Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И КРУПНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИНСТИТУТЫ И МЕТОДЫ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2016г.

Актуальность темы статьи такова: политическое взаимодействие государства и бизнеса является важным каналом конвенционального участия институтов гражданского общества в политическом процессе, методом компромиссного согласования групповых политических интересов. Такое взаимодействие в демократическом социальном государстве предполагает открытый и непрерывный диалог между субъектами политики как условие стабильности и инновационного развития общества.

Роль бизнеса России в политическом взаимодействии выявлена в монографиях С.П. Перегудова [5], А.В. Павроза [4], а также статьях А.Д. Богатурова [1], В.Ю. Фокина [7], Е.Н. Костиной [2]. Внимание аналитиков сконцентрировано на политических стратегиях корпоративного бизнеса. Вместе с тем, целеполагание, институты и методы государственной политики взаимодействия с крупным бизнесом изучены значительно слабее.

Цель нашей работы – установить институциональные форматы и методы политического взаимодействия государства и крупного бизнеса в современной России. Хронологические рамки статьи избраны с лета 2003 г. по настоящее время. Именно «дело ЮКОСа» отчетливо обозначило переход органов федеральной государственной власти к ограничению антисистемной оппозиции крупного бизнеса, к созданию системы государственного корпоративизма.

Теоретической основой исследования выбран нормативный неоинституционализм, что позволяет установить формальные и неформальные организационные структуры и практики, ресурсы влияния и интересы сторон взаимодействия. Типология политического взаимодействия государства и крупного бизнеса в России определена на основе методологически важных выводов С.П. Перегудова [6, с. 255-322], а также Л.И. Никовскойи В.Н. Якимца [3, с. 27-35].

Сущность политического взаимодействия определена в качестве типа отношений между субъектами политики, при котором они оказывают взаимное влияние друг на друга, обмениваются ресурсами власти и влияния. Политическое взаимодействие является условием воспроизводства функций политической системы, еѐ развития. Политические взаимодействия выражают баланс интересов и стратегий политических субъектов, включены в систему политических отношений. Политические взаимодействия позволяют выявить диспозицию политических субъектов в политической системе, их интересы, цели активности. Акты политического взаимодействия позволяют установить механизмы функционирования и развития политической системы. Параметры политического взаимодействия – равноправные партнерские виды отношений (консенсус, соглашение, союз, блок, сотрудничество), а также иерархические отношения между его участниками (господство, конфликт, управление). Основная цель политического взаимодействия при демократии – достижение оптимального соотношения между интересами политических субъектов, консенсуса и сотрудничества между ними, согласование их потребностей в интересах всего общества, сохранение и повышение политической стабильности.

Институциональные формы определяются как воплощение политического порядка в обществе либо его сегменте. Институциональные формы регулируются в России в большей мере неформальными конвенциями субъектов политических взаимоотношений, а не законодательством. Они поддерживаются и воспроизводятся через политико-культурные регуляторы: ценности, ориентации, установки деятельности. Утверждать о наличии форм можно вследствие типичности, интерсубъектности, прогнозируемости стратегий и тактик политического взаимодействия власти, бизнеса и общества. Институциональные формы политического взаимодействия конструируют основные способы существования акторов политики, обеспечивают согласование интересов в конкуренции за власть и влияние.

В России сложилась «вертикальная», государственно-корпоративная модель политического взаимодействия государства, бизнеса и профсоюзов. Государство проводит политику взаимодействия с бизнесом и профсоюзами в интересах повышения своей легитимности и стабилизации политической системы. К параметрам политической стратегии государства в данной сфере относятся: неформальные институты и практики социального партнерства; приоритет роли государства (формирование системы партнерских отношений сверху); самоустранение государства от контроля за соблюдением равных прав сторон в системе партнерских отношений; социальное партнерство в трактовке органов государственной власти рассматривается как фактор обеспечения политической стабильности в большей мере, чем средство разрешения конфликтов путем переговоров и согласования интересов социальных групп.

Современный российский корпоративизм наиболее близок к «азиатскому» типу государственного корпоративизма. Он характеризуется доминирующим положением государства по отношению к бизнес- субъектам и формулой «совместное с государством управление». Специфика корпоративизма, формирующегося в современной России, проявляется в распространении патрон-клиентарных отношений, доминировании крупного бизнеса над малым и средним в политической сфере взаимодействий. Это смещает баланс формализованных и неформализованных методов влияния на процесс принятия политических решений в пользу неформальных методов.

