Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ ГОРОДА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СБОРА, АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Необходимость исследования городской среды стала неотъемлемым элементом социологической науки с момента ее возникновения. Ведь именно город как средоточение интеллектуальной мысли человека породил науку, дав ей тем самым область изучения. Именно городская среда является ареалом современного человека, его естественной средой, где он чувствует себя хозяином и творцом; именно в ней раскрывается его социальная природа.

Городское пространство это особый предмет изучения, специфику которого составляют трудности, возникающие в ходе его изучения. Во-первых необходимо отметить отсутствие статичности восприятия городского пространства. Индивиды воспринимают город в движении, непосредственно функционируя в нем и взаимодействуя с ним. Во-вторых у индивидов отсутствует рефлексия городского пространства. Оно воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. То, что существует независимо от них. Наконец, необходимо обратить внимание на то, что индивидам сложно переводить в вербальные структуры свое чувственное восприятие, тактильные ощущения. Все перечисленные особенности городского пространства как предмета изучения создают необходимость применения для его изучения особых методов, одним из которых является метод ментального картографирования.

Ментальные карты, относясь к группе проективных методик в социологии, прочно вошли в обиход современного городского исследователя. Без них невозможно проведение исследование городской среды, причем как в личностном ее восприятии, так и в коллективном. Они помогают быстро и в емкой форме получить достаточно полную информацию, которая потом может быть проинтерпретирована исходя из целей исследования.

В применении метода ментальных карт особую трудность представляет формулировка задач, стоящих перед респондентами. Отталкиваясь от конкретных идей, исследователь должен направить информантов в нужное русло действия, чтобы получить эмпирический материал, адекватный целям и задачам исследования. Важным моментом в этом является инструкция, даваемая респонденту перед непосредственным выполнением задания.

Так, в своем исследовании, В.Н. Веселкова дала респондентам скупую инструкцию «Задание звучало просто: студентам предлагалось нарисовать свой город» [1, с.13], ливши их конкретных указаний. Однако тем самым она выдвинула на первый план важность личностного восприятия физического пространства.

Существуют и иные виды инструкций, в которых акцентируется коммуникативный момент, то есть направленность карты на другого человека (например для ориентации незнакомца на местности). Личностное видение в данном случае тоже играет важную роль, однако дополняется коммуникативным мотивом, который помогает отделить то, что интересно другим, что принято показывать от того, что не является интересным или предъявлять не стоит. Изображение в такой карте предстает как послание.

Таким образом можно говорить о гибкости и вариативности данного метода сбора информации в социологии: не имея точного предмета изучения, он может применяться для исследования различных областей городской среды. Причем четких границ применения, формулировок он не имеет, что делает его практически универсальным для изучения социальной сущности физического пространства города.

Как отмечает Константин Глазков, качество полученных при помощи применения метода ментального картографирования данных зависит от изобразительных способностей и степени знакомства человека с картографическими условностями. Так как некоторые респонденты могут отказаться от изображения сложных архитектурных моментов в силу неуверенности в своих способностях несмотря на значимость данных объектов, а также существует вероятность неточной интерпретации изображения в связи с искажением его информантом. Также на содержании рисунка и расположении объектов на листе сказываются объекты, которые изображаются вначале, а также формат предлагаемой информанту бумаги [2]. Так, наблюдая за процессом нанесения объектов на карту, выборе места их расположения на рисунке, можно судить о степени значимости тех или иных объектов для респондента, об их востребованности и известности. В его статье также отмечается наличие в ментальных картах пространственной погрешности, однако для социологических исследований она не играет особой роли в качестве ошибки, но способна показывать пространственную ориентацию индивида в пространстве.

По мнению некоторых авторов, полученный  в ходе исследования материал подвергается анализу по следующим критериям: 1) представлены ли все возможные виды институтов жизнедеятельности, жизнеобеспечения людей, отдельных важных для целей исследования сфер; 2) нет ли количественных несоответствий между ними; 3)насколько равномерно пространственно распределены по территории эти объекты, организации; 4) представлены ли организации для всех возрастных групп, для отдельных, специфических групп населения [3, с. 165-166].

Также отмечается необходимость анализа ментальных карт с позиций изучения степени воображаемости. Такой анализ предполагает изучение представленной информации в трех ключах, связанных друг с другом в единую картину:

-   насколько изображенные объекты связаны между собой контекстуально;

-   насколько их изображение соответствует реальному их облику;

-   просматриваемая в изображении значимость объекта для информанта[4].

