев былых времен». Третья группа – это «Современный период», представленный песнями «Здравствуй, мама»; группа «Любэ» песня «Синее море» или «Там за туманами…»; Игорь Растеряев «Русская дорога»; Олег Газманов «Господа офицеры». Выделенные дескрипторы обозначили полярные понятия, например, такие как: свобода – гнет, счастье – горе, доброта – злоба и т.д. В ходе корреляционного анализа была построена матрица корреляции по объектам (песням). На основании анализа таблицы корреляции по объектам в результате применения данного метода были выявлены песни имеющие большее количество связей, была определена сила или слабость образуемых связей. Большее количество связей имеют песни: «Врагу не сдается наш гордый Варяг» и «Господа офицеры» О. Газманова, которые так же в свою очередь связаны между собой. Обратившись к таблице средних значений, можно отметить, на основании чего, данные объекты имеют взаимозависимость. Восприятие песен патриотического содержания молодежью является целостным. Все песни, предъявленные респондентам как стимулы, отражают компоненты, присущие патриотизму. Например, песни связанные с объектом «Врагу не сдается наш гордый Варяг», объединяет эмоционально-поведенческий компонент (дескрипторы: долгожданная встреча, мир). В свою очередь, по соотношению с дескрипторами, песни связанные с объектом «Господа офицеры» О. Газманова, запечатлели грусть и печаль. В ходе факторного анализа была получена матрица компонентных нагрузок. В результате применения данного метода было построено семантическое пространство по дескрипторам. Дескрипторы в семантическом пространстве расположились по нескольким группам, которые можно объединить в категории, на основе их положения, относительно осей координат. На основании выделенных групп дескрипторов мы объединили их в категории и дали им название относительно их положения по оси «х» и «у». Так, в протяженности от отрицательных к положительным значениям оси «х» находятся такие категории, как «Благополучие», «Ценности», «Мудрый и сплоченный», «Наследие достояния», «Сила защищенности». В данном контексте можно проследить общий характер выражения чувства патриотизма. В этом случае, ось «х» представляет собой ФАКТОР – направленность патриотизма от частного к общему – от внутренней индивидуальной составляющей к внешней (социальной). Через индивидуальное ощущение благополучия, присущее каждому человеку, вырастают ценности и мудрость, это в свою очередь, проявляется в принятии коллективных ценностей. Активное решение – ставить коллективные цели выше индивидуальных, сплоченность, благодарность всеобщему достоянию общества, посвящение себя служению Родине – это те категории, которые наиболее полно характеризуют чувство патриотизма, как общественное явление. Поэтому по оси «х» можно проследить нарастание поведенческих характеристик выражения чувства патриотизма через направленность от индивидуальных (личностных) к более масштабным (общественным). В протяженности от отрицательных к положительным значениям оси «у» расположены такие категории, как «Наследие достояния», «Сила защищенности» «Ценности», «Мудрый и сплоченный», «Благополучие». Возможно, от отрицательных значений оси «у» к положительным прослеживается тенденция наполненности чувства патриотизма содержанием. На наш взгляд, от внутренних индивидуальных качеств, зависит, так или иначе, проявление благодарности национально-культурному патриотическому наследию. Благодарность вызывает доверие и защищенность на индивидуальном уровне, далее происходит формирование ценностей и достижение определенной мудрости, через которую понимается ценность благополучия и сплоченности как результат проявления патриотического духа. Итак, ось «у» выражает ФАКТОР – увеличение (нарастание) эмоциональной компоненты чувства патриотизма. На основании анализа единого семантического пространства по объектам (песням) и дескрипторам были выявлены связи между ними. Песня «Солдатушки, бравы ребятушки», находится в пределах категории «Наследие достояния». Высокие значения средних по данной песне принадлежат к положительным дескрипторам: упорство – лень, надежда – безнадежность, мощь – беспомощность, счастье – горе, гордость – смирение, победа – поражение, благодарность – неблагодарность, веселье – грусть, расстояние – близость. Песня несет в себе мир, уверенность. Дескрипторы, которые попали в данную категорию, отражают внутренний мир человека и его дух, а также выражают когнитивно-эмоциональную компоненту, показывающую отношение человека к культурно-историческому наследию. Песня «Брянская улица» тяготеет к категории «Наследие достояния», что подтверждают высокие средние значения дескрипторов: упорство – лень, надежда – безнадежность, мощь – беспомощность. Эксперты точно определили эмоцию песни, об этом свидетельствуют слова в ней, о том, что бойцы прошли город за городом на боевом духе и с победой.
