Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЬСТВА МОЛОДЁЖИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

Успешность задач социально-экономического развития России во многом определяется реализацией созидающего потенциала молодежи. Особое место в прогрессе общественного развития занимает семья, являющаяся одним из основных каналов воспроизводства, воспитания и социализации молодого поколения. Современная молодежь находится в сложных условиях трансформации прежних ценностей и формирования новых социально-экономических отношений, вследствие чего подрастающее поколение недостаточно подготовлено к семейной жизни, созданию семьи и ответственному родительству. По данным исследований конца XX – начала XXI вв. отмечается крайне низкий уровень подготовленности молодежи к родительству. Будущее родительство является сильной стороной отношений у 28% пар. У остальных пар ожидания, связанные с появлением ребенка, либо не совпадают, либо не соответствуют реальным трудностям, возникающим в молодой семье в связи с этим событием, более чем у 40% этот вопрос относится к сфере конфликта (Т.А. Гурко, И.В. Игнатова и др.). Так, например, одними из самых актуальных проблем современного общества является несовпадение биологической способности молодѐжи к воспроизводству потомства с социально-нравственной и психологической готовностью быть родителем; постепенная переориентация молодого поколения с ценностей семьи, основанной на стабильном браке с несколькими детьми, на ценности внесемейные. Родительство, рождение и воспитание детей как смыслообразующие элементы жизнедеятельности семьи конкурируют с ценностями статуса, выбора стиля жизни, профессиональной и личной самореализации. Этот ценностный сдвиг изменяет отношение к родительству и формы и модели его реализации (суррогатное, однополое, профессиональное), не подкрепленные социокультурными традициями, образцами поведения [3].

Таким образом, в условиях цивилизационного культурного и антропологического сдвига происходит распространение ценностей индивидуализма, потребительства, гедонизма, а семья как социальный институт претерпевает существенные изменения.

Исследователи отмечают следующие негативные тенденции в молодѐжной среде: нивелирование ценности и значимости семьи; трансформация традиционных семейных норм; подчеркивание негативной роли семьи для человека; размывание поведенческих норм, регулирующих выбор супруга, содержание родительских и супружеских ролей; исключение из субъективной картины жизненного пути перспектив, связанных с созданием семейных отношений; рост социально рискованных гендерных практик; снижение рождаемости, увеличение числа разводов и бездетных семей, массовый отказ от детей, рост беспризорных и безнадзорных детей и другие [А.И. Антонов, Т.А. Гурко, К.Н. Поливанова, А.Г. Харчев и др.].

Являясь одним из  системообразующих оснований института семьи,  родительство представляет собой относительно самостоятельную систему и социальный институт, основной задачей которого является обеспечение воспроизводства, взросления, освоения и реализации взрослости подрастающими поколениями (О.В. Глезденева) [3]. Р. В. Овчарова определяет понятие  «родительство» как интегральное образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [5, c. 22].

Исходя из понимания семьи как целостного триединства родства - родительства - супружества, А.И. Антонов трактует родительство как стержневое для конструирования семьи отношение.

По мнению Т.А. Гурко, родительство включает родительское поведение, эмоциональные, когнитивные и нормативные аспекты, а родительские практики во всем мире имеют три сходных цели: забота о здоровье и безопасности детей, подготовка детей к взрослой жизни в качестве продуктивных граждан и передачу культурных ценностей [2]. Все указанные авторами составляющие родительства (ценностные ориентации, личностные позиции, ответственность, воспитание и др.) традиционно относятся к сфере философского анализа и могут быть интерпретированы с позиций аксиологического подхода.

В истории научной мысли прослеживается традиция исследования культурно-исторических типов субъектов любого таксономического уровня общественной организации в концентрированной форме выражающих эталоны культуры общества, например, в отношении человека, это «идеальный тип» М. Вебера, «образец» для разных социальных страт Л.А. Черной, «личностный образец» М. Оссовской, «нормативная личность» Р. Линтона и т.д. [7]. Для обозначения образца родительства как социального института в последнее время употребляют следующие термины: сознательное, осознанное, ответственное, естественное, компетентное, просвещенное [1].

