Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: СИНТЕЗ СОЦИОЛОГИИ И ВЕБ-РАЗРАБОТКИ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Традиционные опросные методы, как качественные, так и количественные, позволяют нам получить информацию только от тех, кто, во-первых, идет на контакт, а во-вторых, честен и откровенен при ответах на вопросы. Необходимость соблюдения этих условий крайне затрудняют работу по сбору социологических данных. Таким образом, с каждым годом проводить массовые социологические исследования все труднее: они становятся дороже; отказов от участия в исследовании среди респондентов все больше, что приводит к смещениям выборки.

В последние годы произошли существенные изменения, связанные с поиском необходимой для изучения темы исследования информации. Если раньше основной проблемой было получить информацию, то теперь, когда миллиарды пользователей ежедневно размещают информацию о своей жизни, более актуальной стала проблема отбора и анализа информации.

В настоящее время в мире насчитывается 3,2 миллиарда пользователей интернета, из них 2 миллиарда проживают в развивающихся странах.

По данным «Международного союза электросвязи» с 2000 по 2015 год количество пользователей интернета увеличилось в 7 раз − с 6,5 до 43 процентов от всего населения Земли2.

Аудитория интернета в России в 2014 году выросла на 9% — до 72,3 млн человек. Об этом свидетельствуют данные исследования «Развитие интернета в регионах России», подготовленного «Яндексом»3.

С самого  начала распространения интернета социологи разрабатывают методологические основы интернет-опросов. Основными плюсами таких исследований являются: дешевизна; возможность дистанционного проведения  исследования;  возможность  опроса  труднодоступных  социальных  групп.  Но  долгое  время существовали и некоторые ограничения, которые делали интернет-исследования менее привлекательными по сравнению с традиционными опросными методами. Прежде  всего,  это  отсутствие  возможности проведения репрезентативного исследования и невозможность проверки полученных данных в условиях полной анонимности интернет-пользователей. Первая проблема решалась за счет перехода от  опросных методов интернет- исследований к методам анализа уже размещенного пользователями контента. Вторая проблема исчезла сама собой благодаря популярности социальных сетей.


2 Источник: Пресс-релиз «Международного союза электросвязи»: http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404

3 Источник: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5522612b9a79472576146be6


Таким образом, наиболее значимыми для проведения социологических исследований в интернете являются следующие тенденции:

1) Деанонимизация пользователей. В первые годы после появления интернета пользователи не стремились авторизоваться под своими настоящими именами. Более того, именно анонимность общения, использование

«ников» вместо имен и фамилий и «аватар» вместо настоящих фотографий, делало интернет-общение таким привлекательным для многих людей. Анонимность долгое время была основной чертой интернет-коммуникации. Начиная с 2004-2005гг происходит процесс деанонимизации интернета. Беспрецедентно высокий рост числа пользователей связан с активным развитием социальных сетей – сайтов, где подавляющее большинство пользователей регистрируется под собственным именем и размещает собственные фотографии, а также активно публикует реальные детали своей частной жизни. Несмотря на некоторое количество «фейков» (профилей, которые содержат ложную информацию), исследования все равно являются достоверными, поскольку, во- первых, количество фейков значительно меньше, а во-вторых, отличить их от аккаунтов, принадлежащим реально существующим людям, довольно просто.

2) Если раньше пользователи выходили в интернет для того, чтобы найти информацию, то сегодня большинство интернет-юзеров активно пополняют контент, размещая свои фотографии, видео, текстовые данные. Интернет стал по-настоящему интерактивен с появлением социальных сетей, контент которых полностью состоит из размещенной пользователями информации. Большое количество разнообразных данных, которыми пользователи делятся со всеми желающими, является источником ценной социологической информации. Анализ этого контента позволяет отследить важные тенденции и трансформации социокультурных особенностей, политических или жизненно-стилевых установок, мировоззренческих основ и ценностных ориентаций.

Все это делает анализ содержимого социальных сетей перспективным методом социологических исследований. Необходима разработка новых методологических принципов и методических приемов для фильтрации и анализа того массива данных, которые представлены в глобальной сети. Разумеется, проведение таких исследований крайне трудоемко без использования специальных программ, позволяющих анализировать как можно большее количество контента за меньшее количество времени.

В Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) под руководством автора статьи был проведен ряд социологических исследований в социальных сетях. Опыт совместной работы социологов и веб-разработчиков показал, что такого рода исследования крайне полезны:

1) Исследование с помощью написанного за час веб-скрипта позволяет за минимальное время проанализировать большое количество интернет-данных. Так, за 1 день нами было изучено более 7000 аккаунтов студентов нашего ВУЗа.

2) Снимается проблема отсутствия репрезентативности данных: скрипт позволяет делать рандомизированный отбор или даже провести сплошное исследование. Но важно помнить, что основным условием является репрезентативная представленность социальной группы в социальной сети, поэтому такие исследования подходят для изучения, например, студентов (зарегистрированы в социальной сети «Вконтакте» 98% студентов ТУСУР), но не пенсионеров, которые представлены в социальной сети не репрезентативно (более образованные имеют аккаунты чаще, чем менее образованные; живущие в городах чаще, чем живущие в селах и т.п.).

3)      Исследование стоит на порядок дешевле любого опросного метода или метода наблюдения.

На данный момент нами были проведены такие исследования в социальных сетях: «Анализ музыкальных предпочтений студентов ТУСУР»; «Сравнительный анализ лексики студентов различных ВУЗов г. Томска»;

«Использование нецензурной лексики на странице в социальной сети: корреляции по полу, возрасту и факультету» и др.