Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЛОСОФСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2016г.

Поговорить о новационных терминах в философии стоит в рамках феноменологии. Феноменология является одним из наиболее влиятельных философских учений XX века. В ходе своего существования и развития она не только создала целый спектр собственных интерпретаций, но и оказала мощное воздействие на многие направления современной мысли, например, экзистенциализм, герменевтику, и другие. В связи с этим нужно отметить некоторых философов, которые развивая свое учение в рамках этого направления, по тем или иным причинам были вынуждены создавать новые философские термины, ранее отсутствовавшие в науке.

Одним из ярких представителей такого новаторства является основатель феноменологии, немецкий философ Э. Гуссерль. Начало активного творчества Эдмунда Гуссерля (1859-1938 гг.) относят к началу XX века, когда  в  1900-1901  годах  появляется  его  работа  «Логические  исследования».  Он  стремится  создать «трансцендентальную феноменологию», при которой субъектность - это фундаментальное условие всякого познания, а сознание, к которому обращен феноменолог, - особый регион бытия со своими связями и отношениями.

Феномены - единства идеального предмета и смысла, существующие в «чистом сознании». Они отличаются от «явлений» тем, что за явлениями есть ещѐ «сущность», а за феноменами - нет, они «сами себя через себя показывают», сами себя исчерпывают, они - очевидны. Сознание - это поток феноменов, который предан нам до всякой рефлексии и выступает как целостность. Феномены - элементы потока переживаний и тоже целостности. Они не могут быть восприняты путем абстрагирования, выведения общего из индивидуального. Поэтому соотнестись с феноменами можно только путем идеации (этот термин вводит Гуссерль) - особого рода усмотрения сущности, интуитивного категориального созерцания. Усмотрение феноменов - это извлечение их из потока сознания. Однако, извлекать можно по-разному. Существует много различных видов направленности сознания на один и тот же идеальный предмет (воспоминание, фантазирование, ожидание и т, д.). Гуссерль, обращаясь к структуре интенциональной (интенция - еще один новационный термин Гуссерля) деятельности, берѐт в качестве универсального ведущего свойства сознания восприятие.

Феноменологическая философия, таким образом, показывает нам различия между интенциональным объектом и самим актом интенции, которые позволяют нам, используя метод интроспекции, понять акт коммуникации. Феноменологическая философия придерживается позиции того, что в процессе языковой коммуникации переживания субъекта выступают непосредственным выражением высказываний о внутреннем состоянии данного субъекта.

Наряду с феноменологией и экзистенциализм - одно из самых популярных течений нашего времени также вводит новые термины в понятийный аппарат философии. Его название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» - существовать, и обращено не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию. Здесь нам интересны такие философы как М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр, которые создают в своей философии целый ряд новых определений и понятий.

Мартин Хайдеггер  (1889-1975 гг.) - философ,  сыгравший решающую роль в становлении и развитии экзистенциализма, хотя сам себя он экзистенциалистом не называл. Одна из выдающихся его работ - «Бытие и время». Эта работа, сложная и загадочная, была написана своеобразным языком, так как Хайдеггер считал современный технизированный рационалистический язык не пригодным для разговора о бытии как особом ракурсе рассмотрения действительности. Хайдеггер отказывается от традиционных философских терминов «субъект», «объект», «отражение», «противоречие», а также от слов типа «пресса, газета, радио, фильм». Он считает их рационалистическими конструкциями, которые следует заменить «экзистенциалами» - словами- образами, такими, например, как Dasein - «тут-бытие» и Das Man - субъект.

В предыдущих работах мною было отмечено, что транзитивной по отношению к неклассической и современной (постмодернистской) парадигмам интерпретации языка является концепция, сформулированная в работах позднего Хайдеггера и основанная на принципиальном отказе от узкоспециальной, сугубо семиотической его трактовки. По Хайдеггеру, человек как «пастух бытия» слушает его глубинный зов - призыв абсолютной семантической полноты, жаждущей обрести форму своего выражения [2, с. 78]. Именно в языке коренится для человека возможность свершения своего высшего предназначения: Я есть способность человека «сказать бытие», артикулировать в языковых структурах его голос, ибо устами говорящего говорит само бытие, обретающее в языке сферу своей презентации, - и в этом плане язык есть «дом бытия». В свете этого «дар речи есть не какая-то одна из человеческих способностей рядом со многими другими. Дар речи отличает человека, только и делая его человеком. Этой чертой очерчено его существо... Сущность человека покоится в языке» [4, c. 105].

