Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БИОЭТИКА В РАКУРСЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ БИОТЕХНОЛОГИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2016г.

Бурно развивающиеся исследования в сфере биологии и медицины на сегодняшний день актуализировали вопрос контроля вмешательства технологических возможностей в жизнь человека и его природу. Дуалистическое положение человека в мире биотехнологий, в качестве объекта и субъекта исследования, потребовало переосмысления парадигмы ценностной нейтральности научного знания. Дисциплиной, вводящей в сферу биомедицинских наук, этико-гуманистические факторы является биоэтика. Представляя собой область диалога медиков, юристов, биологов, философов и теологов биоэтика пытается решить моральные проблемы, возникающие в таких вопросах как применение новых репродуктивных технологий (ЭКО, суррогатное материнство), ДНК-диагностики,  генной терапии, получения, культивирования и трансплантации стволовых клеток, эвтаназии.

В настоящее время биоэтика стала полем противоборства двух противоположных философско-этических направлений — этического абсолютизма, представляемого христианской этикой, и этического релятивизма, вытекающего из утилитаризма и прагматизма. Этический релятивизм в различных своих модификациях основывается на материалистической и натуралистической концепции человека [4,с.588]. Христианский подход к вопросам биоэтики опирается на антропологическую концепцию человека как несамобытной личности сотворенной Богом и представляющей собой единение души и тела, «двуединое, духовно-телесное, личное существо» [7,с.10].

Достижения современной генетики и генной инженерии постепенно выдвигают на первый план возможность улучшения и, в дальнейшем, радикальной модификации человека. Это уже не просто его "улучше- ние", а создание человека с заранее заданными свойствами. При этом один человек становится в полном смысле слова творцом другого человека. Сначала человек А составляет для себя план творения, согласно которому будущий человек Б должен обладать такими-то и такими-то свойствами. Сначала разрабатывается "техническое задание": будущие творцы-родители обсуждают со специалистами-генетиками, какими чертами и свойствами должен обладать будущий ребѐнок. После того как техзадание согласовано, генетики составляют планы, чертежи, в соответствии с которыми будет проектироваться ребѐнок [8,с.523]. Стремление человека модифицировать свою природу путем исправления недостатков, улучшения психофизиологических свойств напоминает искаженное христианское стремление  –  theosis – обожение.    Обо́жение – учение Православной Церкви о соединении человека с Богом, приобщении человека Нетварной Божественной жизни через действие Божественной благодати[1]. В процессе обожения совершенствование человеческой природы - преодоление последствий грехопадения (смертность и тленность) происходит путем духовного возрастания. Путь обожения представляют собой синергию Бога и человека. Человек, проходя путь к обожению, изменяет себя через смирение, аскетическое делание, Церковные Таинства и молитву. Вся совокупность данных действий направлена на искоренение внутренних страстей, очищение души и ума.

Святые Отцы разработали глубочайшее и точнейшее учение об устроении души и человеческих страстях. Они различают в душе разумную и чувственную силы или способности. Последняя включает в себя раздражительную и желательную силы. Умная сила отвечает за разумную деятельность души – рассуждение и созерцание. Раздражительная сила может быть положительно или отрицательно направлена – рождая любовь или ненависть. Сила желания может обратиться к чувственным удовольствиям, алчности, чревоугодию, плотским страстям и проч. Если эти три силы души – умная, раздражительная и желательная – не будут очищены, человек не сможет вместить в себя Благодать Божию, не сможет быть обожжен [2].

Философская антропология, в лице Одо Маркварда, описывает человека 20 века через теорию компенсации. Человек – компенсирующее живое существо. Компенсации представляют собой «уравновешение недостаточных состояний» посредством замещающих или восстанавливающих свершений [6,с.14]. Переживаемые человеком страдания, смертность, недостаточная физическая организация предстают в качестве возможностей для компенсации, преодоления неполноты человеческой природы. Современные биомедицинские технологии являются тем средством, которое предназначено для самостоятельной механистической модификации природы человека. Образовалось целое философское течение трансгуманизма, твердящее о необходимости при помощи технологий: нанотехнологий, биотехнологий, роботехники, информационных и когнитивных технологий, — увеличить продолжительность жизни, здоровье и человеческие способности [3]. Нейрофармакология уже сегодня предлагает различные психотропные препараты, контролирующие эмоциональное состояние человека. Принимая лекарственные средства человек может почувствовать себя более уверенным в себе, более счастливым, внимательным, благополучным, работоспособным, умиротворенным. Рассматривая воздействие психотропных препаратов в спектре христианского аскетического делания видно, что они направлены на коррекцию чувственной силы души. Однако, в действии этих двух методов кардинальные различия: аскетическое делание направлено на полное искоренение греховных побуждений души – гнев, уныние, рассеяние ума, раздражение и др. Человек полностью включен в данный процесс, он ответственен за свои действия, силой ума и воли должен контролировать себя и быть внимателен к внутренним движениям своей души. В процессе лекарственной корректировки человек остается пассивным субъектом, в котором недостатки его характера и воли либо приглушаются, либо стимулируются, в зависимости от ситуации. Компенсации представляют собой ограниченные, конечные, а не абсолютные процессы и усилия[6,с.15].

Преодолевая ограниченность собственной природы посредством технологий человек стремиться к обретению свободы, здоровья, счастья, увеличению продолжительности жизни. Упуская при этом фактор полной зависимости и уязвимости «нового» человека от представителей научного сообщества и самих достижений биомедицины. Новая ситуация несет в себе вызов человеку как существу тварному, вызываемому к жизни, и такой вызов требует нового осознания им своей этической и онтологической ответственности. Перед лицом новых перспектив, открываемых генетической манипуляцией, человек вынужден переосмыслить свое положение в мире, дать ему новое определение, вновь испытать свою совесть с точки зрения той невероятной власти по отношению к жизни, которая все в большей мере оказывается в его руках [4].

 

Список литературы

1.      Азбука веры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/14/obozhenie-all.shtml - (дата обращения 26.08.15)

2.      архм. Георгий (Капсанис) Обожение как смысл человеческой жизни [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsanis/obozhenie-kak-smysl-chelovecheskoj-zhizni/ - (дата обращения 27.08.15)

3.      Зарайский В. Взгляд православного на биоэтику [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/vzglyad-pravoslavnogo-na-bioetiku/ - (дата обращения 28.08.15)

4.      Зелинский В. Благодарение жизни. От биоэтики к премудрости (попытка православного осмысления) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://3rm.info/uploads/biblioteka/pravoslavie-i-medicina/zelinsky/H1- T.htm#1 – (дата обращения 30.08.15)

5.      Католическая энциклопедия: в 5 т. Т.1 /М.: Издательство Францисканцев,2002.-1906 с.

6.      Кимелев Ю.А. Западная философская антропология на рубеже XX-XXI веков. Обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отдел философии. Отв. ред. Панченко А.И. – М.,2007. – 76 с.

7.      Шиманский Г.И. Конспект по нравственному богословию. / Киев, 1990.-205 с.

8.      Юдин Б.Г. Сотворение трансчеловека // Вестник Всероссийской академии наук, 2007,том 77, №6, с.520-527