Как отмечает А.А. Абрамова данные конструкты затрагивают важные сферы представлений о нормативных чертах современного родительства, однако, на практике они оказываются сопряжены с неоднозначными тенденциями (например, экспансия государственной идеологии в приватное пространство семьи, установление государственного контроля над методами семейного воспитания через лицензирование родителей и др.). Поэтому по мнению исследователя осмысление феномена родительства целесообразно связывать с более широким контекстом «культуры родительства», рассматривая его как  пространство национальной культуры на макро- и микро-системном  уровнях [1]. Под «культурой родительства» автор понимает совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, сложившихся в этнонациональной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания детей в соответствии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качествах человека (идеальный культурный облик, культурный образец). Подобным образом интерпретируется культура родительства на макросистемном уровне, обусловленном общечеловеческими, этнокультурными и конкретно- историческими условиями. На микросистемном уровне культуру родительства А.А. Абрамова трактует как необходимую и достаточную совокупность общего (общечеловеческие ценности и социальные нормы), особенного (этнокультурные черты) и единичного (индивидуальный стиль отношений, поведения и деятельности, свойственной отцу и матери в конкретной семье). На этом уровне культура родительства есть совокупность отражѐнных в приватном пространстве семьи ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, характерных для этнонациональной культуры и конкретного исторического этапа, отобранных и присвоенных в соответствии со значимыми для родителей образцами и нормативными представлениями об идеальном культурном облике человека [1].

Таким образом, культура родительства – системообразующая часть культуры семьи, специфика которой заключена в аксиологической составляющей сферы, связанной с планированием семьи, еѐ репродуктивной функцией, беременностью, деторождением, отношением к детям, самоидентификацией взрослых как родителей, воспитанием младшего поколения.

Нам близок данный подход в связи с актуализацией аксиологического фактора феномена родительства, поскольку духовно-нравственная составляющая является системообразующей, задающей ценностно-смысловые координаты различных сфер жизнедеятельности человека и семьи: духовности, способности к творчеству и адаптации к современным условиям, целостности личности как мировоззренческих детерминант, отношения к окружающему миру, стиля семейного воспитания и общения, избираемых оздоровительных, педагогических, культурных, досуговых, религиозных практик, репродуктивных установок, эстетики дома и быта и др. [4, 6, 7]. Духовно-нравственная культура является ядром в аксиосфере родительства, наполняющее смыслами еѐ структурные компоненты. Отсюда, одной из главных задач российского общества, имеющих чрезвычайное общественное значение, является формирование культуры родительства у современной молодѐжи, полноценной в духовном и нравственном отношении, образ которой соответствует функции этой нормативной группы на данном историческом этапе общественного развития, чей «личностный образец» закрепляет в общественном сознании ценностные ориентиры культуры социума, в том числе, в сфере семейных отношений и семейного воспитания, основанные на исторических национальных традициях народов России.



Список литературы

1.      Абрамова А.А. Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа» / «Социально- гуманитарные знания», № 5, 2010. С. 327 - 332.

2.      Актуальные проблемы родительства в России / Отв. ред. Т. А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2013.209 с.

3.      Глезденева О. В. Модели родительства и факторы их формирования в современной России: дис. … канд. социол. наук: М. 2007. 242 с.

4.      Засухина В. Н. Биоэтика как аксиология жизни в современной России. М.: ЛЕНАНД, 2012. 144 с.

5.      Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого- социальный институт. 2006. 496 с.

6.      Рогова А.В. Идеи воспитания человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья: Вторая половина XIX - первая половина XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004. 393 c. 

7.      Сысоева Ю.Ю. Историко-педагогический анализ «допонятийного» периода исследований феноменаимиджа личности // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика и психология». 2013. №1 (33). С. 36 – 44.