Песня «Все выше и выше» находится в пределах категории «Наследие достояния». Средние значения дескрипторов, входящих в данную категорию, также имеют высокие показатели: упорство – лень, надежда – безнадежность, мощь – беспомощность, счастье – горе, гордость – смирение, победа – поражение, благодарность – неблагодарность, веселье – грусть, расстояние – близость, на основании этого можно сказать, песня «Все выше и выше» отражают упорство и целеустремленность молодежи советского периода, надежду на светлое будущее, мощь государства. Песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг» находится в пределах категории «Сила защищенности». Средние значения дескрипторов по данной песне имеют высокие показатели: сплоченность – разрозненность, вера – неверие, Родина – чужбина, свет – тьма, величие – ничтожность. Песня выражает стойкость и непоколебимость духа служения Отечеству. Песня Игоря Растеряева «Русская дорога» находится в пределах категории «Сила защищенности». Высокие средние значения эта песня приобрела в дескрипторах, которые отражают сплоченность, веру, Родину, свет, величие. Примечательно то, что песня простая, слова легкие, быстрые, эту песню запомнит любой, как походную, как ту, которая поднимает настроение и бодрит. Песня «Боже царя храни» находится в пределах категории «Ценности». Рассматривая средние значения по дескрипторам, эта песня имеет высокие значения по данной категории. Так данной песне соответствуют дискрипторы: сила, любовь, уважение, долг. Чувство патриотизма не случайно включает в себя принятие таких ценностей как сила, любовь, уважение, долг. Человек является патриотом в том случае, если разделяет данные ценности, если свою причастность долга перед Родиной он связывает с теми, культурно-историческими пластами общественного наследия. Песня группы «Любэ» «Синее море» или «Там за туманами…» находится в пределах категории «Мудрый и сплоченный». Средние значения дескрипторов имеют высокие показатели: честь – позор, ритмичность – монотонность, доброта – злоба, легкость – замкнутость, команда – индивидуализация, друзья – враги, память – беспамятство. Данная песня имеет яркий минорный оттенок, она выражает преданность и грусть. Песня из к.ф. «Офицеры» «От героев былых времен…» находится в пределах категории «Мудрый и сплоченный». Средние значения по дескрипторам, входящим в данную категорию достаточно высоки: честь – позор, ритмичность – монотонность, доброта – злоба, легкость – замкнутость, команда – индивидуализация, друзья – враги, память – беспамятство. Данная песня, по ответам опрошенных, более легкая в их восприятии, нежели предыдущая, но все же имеет минорные мотивы. Она охарактеризована как командная, что соответствует ее попаданию в данную категорию. Песня Олега Газманова «Господа офицеры» находится в пределах категории «Мудрый и сплоченный». Средние значения по дескрипторам, входящим в данную категорию высокие, они характеризуют: честь, ритмичность, доброту, легкость, команду, друзей, память. Эта песня отражает «чувство локтя», присущее сплоченной дружеской команде. Песня «Здравствуй, мама» находится в пределах категории «Мудрый и сплоченный». Самые высокие средние значения по дескрипторам по результату опроса принадлежат понятиям: честь, ритмичность, доброту, легкость, команду, друзей, память. Данная песня является авторской, вероятно, респонденты эту песню не знали ранее и слышали впервые, в отличии от других песен, представленных в исследовании. Песня посвящена чеченской кампании и не является популярной для показа на ТВ. Относительно семантического пространства самой патриотичной песней можно назвать «Боже царя храни», она имеет большую направленность по оси «х», характеризующейся на нарастании чувства патриотизма. Также значения песни находится в непосредственной близости с дескриптором «сила – слабость», имеет высокие значения понятия сила. Сила песни объясняется приемственностью поколений, испокон веков считавших данную песню гимном. Относительно семантического пространства самой непатриотичной песней можно назвать «Здравствуй, мама». Применительно к песне прослеживается относительная отдаленность от поведенческих дискрипторов и высокие средние значения выражающие разрозненность – а именно, это беспомощность, безнадежность. Относительно молодая песня не находит отклика у молодежи, так как она не является гимном и не является командной песней.
В ходе исследования были выявлены дескрипторы, характеризующие песни, их восприятие и содержание. Эксперты имели схоже восприятие песен и давали одинаковые характеристики. По результатам корреляционного анализа были выявлены высокие связи между объектами и дескрипторами. Песни связаны между собой не только в пределах подгрупп, но и песни разных подгрупп имеют связь между собой. Говоря о дескрипторах, они так же связаны между собой не только в рамках отдельных компонентов (эмоциональных, когнитивных, поведенческих), но и эти компоненты имеют высокую связь между собой. Также в ходе исследования по дескрипторам было выделено 5 категорий. При построении единого семантического пространства для объектов (песен) и дескрипторов было выявлено, что характеристики категорий с учетом средних значений дескрипторов в основном соответствуют смыслу, содержанию и восприятию песен, относящихся к данным категориям (что свидетельствует о высокой степени субъективизма). Итак, в результате полученных данных, можно отметить, что в ходе прослушивания песен патриотической направленности, молодые люди испытывают патриотические чувства: гордость, силу, честь и др. Также, молодежь считает, что патриотизм – это не только индивидуально-личностное переживание, но и готовность действовать и также сам поведенческий акт. По данным опроса респонденты характеризуют песни дореволюционного и советского периода как песни, имеющие выражение патриотизма в действии. Молодежь отдает большее предпочтение песням дореволюционного и советского периода по оценке степени выраженности патриотизма, нежели современным. Помимо изучения особенностей восприятия патриотических песен молодежью, также весьма интересным для исследования является изобразительное искусство, сказки, поэзия, история, архитектура в ментальных репрезентациях образа патриотизма молодежи. Таким образом, патриотизм – это одно из наиболее глубоких человеческих чувств, под которым понимается преданность и любовь к своему народу, гордость за прошлое, ответственность за настоящее и будущее. Помимо самой молодежи, социальные институты – государство, семья, школа, вузы, должны принимать решения в области популяризации гражданско-патриотического воспитания. Основной целью патриотического воспитания является формирование национального самосознания, гражданственности и уважения к достоянию истории у современной молодежи.

Список литературы
1. Проект Федерального закона № 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. URL: http://kavdjaradze.ru/lawdrafts/2/.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодѐжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов, М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.
4. Лукьянченко Е.А. К вопросу понимания ментальной репрезентации / Е.А. Лукьянченко // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2. - С. 167-169.