Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Динамизм общественного бытия выдвигает на первый план значимость ситуативного, фрагментарного, неопределенного, виртуального. По мнению известного социолога Э. Гидденса мир на переломе веков, наш сегодняшний мир, вовсе не стал более устойчивым, предсказуемым и управляемым, он вовсе вышел из-под контроля - « ускользает из рук». Стремительно меняются не только экономические и политические явления, меняются нормы, ценности и традиции. Нужны ли такому ускользающему миру общечеловеческие ценности?

В традиционных социальных структурах господствовали моральные принципы, выбитые на Моисеевых скрижалях и утверждаемые Буддой, Конфуцием, Христом и Магометом. Модернистский позитивизм ограничил абсолютность теологических концепций, но не идею о том, что мораль базируется на универсальных принципах, социализирующих и дисциплинирующих человека, его свободную волю. В устойчивых общественных пространствах, утверждает известный социолог З.Бауман, создавались нормы, «вершилось и горизонтально распределялось «правосудие», и тем самым, собеседники превращались в сообщество отличное от других и сплоченное общими критериями оценки»[1] .

В эпоху модерна мораль являлась конструкцией этического кодекса постулируемого высшим порядком - богом, разумом, государством. Ее основной вектор – регуляция отношений между обществом и индивидом. Постмодерн разрушил кодекс универсальных моральных принципов и социальность морали. Людей уже нельзя оценить как плохих или хороших. Они скорее - «морально амбивалентны». Отсутствие устойчивого механизма морального контроля приводит к неразрешимости моральных проблем. Однако мораль не исчезает. Она становится «моралью без этики». Моральная жизнь предстает как постоянный выбор наугад до всяких правил.

Поскольку особую значимость в постмодернистской культуре приобретает потребность быть «для другого», то мораль обращается к поиску регуляторов ситуативного межличностного взаимодействия. Люди встречаются на пересечении значимых для них в данный момент интересов. Флэшмоб или воскресный супермаркет с развлечениями могут рассматриваться как своего рода аналоги таких возникающих социальных объединений. На территории, лишенной устойчивого публичного пространства, существует мало возможностей для столкновения ценностей, обсуждения норм и выработки компромиссов. В пространстве временных связей вопрос об общепринятых оценках и нормах практически не возникает. Никакой приговор не подвергается сомнению, поскольку нет такого высшего суда, которому можно было бы адресовать вопросы - «судьи не оставили адреса - даже адреса электронной почты — и никто не может сказать с уверенностью, где они находятся».[1]

Однако приоритет экзистенциального выбора, плюрализм всех форм жизнедеятельности не могут и не должны исключать существование общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие ценности – это универсальные, фундаментальные нормы и принципы, имеющие абсолютную значимость для людей любой культуры и любой исторической эпохи. Непреходящими являются ценности добра, гуманизма, справедливости, милосердия, достоинства личности, красоты, истины и веры. Основополагающей ценностью является и сама жизнь человека.

В настоящее время – в эпоху обострения глобальных проблем, усиления социальных потрясений, деструктивных процессов в политике, обесценивания моральных принципов – проблема общечеловеческих ценностей приобретает особую значимость. Геополитические конфликты, теракты, гуманитарные катастрофы в немалой степени возникают из-за несоблюдения общечеловеческих ценностей. Некоторые страны ведут весьма агрессивную политику, используют любые средства для достижения своих целей. К примеру, Соединенные Штаты Америки уже с начала холодной войны навязывают свою гегемонию, «диктуют» другим странам свои представления о демократии и ценностях жизни. В Украине страдают и гибнут дети, поднимает голову неонацизм. Ценности в политике связаны со сложнейшим модусом совокупных отношений социальных субъектов, эти ценности признающих. Если бы общечеловеческие ценности являлись базовыми принципами в отношении государств, то многих социальных катастроф удалось бы избежать.

Гуманизм должен являться главным и основополагающим принципом, определяющим стратегию поведения людей, стран, наций. Гуманизм (с латыни humanitas— «человечность») - демократическая и этическая позиция утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества, признающего жизнь как высшую ценность данную нам. Государства, не пренебрегающие гуманистическими принципами, имеют больше возможностей сохранять мир как внутри страны, так и за ее пределами, сохранять стабильное сосуществование. Однако нельзя не согласиться, что даже нравственные истины, не могут рассматриваться догматически. К примеру, гуманизм, основанный на слепом фанатичном отстранении от насилия, может привести к падению целый страны.

С точки зрения известного социолога П.Сорокина наличие устойчивой системы ценностей является системообразующим фактором, ключевым условием существования как мировых культур, так и внутреннего мира личности. Общечеловеческие ценности играют огромную роль в развитии индивида, дают ему возможность лучше познать самого себя. Они определяют вектор направленности пути, по которому следует человек, помогают ему четко осознать последствия и результаты своей деятельности.

Благодаря общечеловеческим ценностям человек способен научиться видеть грань между истиной и ложью, добром и злом, милосердием и жестокостью, щедростью и корыстью, честностью и бесчестием. Доброта и щедрость всегда помогали людям создавать и сохранять прочные связи и отношения. Честность - эта качество, на которой держится  стабильность. Она помогает людям вести совместную  деятельность. Благодаря этому качеству люди способны доверять друг другу даже в самых критических, пограничных ситуациях. Милосердие - это великое состояние души, которое направляет человека только на проявление благих намерений. Милосердие есть искреннее, доброжелательное и всепрощающее отношение к другому человеку. Еще в средние века считалось, что рыцарь, проявивший милосердие по отношению к своему сопернику, является человеком благородным и отважным. В христианской этике утверждается, что в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения милосердие есть долг человека, в котором он призван осуществить нравственный идеал.

Социокультурная ситуация современности – это ситуация становления единого, целостного, взаимосвязанного мира. Духовным основанием глобализирующегося мира являются общечеловеческие ценности. Императив общечеловеческих норм и принципов способствует устранению непримиримости и враждебности в отношениях между странами и народами, создает возможность диалога, усиливает толерантность, обеспечивает открытость и прозрачность в решении проблем, стоящих сегодня перед человечеством.

Оценивание всех сфер жизни общества и личности с позиций общечеловеческих ценностей вскрывает глубинный, экзистенциальный смысл бытия, бросает гуманитарный и гуманистический вызов миру. Представления об общечеловеческих ценностях складывались веками и тысячелетиями. Только следуя этим идеалам и принципам, человечество сможет выжить. Иначе оно погибнет. Поэтому жизнь в обществе для любого человека должна сообразовываться с основными законами бытия человека. «Всем нам, утверждает З.Бауман, необходимы нравственные убеждения, которые выше мелких забот и дрязг повседневности. Мы должны быть готовы активно отстаивать эти ценности, если они плохо приживаются или оказываются под угрозой. Сама космополитическая мораль должна вдохновляться страстью. Нам всем было бы незачем жить, если бы у нас не было того, за что стоит умереть»[2.с.66]. Кант утверждал, что человек всегда цель, а не средство.

Практика начала 21 века убеждает нас в том, что без опоры на универсальные духовные принципы максима Канта о человека как высшей ценности не работает.

 

Список литературы

1.      Бауман  З.  Глобализация.  Последствия  для  человека  и  общества  /  пер.  с  анг.  М.:  Весь  Мир, 2004.[Электронный ресурс] - StudFiles.rupreview/18524499 (дата обращения – 14.06.15).

2.      Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.- М.: Изд-во «Весь мир», 2004. – 120с.