19 августа 2017г.
1. Здравоохранение – это особая сфера деятельности, обеспечивающая право граждан на охрану здоровья. Сегодня в условиях становления информационного общества меняется рынок медицинских услуг, требующий изменений в системе культуры здравоохранения.
Основная задача медицинского учреждения – сохранение и укрепление здоровья населения. Реализация такого принципа в условиях рыночной экономики возможна на основе развития информационной культуры в учреждениях здравоохранения.
Информатизация требует от каждого члена общества владение определенным уровнем информационной культуры. Для медицинской деятельности эти требования еще выше.
Несмотря на важность существующей проблемы, исследований информационной культуры медицинской деятельности в научной литературе мало. Активно ведется изучение медицинской культуры, принципов ее управления. Однако информационная составляющая данного явления остается малоисследованной. Не выявлены механизмы и принципы ее формирования, не определены функции и структура данного вида культуры.
Таким образом, актуальность исследования информационной культуры медицинских учреждений продиктована следующими факторами:
- в условиях информатизации общества возникает необходимость формирования информационной составляющей культуры медицинских учреждений;
- информационная составляющая культуры медицинских учреждений является недостаточно изученным феноменом в современной науке и философии культуры как отрасли научного знания;
- для разработки механизмов повышения эффективности работы медицинских учреждений в условиях информационного общества, необходимо исследование информационной культуры как социокультурного феномена.
2. Анализ информационной культуры в системе человеческой культуры [1 -3] показал, что в ее основе лежит информационное взаимодействие и информационная социализация личности. В структуре информационной культуры можно выделить три основных элемента: информационную, операционную и мотивационную подсистемы [4]. Особенностью данного вида культуры является то, что она формируется и реализуется на основе информационной деятельности. Это значит, что знания, умения и установки, необходимые для реализации медицинской деятельности на основе информационной культуры могут транслироваться и усваиваться только с использованием современных информационных технологий. Изучение структуры информационной культуры [8] в медицинских учреждениях как вида деятельности показала, что она может быть рассмотрена как система, в которой все элементы носят информационный характер: субъект, объект, средства , среда, условия, процесс, система, результат. Медицинскую информационную культуру можно определить как систему знаний, умений и установок, формируемых на базе информационного взаимодействия, направленных на реализацию медицинского обслуживания.
4. Информационная культура – это результат информатизации общества [5]. Медицинская информационная культура связана с информатизацией сферы здравоохранения. Изучение уровня информатизации здравоохранения России показало, что она находится на уровне недостаточном для эффективной работы медицинских учреждений в условиях информационного общества [6-7]. В частности: в здравоохранении РФ низкий уровень оснащенности компьютерной техникой рабочих мест медицинского персонала; малоэффективное использование в медицинских учреждениях имеющихся информационных систем; применяемые информационные системы и технологии не обеспечивают создание единого информационного пространства, необходимого для развития эффективной информационной культуры; существует низкий уровень информационной культуры кадрового потенциала здравоохранения.
Основными причинами сложившейся ситуации являются: недофинансирование системы здравоохранения; низкий уровень кадрового потенциала здравоохранения; нехватка специалистов, обеспечивающих работу информационных технологий в медицинских учреждениях.
5. Для развития информационной культуры медицинских учреждений необходимо создание информационного пространства медицинского учреждения. Изучение данной проблемы показало следующее: информационное пространство медицинского учреждения создается при функционировании информационной культуры медицинского учреждения как вида деятельности; информационные ресурсы (социальная медицинская информации и данные) являются пассивными источниками информационного пространства; активными источниками информационного пространства являются субъекты медицинской деятельности (сотрудник, пациент, учредитель и т.п.); средством информационного пространства медицинского учреждения является современная информационная система, позволяющая осуществлять централизованную обработку, передачу и хранение медицинской информации; информационное пространство культуры медицинского учреждения выполняет следующие функции: информативную, юридически-правовую, управляющую, коммуникативную.
Основными задачами информационного пространства информационной культуры медицинского учреждения являются: адаптация и социализация сотрудников медицинского учреждения; коммуникация между всеми субъектами информационной культуры; управление и согласование работы всех элементов информационной культуры.
В качестве перспективы информационного пространства информационной культуры медицинского учреждения в России следует выделить: развитие единого информационного пространства, объединяющего различные медицинские учреждения; развитие системы телемедицины; информатизация административно- хозяйственной деятельности; развитие непрерывного дистанционного образования медицинского персонала; информатизация и расширение научно-исследовательской работы; информатизация системы управления бизнес-процессами в здравоохранении позволяющая осуществлять постоянный и объективный их мониторинг, аналитическую обработку данных с целью принятия адекватных управленческих решений; повышения уровня информационной культуры сотрудников медицинских учреждений.
Список литературы
1. Мрочко, Л. В. Информационная культура общества и личности: монография / Л. В. Мрочко. -Москва : Изд-во МГОУ , 2008 - 200 с.
2. Негодаев, И. А. Информатизация культуры / И.А. Негодаев . - Ростов н/Д : Книга , 2003 - 319 с.
3. Грязнова, Е.В. Информация и виртуальная реальность: концептуальные основания проблемы/ Е.В. Грязнова, А.Д. Урсул. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. – 159 с.
4. Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. Индивидуализация человека в информационной социализации //Философская мысль. — 2017. - № 1. - С.17-29.
5. Колин, К.К. Информация и культура. Введение в информационную культурологию /К.К. Колин, А.Д. Урсул. – М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. – 300 с.
6. Шабунова А.А., Асташов В.Н., Кондакова Н.А., Шкаревская С.М. Модернизация здравоохранения в оценках населения и медицинских работников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 2 (26) 2013. – С. 87 – 100.
7. Улумбекова Г.Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения\\ Вестник Росздравнадзора. - № 2. – 2012. – С. 33 – 38.
8. Грязнова Е.В. Информационная культура медицинских учреждений: проблемы и перспективы // Человек и культура. - 2015. - 1. - C. 92 - 111.