Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
21 марта 2016г.

В статье осуществляется попытка социологического анализа процесса миграции на материалах данных Иркутска и крупных городов Иркутской области, анализируются новые тенденции в развитии миграционных процессов, произошедшие в Российской Федерации в период проведения реформ, и образовавшие специфическое проблемное поле теории и практики современного социального управления.

Миграция населения как сложный социальный процесс, тесно связан с изменением не только экономической структуры и размещением производительных сил на территории страны, а так же с ростом социальной и трудовой мобильности. Годами сложившиеся миграционные потоки формируют региональные рынки труда, меняя качественные характеристики социально-экономического, социально-демографического, социально-культурного состава населения регионов. Миграция сегодня не может рассматриваться только как движение рабочей силы – этот процесс становится социокультурным.

В современных условиях научное осмысление влияния миграционных потоков на социокультурные аспекты жизни российского общества имеет несомненную актуальность. Достаточно остро сегодня в регионах стоит необходимость повышать эффективность административного и социального управления миграционными процессами, кроме того важна разработка целевых программ реализации потенциала процессов  внешней и внутренней миграции населения, направленных на улучшение демографической ситуации в России, преодоление грозящей ей депопуляции и решение социально-экономических задач [3, 324].

В современных условиях представляется сложным определить типологию миграционных потоков, поскольку невозможно концептуально отразить сложности индивидуальных решений о миграции. Тем не менее, целесообразно выделить наиболее актуальные миграционные тенденции, воздействующие на Россию: 1) миграцию между Россией и ближним зарубежьем; 2)миграцию внутри России. Характер, направленность, тенденции развития миграций на региональном уровне тесно связаны с активизацией миграционного движения населения на постсоветском пространстве в целом, и как на территории России, так и на региональном уровне. Согласно данным ФМС РФ миграционные тенденции в регионах по своим качественным и количественным характеристикам разнятся, но, тем не менее, сохраняются и общие черты. В настоящее время наиболее заметной проблемой миграционного движения представляется именно иммиграционная составляющая. Она сопровождается возникновением напряженности в местах вселения отдельных этнических групп. Причина заключается в изменении структуры внешней миграции в Россию: наряду с возвращением русских, начиная с 1993 года, заметно активизировалась иммиграция в Россию представителей национальных республик нового зарубежья. Основу миграционного потока в настоящее время составляют трудовые мигранты.

Развитие миграционной ситуации в Иркутской области, в целом соответствует основным тенденциям миграционных процессов в России. К особенностям можно отнести следующие утверждения:

Во-первых, согласно статистическим данным, к началу 2000-х гг. эмиграционный отток населения превышает миграционный прирост. Сокращение численности коренных жителей происходит на фоне усугубляющихся демографических проблем и возрастающего притока мигрантов из республик Центральной Азии и КНР [1, 8-22]. Можно говорить о том, что в настоящее время происходит постепенное замещение одних этнических групп другими. Тем не менее, следует отметить, что миграционный прирост за счет притока трудовых мигрантов все же не компенсирует потери населения.

Во-вторых, при анализе образовательного и квалификационного уровня мигрантов а так же  их предпочтений в трудоустройстве, следует отметить, что замещение коренного населения происходит лишь в отдельных областях народного хозяйства, например в строительной и торговой, оставляя другие области испытывать кадровый голод. Большинство мигрантов имеют крайне низкий квалификационный уровень и часто испытывают языковые трудности. Уже в течении нескольких лет на российском рынке наблюдается массовая занятость иностранцев в неквалифицированном сегменте. Доля иностранных работников, официально занятых в качестве неквалифицированных рабочих, в 2012 г. составила 31% от всех работавших иностранных граждан. С учетом нелегально работавших, доля неквалифицированного персонала была явно выше. По данным опроса работодателей, доля неквалифицированных рабочих среди всех занятых иностранцев превышала 60%. При этом доля неквалифицированных рабочих-иностранцев в общем числе неквалифицированного персонала опрошенных организаций составила в среднем 31%, а в организациях малого бизнеса превысила 40%. [4].