Жан-Поль Сартр (1905-1980 гг.) - французский философ, беллетрист, политический деятель, яркий представитель французского экзистенциализма. Его главный теоретический труд «Бытие и ничто» (сам Сартр называл эту работу опытом феноменологической онтологии), написанный в 1943г. В своей методологии Сартр опирается на феноменологические представления гуссерлианства, но не признаѐт «трансцендентальной субъективности», которой пытается достичь Гуссерль, потому что считает еѐ умственной конструкцией. Для философии Сартра характерен отказ от использования традиционных терминов философии. Философия Сартра строится на противопоставлении двух основных категорий, равнозначных «Я» и «не-Я». Категория «бытие-в- себе» занимает существенное место в онтологии Сартра и равнозначна «не-Я». «Бытие-в-себе» контрастирует в онтологии Сартра с «бытием-для-себя». В-себе-бытие есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления «для-себя» [3, с. 127]. Однако эти две категории, две полярности у Сартра отнюдь не равнозначны. Бытие-в-себе остается в системе темным фоном, на котором существует и действует одно лишь для-себя-бытие, единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения.

Но если бытие-в-себе случайно, оно возобновляется, чтобы деградировать в для-себя. Оно является, чтобы потеряться в для-себя. Одним словом, бытие есть и может только быть. Но собственная возможность бытия - возможность, которая открывается в ничтожащем акте, - означает быть основанием себя в качестве сознания через жертвенный акт, который ничтожит бытие; для-себя есть именно в-себе, потерявшееся как в-себе, чтобы основать себя в качестве сознания. Таким образом, сознание сохраняет от самого себя свое бытие-сознание и может отсылать только к самому себе, поскольку оно является своим собственным ничтожением; но то, что ничтожится в сознании, не может быть названо основанием сознания и является случайным в-себе. В-себе ничего не может основывать; если оно основывается, то это потому, что оно модифицируется в для-себя. Оно есть основание самого себя, поскольку оно уже больше не является в-себе; здесь перед нами происхождение всякого основания. Если бытие-в-себе не может быть ни своим собственным основанием, ни основанием других существований, то основание вообще приходит в мир через для-себя. Для-себя не только основывает себя как ничтожимое в-себе, но с ним впервые появляется основание. [3, с. 184].

Из вышеприведенной цитаты хорошо видно, что Сартр разрабатывает достаточно сложную систему понятий и определений для наиболее полного и точного выражения своих мыслей и построения своей философской концепции. Сам автор говорил о том, что его философия - это способ донести до большинства свое мировоззрение о жизни и мире. Эта манера выражать мысли и идеи особым способом, продолжая традиции Гуссерля и Хайдеггера, опять-таки, наталкивает на мысль о том, что данное изъяснение является очередной попыткой усовершенствования способа донесения информации до масс.

Сартр говорит о таких понятиях как «в-себе-событие», которое является инертным и вневременным, оно просто есть, наличествует и потому абсурдно и фактично. Человек испытывает тошноту перед этой бесформенной массой. И только человеческое сознание - не объект среди объектов, не предмет, и о нѐм никогда не скажешь «вот оно». Человек не обладает как предмет некоей предзаданной сущностью, он прежде всего - существование, экзистенция, проект. Эта «проективная» природа человека находит яркое выражение в его «фундаментальном проекте».

Такая интерпретация, казалось бы, абсолютно привычных понятий, идущих из древности, но выставленных в новом свете, сквозь призму, нового языка, созданного собственно самими авторами, позволяет увидеть и воспринять проблему в новом виде, в новом ракурсе. Философия экзистенциализма рисует нам весьма интересную картину способов построения совершенного языка.  Ведь даже при  переводе терминов того  же Гуссерля или Сартра мы переносим смысл дословно, т.е. Не привязываясь к уже имеющимся стандартам в понимании того или иного термина. А в случае с введением новых терминов Хайдеггером, мы их даже не переводим на родной язык, а используем немецкие слова, т.к. их невозможно заменить аналогами языка перевода. Но несмотря на это, смысл и суть философии Хайдеггера ясна и понятна. Следовательно, можно считать, что введение такого рода терминов в философию и вообще язык является способом построения очередной совершенной модели языка.

 

Список литературы

1.      Гуссерль, Э. Логические исследования [Текст] / Э. Гуссерль // Собрание сочинений: в 3-х т. / Пер. с нем. В.И. Молчанов - М.: Гнозис, 2001- Т.2 (1).

2.      Михнюк А. Н. Пределы и границы поисков совершенного языка [Текст] / А.Н. Михнюк/. – Германия, Саарбрюккен: Lap Lambert Academic Publishing, 2015.

3.      Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж. П. Сартр / Пер. с фр., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000.

4.      Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. [Текст] / М. Хайдеггер / Сост., пер. с нем. и коммент. В. В. Бибихина - М., Республика, 1993.