Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Как признали сегодня главы государств Казахстана и России, мы сегодня находимся в глубоком экономическом кризисе, причины которого связываются преимущественно с происками Запада и падением цен на нефть. Хотя причины такого катастрофического провала экономики следует связывать не столько с внешними, сколько с внутренними факторами, прежде всего политическими.

Сегодня мы оказались в замкнутом круге. То есть гораздо проще было раздавать народу нефтяную ренту, пока эти деньги у нас были, в виде пособий, формируя и усиливая государственное участие в жизни людей, создавая какие-то ненужные институты. Это как в США, когда афроамериканцам гораздо проще раздать деньги, оставить их жить в «гетто» и не заниматься ими вообще, чем заниматься их развитием, обучать, настраивать, создавать из них активный класс. Наша страна как раз сейчас оказалась в нефтяном "гетто", из которого нам пора выходить. За счет перехода от ресурсной экономики к образовательной. Но, прежде всего, за счет действительной, а не мнимой политической модернизации общества.

Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет  государство в Казахстане, модернизация общества во многом подменяется модернизацией государства - его военной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов и т.п. В итоге, задачи модернизации государства часто решаются за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества.

Источник всех наших экономических бед не "глобальный кризис", а обыкновенный «коктейль», в составе которого неэффективное госуправление, зачастую безнравственный и некомпетентный госаппарат, не желающий служить народу, так как у народа просто не осталось реальных механизмов не только контроля, но и просто общения с государственным бюрократическим чудовищем. Даже народные избранники, наши депутаты, стали послушным ручным придатком чиновников. Вместо того, чтобы напрячь свои мозги, урезать свои зарплаты и льготы, сократить паразитирующий класс бюрократов, они избрали кратчайший способ латания бюджетных дыр, которые возникли не от выдуманного ими мифического "экономического кризиса", а их некомпетентности, лени, безответственности, казнокрадства и коррупции. Несмотря на тысячи народных голосов возмущения по поводу отмены в Казахстане бесплатных завтраков для младших школьников, ни один из депутатов не заявил своего несогласия со столь несправедливым постановлением правительства. Сегодня большая часть населения не уважает свое государство. Более того, не видит в нем своего кормильца и защитника. Подорвано уважение и доверие к нему.

Некоторое время назад президент Казахстана в ответ на упреки экспертов, политологов и журналистов в авторитаризме сказал, что наша страна относится к восточному типу обществ, где приоритет отдается традиционным ценностям, где идеи демократии не имеют многовековой истории, как на Западе. В общем и целом, правильный тезис,  если иметь в виду, что перспективы модернизации и демократизации зависят от состояния сознания народа, от степени его готовности принять и реализовать основные принципы и нормы рынка и политической демократии. Иначе говоря, необходимо, чтобы каждый народ созрел для соответствующих норм и механизмов политической самоорганизации.

Но, с другой стороны, государство призвано формировать политическую культуру своих граждан. Неразвитая политическая культура может и дезинтегрировать политическую систему, особенно во времена кризиса.

Характерной особенностью казахстанского типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций (частичная модернизация) с имитацией результатов. На сегодня в богатых государствах господствуют мировоззрения, радикально отличающиеся от распространенных в экономически отсталых обществах. И, на наш взгляд, следует полностью поддержать главный прогноз теории модернизации: экономическое развитие в любом случае связано с серьезнейшими изменениями в системе базовых ценностей и убеждений. Теория модернизации не предполагает обязательной культурной конвергенции, но прогнозирует общее направление соответствующих изменений (в той мере, в какой этот процесс зависит от смены поколений людей) и даже предлагает некоторые соображения относительно того, как скоро они могут произойти. В связи с чем, многие события новейшей истории Казахстана заставляют по-новому осмыслить происходящие процессы, что позволит не только точнее понять прошлое, но и предвосхитить, а отчасти и повлиять на политическое будущее нашей страны.

Казахстан на современном этапе в ситуации поиска модели развития, которая бы позволила ей восстановить экономический потенциал, успешно завершить модернизацию и занять достойное место в мировом сообществе стран. Ожидание этого национального проекта стало для Казахстана почти болезненным. Глубокий разрыв между обществом и властью заполнен сегодня разного рода политическими мифами, одни из которых способствуют укреплению единства страны и национальной идентичности, другие - противодействуют этому.