В-третьих, согласно данным опросов мигрантов, проведенных автором в 2013-14 г.г. на территории городов Иркутской области, на региональном уровне принимающие сообщества имеют дело с группами населения, обладающими совершенно определенными социальными, культурными, этническими и религиозными характеристиками, умеющими проявлятьь свою социальную активность в том виде, который был ими усвоен и опробован в практике в «родных» социокультурных, этнических средах.  Процессы  ассимиляции мигрантов требуют особого пристального внимания региональных властей с позиции минимизации опасности социальной напряженности между стихийно складывавшимися, в течение десятилетий после развала СССР, этно- культурными группами населения. Возникающие проблемы лежат в основном в сферах экономики, соблюдения юридических норм и правил, образовательной и других. При имеющихся тенденциях ассимиляции, тем не менее, в большинстве случаев (согласно данным тех же исследований) выгода и интересы мигрантов остаются по месту проживания их этнической общины — на родине. 59% из числа опрошенных автором мигрантов хотят жить на Родине, а 91% при ответе на вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, что Ваши дети (или внуки) изменят своим религиозным или культурным предпочтениям в результате переезда на постоянное место жительство в Россию?» ответили резко отрицательно. Таким образом, в составе прибывающих в регион мигрантов, преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, норм общения, юридических правил проживания в нашей стране и культуры российского населения. Все это затрудняет их трудовую и социально-культурную адаптацию, создает основу социальной напряженности в регионах РФ, где высоки показатели миграционного притока. Трудовые мигранты на сегодняшний день становятся весомым социально-экономическим фактором: с одной стороны они насыщают рынок низкоквалифицированной рабочей силы, занимая нишу низко востребованных специальностей, с другой, по утверждению ряда авторов, способствуют оттоку денег из России, ухудшают криминогенную ситуацию и межэтническую напряжѐнность. [5, 77] Также из минусов трудовой миграции нужно отметить: размывание этнокультурного баланса, демпинг рынка труда. Тем не менее, с дальнейшим развитием в Сибирском федеральном округе промышленных центров и нарастающим оттоком из этих регионов в центральные области страны высококвалифицированных кадров, все более очевидной становится необходимость во внешних мигрантах, обладающих высоким трудовым и социально-культурным потенциалом [2, 802].

Анализ и прогноз современной миграционной, демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в ближайшем будущем будут приобретать для российского государства все большую значимость.

Необходима разработка государственной миграционной политики, которая носила бы целостный характер, была увязана с перспективами экономического и социального развития страны, а также с демографической политикой, и являлась полноценной составной частью внутренней и внешней политики России. Следует отметить, что при разработке рекомендаций по выработке и совершенствованию миграционной политики, необходимо иметь в виду большое познавательное и практическое значение исторического опыта в осуществлении миграционной политики в России и СССР. Кроме того, необходимо принимать во внимание практику осуществления миграционной политики в других странах. Но огромное значение имеет учет социально- экономических и политических условий, в которых данная политика разрабатывается, и тех социальных задач, которые стоят перед Россией в будущем. Эффективное регулирование миграционных процессов должно войти важнейшей составной частью в стратегию экономического и социального развития России, также и на региональном уровне, и именно в таком контексте оно может стать реальным. Необходимо переходить к поэтапной разработке Комплексной программы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на основе Федеральной миграционной программы.

 

Список литературы

1.      Аналитический обзор 2013 УФМС РФ по Иркутской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--38-7lcun.xn--p1ai/docs/analitic/anobzor_1-11_2013.pdf

2.      Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Тематический блок "Безопасность железнодорожного транспорта" Научн. рук. Н.А. Махутов. - М.: МГОФ "Знание, 2014,- 856 с.

3.      Демографический ежегодник России 2014: Стат. сб./ Росстат. – M., 2014. – 525 c.

4.      Малева Т. Миграции и российский рынок труда [Электронный ресурс]. – Режим        доступа: http:// www.eabr.org/general/upload/Maleva_Tatyana_Migracii      _i_rossiyskiy_rynok_truda.pdf

5.      Орешкин  В.А.  Россия  и  международная  миграция  трудовых  ресурсов//Мировая  экономика  и международные отношения. – 2004. - №3. – С 77