Проблематичным является и то, что при построении ментальной карты наблюдатель не всегда может сразу и четко сформулировать образ, а тем более изобразить его. Ученые отмечают, что зачастую при составлении мысленного образа города у информантов составляется не полная всеобъемлющая картина города, а ряды и серии образов, которые взаимосвязаны, и в той или иной степени накладываются друг на друга. Образы могут быть как плотными и насыщенными, так и весьма скупыми по содержательности. Также мысленные образы обладают свойствами живости, детализации или наоборот могут обладать обобщённостью и абстрактностью. Важно учитывать, что возникающие образы зависят также от угла зрения, времени суток или года. Влияние оказывают также различные изменения предметной действительности, связанные с наблюдаемыми объектами, окружением. Горожане имеют склонность отбрасывать какие-то элементы, имеющие второстепенное значение по их мнению, и наоборот - добавлять новые элементы к действительности. При этом следует отметить, что ментальная карта далеко не представляет собой точную модель действительности, которая уменьшена в масштабе. Она намеренно упрощена и отражает субъективный образ города, возникающий в сознании людей. Ментальная карта представляет собой собирательный образ того пространства, в котором люди пребывают каждый день, обыденный и особый [5].

При интерпретации информации, полученной методом ментального картографирования, некоторые исследователи считают необходимым дополнение данного метода методом интервью с целью лучшего восприятия и понимания. Так Н.В. Веселкова и К.П. Глазков дополняли полученные при помощи метода ментальных карт данные небольшими интервью, в которых респонденты описывали свои карты, объясняли причины изображения. Посредством таких интервью выяснилось, что отсутствие на карте какого-либо объекта не является его не упоминанием, так как индивиды иногда ассоциируют некоторые объекты с другими, и для них само собой разумеется, что один объект есть упоминание второго. Так, например, в исследовании Н.В. Веселковой отмечается, что студенты рисовали чаще опознавательные знаки вблизи университета (цирк, оперный театр), чем сам университет, в ходе беседы же выяснилось, что изображая данный объект информант не думал о дальнейшем изображении учебного заведения, так как близкое расположение данных мест само собой подразумевает, по его мнению, оба объекта, хотя на карте изображается один, как правило, зрительно, архитектурно более привлекательный.

Таким образом, ментальные карты представляются надежным методом сбора социологических данных. Помимо надежности существует также и плюс того, что данный метод предполагает как сбор субъективной информации о городской среде, так и объективную ее интерпретацию с учетом мнения отдельных индивидов.



Данный метод не исключает использования и других, дополнительных методов, если это считается необходимым, так, некоторые исследователи считают целесообразным дополнение данного метода методом интервью, когда респондент устно описывает свою карту, уточняя что-либо и отвечая на дополнительные вопросы исследователя. Однако, в нашем исследовании этой доплоняемости не было, хотя респондентом предлагалось делать подписи и пометки на картах, что оказалось весьма продуктивным.

Можно говорить о том, что ментальные карты являются достойным инструментом социологического исследования, при помощи которого можно получать достоверное знание о субъективном индивидуальном видении городской среды, а при помощи наложения таких образов друг на друга и коллективном видении образа города. Данный метод не исключает использования дополнительных методов сбора информации, однако и не делает их обязательными при проведении исследований.

 

Список литературы

1.      Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология 4М. № 31. 2010 // URL: http://ecsocman .hse. ru/ data/ 2012 /02/29 /1269105503/ Veselkova. pdf (дата обращения 25.04.15)

2.      Глазков К.П. Ментальные карты: способы анализа, погрешность  и пространственная метрика // Социология власти. № 3. 2013 // URL: http://socofpower.rane.ru/uploads/3(2013)/SV4.pdf (дата обращения 25.04.15)

3.      Тощенко Ж.Т. Тезаурус по социологии. М.: Юнити. 2013. -411 с.

4.      Глазков К.П. Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 117.2013 // URL: http://wciom. ru/fileadmin/Monitoring/ 2013 / 5 / 2013 _ 117 _ 11 _ K.P.%20 Glazkov. pdf (дата обращения 24.04.15)

5.      Безделева А. Метод ментального картирования в урбанистической антропологии // Глобэкси. 2013 // URL: http://www.globecsi 2013/Bezdeleva.pdf