Государство одной рукой один за другим создает мифы, которые бы возродили высокую гражданственность, любовь к Отечеству, к родной истории, к предкам и потомкам. А другой - издает указы и законы, призванные подавить всякое инакомыслие, ликвидировать элементарные гражданские права и свободы.

Создание в народе понимания нации как большой Семьи - задача для органов государственного управления, которым не сохранить государственности, если она будет рассматриваться как продукт договора между локальными родовыми семьями. В последнем случае единое политическое пространство сначала, подобно разбитому зеркалу, подернется паутиной трещин, а потом рассыплется.

Формально в нашей стране провозглашается демократия, однако реально она отсутствует не только в политическом пространстве, но и сфере распределения среди граждан не только политической, но и экономической власти.

Одна из центральных проблем современного Казахстана - в наблюдаемом резком противоречии между потенциальными возможностями казахстанского общества и его экономики и тем реальным состоянием, в котором они пребывают. При этом состояние современной казахстанской экономики достигло критически опасного для дальнейшего существования страны уровня.

В этой ситуации, как представляется, именно демократия может сыграть роль важнейшего ресурса развития. Во-первых, обеспечить более справедливое распределение национального богатства между всеми гражданами, например, сократить соотношение между минимальным и средним уровнями оплаты, существующее в Казахстане (1:5), до западноевропейского или североамериканского. Это позволило бы резко повысить уровень благосостояния граждан, находящихся сегодня за так называемой чертой бедности, и способствовать росту совокупного спроса в экономике. На самом же деле кризисные явления в экономике Казахстана заставляют власть отказываться от государственной поддержки многих предприятий и от социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. "На начало 2013 года последние места по этому показателю МРОТ (его соотношение к величине среднего чистого заработка в стране - Т.С.) занимают Россия, Молдова и Казахстан, причем с большим отрывом от остальных стран Европы. В этих трех странах МРОТ составляет только около 20% от среднего заработка в стране, что является крайне низким значением и создает предпосылки для дикого неравенства в доходах. При этом в остальной Европе ситуация кардинально иная. В следующих далее Чехии, Республике Беларусь и Украине соотношение уже превышает 40%. Лидируют по этому показателю Словения, Бельгия и Венгрия, где МРОТ составляет более 60% средних доходов жителей" [1].

С другой стороны, более справедливое распределение политической и экономической власти могло бы явиться также важным фактором развития, поскольку способствовало бы социальной и экономической активности граждан.

Объективная возможность развития демократии в Казахстане опирается на его человеческий потенциал. Согласно последнему Докладу ООН о развитии человеческого потенциала, Казахстан занимает 70-е место среди 187 стран [См. 2]. В то же время по уровню ВНП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности, Казахстан занимал всего лишь 89 место среди 136 стран [См. 3]. И это при том, что в рейтинге использовались данные за 2012 год, когда средняя цена нефти была на уровне $110,52 за баррель.

Немалое значение имеет и тот социально-политический опыт, который приобретен гражданами Казахстана за последние 25 лет. Открытость страны культурно-информационному воздействию Запада с его демократическими ценностями не могла не способствовать росту политической активности наиболее сознательной части казахстанского общества. Однако сегодня она сталкивается с неадекватными методами мнимой политической модернизации, проводимой сверху. То есть, налицо некоторые признаки формирования классической ситуации, когда не только "низы" не хотят жить по-старому, но и "верхи" не могут управлять по- старому.

Провозглашенный руководством Казахстана курс на вхождение в число 30-ти наиболее развитых стран мира предполагает создание ситуации, объективно благоприятствующей распространению идеологии самоограничения и эгалитаризма. Что означает, в частности, рост значения человеческого капитала в качестве ведущего фактора экономического роста и вытекающего отсюда повышения образовательного уровня граждан страны и их политической культуры.

 

Список литературы

1. http://riarating.ru/countries_rankings/20130305/610543771.html

2. http://gtmarket.ru/news/2014/07/24/6843

3.      http://www.rcb.ru/news/219683/