Стратегии бизнес-субъектов в политическом взаимодействии характеризуются целями лоббирования предпринимательской деятельности и представительства интересов в органах государственной власти, создания выгодных для бизнеса формальных и неформальных институтов согласования интересов. Для взаимодействия российского бизнеса с государством характерен институциональный компромисс, т.е. неформальные соглашения о допустимости выборочных нарушений законодательных норм, благодаря чему поддерживается баланс политических интересов. Данная модель создает возможность несоблюдения законов и формализованных правил. В итоге осуществляется неформальный обмен политическими ресурсами с органами государственной власти. В России существуют параллельные институциональные режимы. Один и тот же объект отношений власти и бизнеса, одни и те же взаимодействия регулируются разнотипными институциональными порядками, т.е. различаются по степени легальности. Общие для всех бизнес-субъектов государственные меры по укоренению корпоративизма в России способствуют консолидации бизнеса. Общими для бизнес-субъектов мерами, способствующими институционализации корпоративизма, являются: создание формализованных структур прямого политического представительства и правовая регламентация неформализованных отношений.

Бизнес-ассоциации трактуются как одна из институциональных форм объединения для достижения совместной цели на основе компромисса интересов. Бизнес-ассоциации проявляются в виде торговых палат, торгово-промышленных групповых, профессиональных объединений, федераций производителей, ассоциаций представителей малого и среднего бизнеса. Их появление говорит о зрелости той или иной сферы бизнеса. Это означает, что ее представители воспринимают друг друга не только как конкурентов, но и как коллег, осознают наличие совместных целей и интересов, защищать которые перед лицом государства и общества легче совместно.

Российские бизнес-субъекты мало влияют на политику государства. Среди причин – низкое развитие гражданского общества и пробелы в законодательстве. В Гражданском кодексе РФ, законах «О некоммерческих организациях»и «Об общественных объединениях» не упоминаются предпринимательские объединения. Они существуют в разных организационно-правовых формах: от общественных организаций до коммерческих структур, называемых «союз», «ассоциация» и др. Несмотря на заявление Президента Российской Федерации о поддержке бизнес-ассоциаций, госслужащие на местах проявляют незаинтересованность в их создании. Мешают развитию и недостаток финансовых ресурсов, и тесная связь многих предпринимательских объединений с политическими структурами, что лишает их самостоятельности, сильная привязанность бизнес-структур своим лидерам, что препятствует эффективному лоббированию интересов отраслей или секторов экономики в целом.

Предложим рекомендации субъектам политического взаимодействия органов государственной власти и бизнес-структур: необходимо создание институциональных форм прямого представительства бизнеса в органах государственной власти при нормативной регламентации неформальных практик; следует развивать процедуры публичных слушаний при обсуждении важнейших вопросов политической модернизации; целесообразно принятие Федерального Закона РФ «О лоббизме» и создание постоянных совещательных органов из представителей бизнеса и НКО при Федеральном Собрании РФ, имеющих решающее право голоса при принятии законопроектов в их сфере интересов.

 

Список литературы

1.      Богатуров А.Д. Понятие экономической политологии и особенности ее проблемного поля в России // Политические исследования. Полис. 2011. № 4. С. 8-19.

2.      Костина Е.Н. Особенности внедрения принципов корпоративного гражданства в России (на примере нефтяного бизнеса) // Политическая экспертиза. Политэкс. СПб., 2010. Т. 6. № 3. С. 88-96.

3.      Никовская Л.И., Якимец В.Н. Публичная политика как ресурс и фактор посткризисной модернизации // Модернизация и политика в ХХI веке. М., 2011. С. 27-35.

4.      Павроз А.В. Группы интересов и трансформация политического режима в России. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос. ун-та, 2008. 360 с.

5.      Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука, 2003. 352 с.

6.      Перегудов  С.П.  Политическая  система  России  в  мировом  контексте:  институты  и  механизмы взаимодействия. М.: РОССПЭН, 2011. 431 с.

7.      Фокин В.Ю. Политическая практика государственно-частного партнерства в России // Полис. 2011. № 4. С. 60-69.